Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363
navy_korabel
.
По части неприятностей для ВМФ России прошедший год запомнился не только небоевыми потерями двух самолётов из авиагруппы "Адмирала Кузнецова" у берегов Сирии и отмены межфлотского перехода "Адмирала Эссена" в составе КАГ из-за неумелой постановки корабля на бочки, но и навигационным происшествием, случившимся на Балтике с ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 06363 Б-265 "Краснодар" − инцидентом с досадными последствиями, вызывающим вопросы.


ПЛБ Б-265 "Краснодар" (на заднем плане) на Адмиралтейских верфях. На переднем плане − Б-268 "Великий Новгород", 06.05.2016


"Убийца адмиралов"

"Краснодар" был передан ВМФ 05.11.2015 (в этот день был подписан приёмный акт и поднят флаг), после чего, казалось бы, по аналогии с первыми тремя кораблями серии лодка должна была убыть на Северный флот для выполнения "комплекс[а] глубоководных погружений, ракетных и торпедных стрельб" (ссылка 1). Однако, ничего подобного не произошло (по крайней мере, об этом ничего не сообщалось), и спустя 5,5 месяцев Б-265 почему-то всё ещё находилась на Балтике. 20.04.2016 ПЛБ "Краснодар", "находясь в подводном положении в нейтральных водах..., столкнулась с иностранным военным кораблём и, как шутят подводники, "вернулась в базу троллейбусом", то есть с загнутыми выдвижными устройствами". Как утверждает Фонтанка.ru, именно эта авария, которую попытались скрыть от министра обороны, послужила причиной масштабной проверки Балтийского флота и снятия с должности командующего БФ В. Кравчука, за что Б-265 и получила у моряков прозвище, вынесенное в заголовок (ссылка 2) (помимо вице-адмирала Кравчука был уволен начштаба флота вице-адмирал С. Попов и не он один − ссылка 3).


Кто виноват?

Оставим за кадром рассуждения о справедливости или несправедливости наказания командования БФ − к теме записи оно не имеет прямого отношения. Для нас гораздо важнее понять, как случилось, что "внезапно для экипажа, в момент всплытия, в опасной близости оказалось польское судно и столкновения избежать не удалось"? (ссылка 4). При этом, назначение корабля/судна, его класс/тип, госпринадлежность и наименование не имеют значения, поскольку ключевое слово в приведённой цитате − "внезапно", и объяснений случившемуся может быть три:

1) виноват ГАК (гидроакустический комплекс) "Рубикон-М" (или его модификация);
2) виноват гидроакустик или командир гидроакустической группы (БЧ-7?);
3) виноват командир подводной лодки или (что маловероятно) старпом, которому было передано командование.

При маневрировании, перед тем как повернуть руль автомобиля, переложить ручку управления истребителя или штурвал боевого корабля, надо иметь ясное представление о том, что происходит вокруг (на все 360 градусов)иначе беды не миновать. Совершенно очевидно, что всплывавшая Б-265 была слепа или, в лучшем случае, подслеповата. Возможно, оплошал ГАК (узкий сектор обзора локатора, неспособность пеленгатора определить истинную дальность до объекта, который уже "под носом"), возможно − акустик (задремал, не расслышал, неправильно считал показания приборов, возможно − командир, который неверно истолковал поступившую информацию и дал команду на всплытие.

Однако, во втором и третьем случае достаточно было отремонтировать (заменить) повреждённые выдвижные устройства, снять с должностей проштрафившихся членов экипажа и назначить новых, после чего отправить лодку в межфлотский переход. "Краснодар" пришёл в завод (АВ) 04.05.2016 (ссылка 5), ушёл оттуда два с лишним месяца спустя − 09.07.2016 и 31.07 засветился на параде по случаю Дня ВМФ в Санкт-Петербурге. За 8,5 месяцев, прошедших с момента аварии, ни о каких кадровых решениях не было даже слухов (командир − капитан 2 ранга Денис Сопин), а Б-265 вот уже полгода после окончания ремонта не может покинуть Балтику, что наводит на мысль о проблемах с ГАК и попытках их устранения в Кронштадте (в КМЗ). Всего же со дня подъёма флага лодка провела в Балтийском море уже 14 месяцев! (*)


