Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
О второй тройке СКР пр. 11356
navy_korabel
.
В последнее время в СМИ, блогах и на форумах активно муссируется тема о достройке для ВМС Индии трёх СКР пр. 11356, оставшихся без украинских двигателей. Автор считает это очень плохой идеей, против которой говорят по крайней мере четыре аспекта и один веский довод, изложенные ниже.


Спущенный на воду 03.03.2016 без каких-либо торжеств и ждущий своего часа СКР "Адмирал Бутаков", ПСЗ "Янтарь, 04.11.2016 (фото mil_avia)


1. Кораблестроительный аспект

Как дипломированный инженер-кораблестроитель смею утверждать, что адаптация для инозаказчика СКР пр. 11356 (а точнее 11356Р), спроектированных для ВМФ России − дело весьма и весьма непростое (кстати, не знаю как сейчас, но до недавнего времени главным конструктором 11356 был мой однокурсник и некогда добрый знакомый Петя Васильев; было бы интересно взять у него интервью, но, к сожалению, после окончания ЛКИ мы с ним не виделись и даже не общались − ни по телефону, ни в сети). Для тех, кто не в курсе: любое вооружение, поставляемое иностранным партнёрам в рамках ВТС, должно иметь утверждённый Минобороны паспорт экспортного облика. Одним только Богу и Петру Васильеву известно, сколько на 11356Р изделий, не подлежащих вывозу за границу − взять хотя бы ЗРК "Ураган-1" (назовём его так), который совсем не то, что "Штиль-1", предлагаемый на МВМС в Петербурге. Другими словами, чтобы продать индусам 11356Р надо откорректировать техпроект, РКД и сделать из него, скажем, 11356ИМ, после чего внести изменения в уже собранное железо. Шильдики на хинди или на английском (не знаю, как у них там) − наверное, самое простое, что придётся сделать, чтобы порадовать премьера Моди тремя новыми фрегатами.


2. Геополитический аспект

Продажа Индии СКР, предназначавшихся ВМФ России, означала бы, что в этом эпизоде Русско-украинской холодной войны (если не сказать Второй мировой холодной войны), начавшейся с госпереворота 23.02.2014, победу одержала украинская сторона. Более того, значительная сумма в твёрдой валюте, которую хунта получит от индусов за газотурбинные агрегаты, пойдёт не на благо народа, а на военные расходы и обогащение олигархов. Считаю подобное развитие событий совершенно недопустимым. Пусть подавятся своим санкционным неликвидом.


3. Индийский оборонный аспект

Локализация производства на территории развивающихся стран военной и гражданской техники, разработанной за рубежом (с постепенным переходом на свои собственные разработки), уже давно стала общемировой тенденцией. В области кораблестроения так поступают Китай, Южная Корея, Австралия, Турция. Индия здесь, конечно же, не является исключениеминдусам гораздо интереснее строить корабли на своих верфях в рамках амбициозной программы "Делай в Индии" (Make in India ссылка 1), создавая дополнительные рабочие места, снижая расходы, развивая судпром и осваивая новые технологии. 15.10.2016 в Гоа было подписано российско-индийское межправительственное соглашение о строительстве фрегатов (по словам Д. Рогозина, два (не три!) будут построены у нас, а два − у них). 26.10.2016 министр обороны Индии заявил, что в конструкции фрегатов будут использованы стелс-технологии и индийское оборудование, а фраза "мы можем принять участие в проектировочных работах" ясно указывает на то, что речь идёт о кораблях нового проекта. К намерению индийской стороны купить ГТА на Украине, озвученному в том же интервью (ссылка 2) я отношусь скептически, т. к. к моменту монтажа ГЭУ НПО "Сатурн" будет в состоянии не только обеспечить более совершенными главными двигателями ВМФ России, но и поставлять их на экспорт.


4. Российский оборонный аспект

Если мы прямо сейчас начнём перепроектировать и достраивать вторую тройку СКР пр. 11356Р для ВМС Индии, для ВМФ России это будет иметь весьма негативные последствия. Во-первых, мы, конечно, заработаем каких-то денег, но отвлечём дефицитные кадры проектировщиков Северного ПКБ и, самое главное, производственников "Янтаря" для работы "на дядю".

Во-вторых, планов создания на ЧФ бригады СКР из 6 единиц − "рабочих лошадок" Средиземноморского оперативного соединения, в составе 30-й дивизии НК никто не отменял (бригада − по сути, а как это будет организовано на деле − не столь важно). При этом, по словам главы ОДК, "первые поставки серийных двигателей [точнее, ГТА − А.Ш.] для фрегатов ожидаются в 2019 г." (ссылка 3), хотя есть информация и о более ранних сроках − 07-08.2018 (ссылка 4) и даже конец 2017 - начало 2018 г.г. (ссылка 5). Понятно, что первые ГТА пойдут на "Головко" и "Исакова" (пр. 22350), которые вместе с "Горшковым" и "Касатоновым" (и, возможно, ещё с двумя кораблями серии, обещанными Шойгу − ссылка 6), скорее всего, будут служить на Севере. С учётом того, что "ОСК начнёт передавать флоту фрегаты с российскими двигателями с [начала] 2020 г." (ссылка 5), есть все основания надеяться на то, что вторая тройка 11356 будет передана ВМФ России в 2021-2022 г.г. Фантазиям Рахманова о начале поставок для них новых двигателей в середине 2018 г. (ссылка 7) я не верю.

