Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
К юбилею полукругосветки "Выборга"
navy_korabel
.
30 лет назад в эти самые дни ДЭПЛ Б-227, построенная в Комсомольске-на-Амуре, находилась где-то в Индийском океане на пути в Балтийское море. Насколько известно автору, выдающийся межфлотский переход сегодняшнего "Выборга" протяжённостью около 12 100 миль (56% длины экватора), является наивысшим достижением не только для лодок семейства 877 (маршрут, которым идёт "Новороссийск", как минимум вдвое короче), но и для отечественных ДЭПЛ вообще. Если считать строго по морским путям, на счету Б-227 ровно столько же пройденных миль, сколько преодолели пять из шести советских подводных лодок типа "С" и "Л", вышедших из Петропавловска-Камчатского осенью 1942 года курсом на Кольский залив (через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику) (*).


ПЛБ Б-227 "Выборг" на репетиции парада по случаю Дня ВМФ в Балтийске, 16.07.2015 (фото с klops.ru)


(*) Точные цифры: 12 127 и 12 075 миль соответственно согласно SeaRates.com.

К сожалению, не удалось найти ни воспоминаний, ни описаний перехода Б-227, состоявшегося в августе-октябре 1985 г. и пролегавшего через Японское, Восточно- и Южно-Китайское моря Тихого океана, Малаккский пролив, Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Ла-Манш и Скагеррак. Можно предположить, что лодка шла своим ходом в надводном положении (периодически укрываясь под водой от штормов) в сопровождении спасательно-буксирного судна (и, возможно, сменявших друг друга, кораблей охранения) со средней скоростью около 7 узлов, с заходами в ПМТО ВМФ СССР и порты дружественных стран по пути следования (Камрань, Сокотра, Тартус, Триполи). Ориентировочная продолжительность перехода с конечным пунктом назначения ВМБ Усть-Двинск (Рига) - около трёх месяцев.


Примерный маршрут перехода Б-227 (Liepaja Рига, Кильский канал Скагеррак). Карта сгенерирована в SeaRates.Com

На резонный вопрос о том,. что побудило командование ВМФ принять неординарное решение .о перегоне дизель-электрической подводной лодки через три океана, есть казалось бы вразумительный ответ: Б-227 прибыла на Балтику для обеспечения испытаний и подготовки экипажей строившихся там с недавних пор ДЭПЛ пр. 877ЭКМ для ВМС Индии (головной корпус был заложен на ЛАО 29.05.1983 и спущен на воду 29.07.1985). Кроме того, лодку надо было продемонстрировать потенциальным заказчикам – алжирцам и румынам (ссылка 1). И всё бы хорошо, если бы не тот факт, что от Полярного (где уже базировались однотипные Б-401 и Б-402) .до Усть-Двинска – всего 2000 миль, а от Горького (где, как и в Комсомольске, 877 строились серийно) – и вовсе 1150 миль (1460 км по внутренним водным путям до Ленинграда и 360 миль по Балтийскому морю до столицы Латвийской ССР).

Напрашивается единственное разумное объяснение рекордному марафону Б-227 (в мирное время и без особой пользы для ВМФ) – продвижение пр. 877 на мировом рынке вооружений путём демонстрации возможности оперировать не только в ближней и дальней морской, .но и в океанской зоне.. Судя по суммарному количеству "Варшавянок", построенных, строящихся и заказанных на экспорт на сегодняшний день (39!), пиар-акция "Выборга" прошла блестяще.

Отрадно, что знаменитая (как оказалось) лодка, усилиями мужественного экипажа доказавшая (подтвердившая) способность ДЭПЛ пр. 877 (2300 т надв.) совершать масштабные межтеатровые манёвры, до сих пор находится в строю, технически исправна (после ВТГ в КМЗ в 2011-14 г.г.) и принимает самое активное участие в испытаниях и боевой подготовке кораблей Балтийского, Северного и иностранных флотов .(крайнее сообщение пресс-службы Минобороны на данную тему – ссылка 2).


P.S. Из сообщения участника Морского форума Авиабазы Ван Дайк 2000 (приводится дословно, в квадратных скобках – комментарии автора блога): "По воспоминаниям КГАГ [командир гидроакустической группы] Б-227 (участник перехода), переход осуществлялся до ИО [Индийский океан] на буксире у СС [спасательное судно]. Причём не на тросе, а почему-то на цепи. В результате изрядно размочалили обтекатель МГК-400 [ГАК], пришлось в ИО отдать буксир и до Усть-Двинска – своим ходом. ПЛ на переходе не погружалась" (конец цитаты).

Конечно, немного жаль, но, даже если буксир был отдан на траверзе Шри-Ланки, рекорд для 877/636 остаётся – 7590 миль своим ходом (по прибытии "Новороссийска" в пункт постоянного базирования, он сможет записать на свой счёт "всего" 5170 миль – если считать по морскому пути Полярный-НВМБ без каких-либо отклонений от курса). При этом общая протяжённость перехода (не транспортировки) Б-227 из разряда рекордов никуда не уходит.



ПЛБ Б-227 "Выборг" на репетиции парада по случаю Дня ВМФ в Балтийске, 16.07.2015 (фото с klops.ru)


Крайнее из известных автору фото "Выборга", Калининградский залив (?), 03.09.2015 (фото Drakon 64, forums.airbase.ru)

  • 1
С интересом прочитал ваш пост. Видимо , проект действительно удачный во многих отношениях. С другой стороны , очевидный вывод в том , что операции в океанской зоне возможны или при наличии ПМТО или (в эдаком немецком стиле)при организации точек встреч с танкерами и судами поддержки.

Почти два года назад (29.11.2013) опубликовал "Карту предполагаемых пунктов маневренного базирования ВМФ России за рубежом в недалёком будущем" - http://navy-korabel.livejournal.com/35964.html. Несмотря на тектонические сдвиги в геополитике, кое-что до сих пор актуально. Надо будет как-нибудь переосмыслить и переиздать карту с учётом сегодняшних реалий.

тектонические сдвиги в геополитике

Какая шикарная фраза!

Причём не заимствованная, а рождённая в недрах сознания :)

Уже после Вашего комментария добавил в P.S. кое-какие детали перехода от его непосредственного участника.

Дополнение очень интересное, спасибо.

  • 1
?

Log in