(*) Как утверждает "Независимая газета", имело место официальное сообщение Минобороны о том, что "Краснодар" получил повреждения "когда лодка по пути с Севера в Новороссийск завернула на Балтику" (ссылка 6), однако при всём усердии я не смог найти в сети оригинал этого сообщения. Сюжет 1-го канала, в котором говорится, что по состоянию на 24.11.2016 "Краснодар" и "Великий Новгород" проходят опытную эксплуатацию на Северном флоте" (ссылка 7), вызывает ещё меньше доверия. Переход из Кронштадта в Полярный (около 2200 миль) в подводном положении невозможен по дальности плавания (400 миль), под РДП (7500 миль) − неоправданно рискован. В надводном же положении, как это не раз (если не всегда) бывало раньше, лодка обязательно попала бы в объективы западных СМИ (ссылка 8).


Сюрприз от главкома

Ранее государственные испытания ПЛБ пр. 06363 проходили по чётко прописанной программе − сначала предварительные на Балтике, затем завершающие в полигонах боевой подготовки Северного флота, где лодки проводили глубоководные погружения (надо полагать, как на рабочую, так и на предельную глубину − 240 и 300 м), стреляли торпедами и, главное, КР 3М54 и 3М14 комплекса "Калибр" по морским и береговым целям (во втором случае − на полигоне Чижа в Архангельской области) (ссылка 9). Однако, 24.11.2016 на церемонии передачи флоту ПЛБ Б-271 "Колпино" (последней в серии из шести ПЛ для ЧФ) главком ВМФ В. Королёв неожиданно заявил: "Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, поэтому подлодка "Колпино" отправится сразу к месту постоянного базирования − Новороссийск" (ссылка 10), от чего лично у меня начали путаться мысли.

Балтийское море − очень мелкое, средняя глубина 51 м (кто купался в курортной зоне Петербурга знает, как долго надо заходить в воду, чтобы вода дошла хотя бы до груди). Относительно глубоководные участки представлены четырьмя крошечными котловинами − 249, 285, 295 и 470 м, погружаться в которые для подводной лодки всё равно, что нырять в колодец. Единственная из них, расположенная строго в международных водах (Готландская) имеет глубину 249 м, поэтому поманеврировать в ней (на рабочей глубине 240 м) никак не получится. Остальные котловины расположены вблизи побережья Швеции и, если мы не хотим нарваться на международный скандал, лучше туда не ходить.

Кроме невозможности толком отработать глубоководные погружения (в особенности − на предельную глубину, без чего испытания − не испытания), на Балтике мы сталкиваемся с проблемой выполнения пусков крылатых ракет большой дальности по наземным целям. Местность вокруг архангельского полигона Чижа достаточно безлюдна, чтобы опасаться серьёзных неприятностей в случае отклонения ракеты от курса. По каким целям можно отстреляться из акватории Балтийского моря, знает, наверное, только главком ВМФ. Достаточно взглянуть на карту Европы и оценить размеры Калининградской области, чтобы понять, что пуск КРБД 3М14, скажем, по цели на полигоне Хмелёвка несёт столь огромные риски, что граничит с безумием и поэтому невозможен. Я отказываюсь понимать, как можно отправлять корабль, не испытавший свой главный калибр, в НВМБ − ведь Чёрное море тоже не слишком удобный район для ракетных пусков (не говоря уже о боевой работе непроверенным оружием во время межфлотского перехода БФ-ЧФ через БС у берегов Сирии).   


Б-268 и Б-271: цепная реакция?