Если всё же предположить, что будет принято неправильное решение о продаже "Бутакова", "Истомина" и "Корнилова" Индии, оснащении их выкупленными украинскими двигателями с последующей достройкой кораблей по изменённому проекту, следует иметь в виду, что средний стапельный период первой тройки 11356Р составил 3,36 года, и закладка новой второй тройки для ВМФ России с учётом срока начала поставок российских ГТА должна состояться уже в 2017-2018 г.г. (возможность сокращения серии для ЧФ до трёх единиц даже не рассматривается). При этом хронология гипотетического укро-индо-российского ВТС видится так: 2017 г. − межправительственное соглашение о достройке фрегатов для ВМС Индии, 2017-2018 г.г. − доработка проекта, выкуп, приёмка и поставка ГТА, 2019 г. − начало работ, 2021-2022 г.г. − передача кораблей инозаказчику. Почти уверен: у "Янтаря" не хватит ни кадров, ни производственных мощностей для одновременного строительства шести фрегатов и СКР (не считая пресловутых траулеров и пр.), а посему закладка новых 11356 для отечественного флота может состояться не ранее 2023 г., а передача ВМФ (при среднем сроке постройки первой тройки 5,02 года) − в 2028-2029 г.г., т. е. на семь лет позже, нежели в предыдущем варианте, что по моему разумению является категорически неприемлемым (*).

В-третьих, с учётом долгостроя, учинённого Северной верфью и некоторыми её контрагентами по отношению к 22350, и возможной передачей их всех в состав СФ (**), продолжение серии 11356 представляется весьма вероятным − по крайней мере для Тихоокеанского флота, который живёт без остро необходимых ему мореходных сторожевых кораблей вот уже 11,5 лет (после списания "Летучего" 22.06.2005 − ссылка 8). Так что, адаптировать ГТА российского производства к СКР пр. 11356 всё равно придётся (для ЧФ, ТОФ и, я надеюсь, БФ), и лучше начать делать это поскорее.


5. Самый веский довод (из первых рук)

27.12.2016 в интервью Газете.Ru заместитель министра обороны Ю. Борисов, рассказывая о предварительных итогах выполнения гособоронзаказа в 2016 г., заявил "безусловно, нам пришлось скорректировать... свои планы. Пришлось сдвинуть вправо вторую тройку сторожевых кораблей на "Янтаре", планы по созданию фрегатов − кораблей дальней морской зоны. Но за счёт этого манёвра мы усилили направление ближней морской зоны, заключили много контрактов по патрульным кораблям, малым корветам, которые доказали свою эффективность" (ссылка 9) (только теперь становится понятным смысл казавшегося нелепым заявления бывшего главкома ВМФ В. Чиркова о замене 11356 на МРК пр. 22800 − ссылка 10). Обратите внимание: замминистра отчётливо говорит не о ВТС, а о гособоронзаказе, сроки выполнения которого по ряду позиций были всего лишь "сдвинуты вправо". Надеюсь, что отныне вопрос можно считать решённым.


Примечания

(*) Даже если "Янтарь" и справится с таким объёмом работ (11.08.2016 гендиректор завода докладывал главе региона всего лишь о 70-процентной загрузке предприятия − ссылка 11), это неизменно отразится на запланированных сроках, которые будут неизменно смещаться "вправо" (то, что происходило в последнее время и происходит сейчас) в ущерб обороноспособности страны. Поэтому было бы гораздо лучше сначала (в 2021-2022 г.г.) достроить вторую тройку 11356 для ЧФ России, а сразу после этого (или параллельно) заложить первый фрегат для ВМС Индии и первый СКР (а в идеале − первый 22350) для ТОФ.

(**) Сосредоточение всех 4-6 фрегатов пр. 22350 на одном Северном флоте, также как и ТОФ лишённом кораблей данного класса (с 03.12.2005 после списания "Задорного"), выгодно тем, что однородными бригадами легче управлять, их проще снабжать, ремонтировать и комплектовать личным составом. Убеждён, что будет лучше иметь не по 2-3 22350 и 3-4 1356 на двух океанских флотах, а 6 22350 на СФ и (пока) 6 11356 на ТОФ. Как будет на самом деле, покажет время.


СКР "Адмирал Бутаков" вскоре после спуска, ПСЗ "Янтарь, 03.03.2016 (фото eto ya с forums.airbase.ru). В сравнении с титульным фото видно, что за прошедшие 8 с лишним месяцев мало что изменилось (немного подкрасили надстройку)


СКР "Адмирал Истомин" на предспусковой позиции (крайний справа, слева − уже спущенный "Бутаков", посередине − пр. 02670 для ГУГИ), ПСЗ "Янтарь, 22.02.2016 (фото oleg12226 с forums.airbase.ru). По информации от Panda-9 (forums.airbase.ru) на 18.12.2016 шла покраска корпуса − значит, скоро спуск


"Истомин" (справа) и "Корнилов", ПСЗ "Янтарь, 11.08.2016 (скриншот ТВ Россия-1 Вести-Калининград) 


СКР "Адмирал Корнилов", ПСЗ "Янтарь,11.08.2016 (фото с сайта правительства Калининградской области с подачи sdelanounas.ru)

  • 1
РБУ сожжёт ПУ ПКР, расположенную за ней, при стрельбе на острых носовых курсовых углах, а резать сектора обстрела противоторпедного оружия крайне нежелательно.

  • 1
?

Log in