Не исключено, что следующие за "Краснодаром" две последние лодки черноморской серии также задержались на Балтике по причине конфуза с Б-265 − о Б-268 "Великий Новгород" и Б-271 "Колпино", прошедших госиспытания (или всё-таки лишь предварительный их этап) и переданных ВМФ 26.10.2016 и 24.11.2016, ничего не слышно уже 72 и 43 суток (2,37 и 1,41 мес.) соответственно. Рискну сделать предположение по части гидроакустики, хоть я и небольшой специалист в этой области (в ЛКИ нам читали курс, но по причине невостребованности полученных знаний в последующей работе я их основательно забыл). Возможно, после инцидента с "Краснодаром" заказчик и подрядчик (ВМФ и ОПК) озаботились оснащением 06363 какой-то дополнительной компактной навигационной ГАС, работающей в верхней полусфере и способной прогарантировать безопасное всплытие подводных лодок этого проекта.

Надеюсь, что после новогодних каникул пресс-служба Минобороны или какой-нибудь неназванный "высокопоставленный источник" внесут хоть какую-то ясность в судьбу трёх ПЛ, которых на словах уже поспешили включить в состав Черноморского флота (ссылка 11, 4-й абзац).



Карта глубин Балтийского моря (с mapoftheworld.ru)


ПЛБ Б-265 "Краснодар", Адмиралтейские верфи, 06.05.2016 (фото А. Сергеева с flotprom.ru)


ПЛБ Б-265 "Краснодар", Адмиралтейские верфи, 10.05.2016 − при увеличении видно ПМУ РДП (фото kluz с forums.airbase.ru)


ПЛБ Б-265 "Краснодар", Адмиралтейские верфи, 15.05.2016 − со снятой головной частью ПМУ РДП (фото kluz с forums.airbase.ru)


ПЛБ Б-265 "Краснодар", Адмиралтейские верфи, 16.06.2016 (фото Curious с forums.airbase.ru)


Отремонтированный "Краснодар" покидает Адмиралтейские верфи, 09.07.2016 (фото reflex_yu с forums.airbase.ru)


Отремонтированный "Краснодар" покидает Адмиралтейские верфи, 09.07.2016 (фото reflex_yu с forums.airbase.ru)


Крайний на сегодня (из известных автору блога) снимок ПЛБ пр. 06363 из 2-й тройки, Кронштадт, 02.01.2017 (фото Mikhail Bushuev)

  • 1
Захватывающе...

Приятно слышать.

О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363

Пользователь alfred_berzin сослался на вашу запись в своей записи «О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363» в контексте: [...] Оригинал взят у в О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363 [...]

Как интересно, кого это она

Скорее всего, кого-то из военных, у которого рыльце в пушку. Иначе последовали бы нападки со стороны западных СМИ, на которые Конашенкову пришлось бы отвечать, и мы узнали бы гораздо больше об этом инциденте.

как по вашему?

лодку могли не опознать? или отнести столкновение на другие причины?
заигрались в пло и сами себя(и наших тоже) загнали в положение мёртвых зон?

Столкновение со своим кораблём столь же возможно, как и с любым другим. Речь о том, что, когда даёшь команду на всплытие, должен быть уверен, что рядом никого нет.

Давно ответственных лиц надо приговаривать в высшей мере за такие залёты.

Оставьте ваши координаты с указанием звания и занимаемой должностьи , вом сообщат когда и куда прибыть для принятия участия в исполнении приговора ! ))

Ни хера не смешно.

"Возможно, после инцидента с "Краснодаром" заказчик и подрядчик (ВМФ и ОПК) озаботились оснащением 06363 какой-то дополнительной компактной навигационной ГАС, работающей в верхней полусфере и способной прогарантировать безопасное всплытие подводных лодок этого проекта."


Шестую «Варшавянку» для Черноморского флота оснастили новой гидроакустикой

Переданная военно-морскому флоту в Санкт-Петербурге 24 ноября дизельная субмарина проекта 636.3 «Колпино», шестая и последняя в серии подлодок для Черноморского флота, оснащена усовершенствованным гидроакустическим комплексом (ГАК). Новое оборудование также будет установлено на подлодки для Тихоокеанского флота. Об этом корреспонденту «Ленты.ру» сообщил источник в оборонной промышленности.

«Совершенствование идет постоянно. Понятно, что это серийные лодки, полностью совместимые по общекорабельным системам и основному оборудованию, но те или иные улучшения вносятся постоянно. В данном случае это улучшенный гидроакустический комплекс, повышающий возможности субмарины по борьбе с надводными и подводными целями», — сообщил собеседник редакции.

По его словам, усовершенствованный ГАК станет прототипом для серийного оборудования, которое будет использоваться при строительстве серии субмарин проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Закладка первой из шести лодок для Дальнего Востока ожидается на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге в 2017 году, вся серия должна быть сдана к 2020-21 году.


https://lenta.ru/news/2016/11/28/sonar/

Спасибо за ссылку. В своё время я читал об этом, но не придал значения, не внёс в свою базу данных и благополучно забыл. Теперь, похоже, надо писать P.S. или дополнение к записи. Будем посмотреть :)

тревожно.Особенно про испытания.
Поцелуи у подлодок случались часто,что наших,что иностранных.Причем как с НК так и с ПЛ.Что у атомных,что у дизельных.Всегда любил послушать подобные истории знакомых подводников.

Даже НК и гражданские периодически сталкиваются друг с другом, хотя море, как правило, очень широкое, а скорости очень маленькие. Касательно 06363 и пр., думаю, что лучшие умы "Океанприбора" сейчас работают над этой проблемой.

Извините, а можно вопрос не по теме поста?
"Как Вы относитесь к свертыванию нашей КАГ в Сирии?"

Вам я всегда готов ответить на любой вопрос не по теме :)

Рано или поздно, боевая служба должна была закончиться. Если корабли ушли вчера, дома они будут к концу месяца (10 суток - чушь). 3,5-месячная БС - не предел мечтаний, но это нормально. Лучшее - впереди (после среднего ремонта).

Спасибо! :-)
Я примерно так и предполагал. Рад, что не ошибся.
ПЕРВЫЙ выход на БС КАГ и не мог быть слишком большим. Так, проверка теорий и выявление невыявленных ранее недостатков.

Поправлю: выходов на БС у "Кузнецова" было семь. Этот (восьмой) - первый выход на БС с боевой работой. В остальном Вы правы - отработка использования АВ в качестве многоцелевого и пр.

предложу другой вариант, почему 636 пока остаются)

Штабные планировщики учились по одним и тем же курсам "Исследований операций". А в них ,в частности, одна и та же рецептура - "увеличиваем число пусковых платформ КРБД!" (в переводе на русский). Вот и перебросили с КЧФ две "платформы", а ещё три - тормознули на Балтике до лучших времён. Видимо, посчитали, что здесь и сейчас - нужнее. А инцидент с последующим ремонтом ,безусловно,был.

Не могу согласиться. Вместо 21631 для ЧФ понастроят 22800 (ещё Чирков обещал), а о возрождении подводных сил на Чёрном море (в виде обрпл из 6 единиц) говорили и говорят столь часто, что пути назад уже нет.

Тем не менее сейчас на Балтике:

3-636 - 12 кр
2-21631 - 16 кр
2-11356 - 16 кр
1-22350 - 16 кр

Итого: 60 кр

+ Уран:

4-20380 - 32
1-11540 - 8

Итого: 40 кр

А 22350 - это какой?

Если посчитали "Уран", надо добавить "Москит" (1х8 956, 4х4 12411), "Малахит" (4х6 12341) и "Термит" (2х4 1241Т) - ещё 56 ПКР.

Горшков или он на северах?

"Горшков" на Севере и, я уверен, там и будет служить. "Касатонов" спущен на воду, но не приступил даже к швартовным. Остальные ждут двигателей.

"Горшков" же в ноябре-декабре на завод вернуля.

Спасибо и прошу прощения, пропустил. Не удосужился заглянуть на Авиабазу, доверился центральным СМИ и сел в лужу :)

О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363» в контексте: [...] Оригинал взят у в О второй тройке ДЭПЛ пр. 06363 [...]

  • 1
?

Log in