Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Неприметный "Орск"
navy_korabel
.
В течение последнего времени (с 2012 г.) каждый из 19 больших десантных кораблей (БДК), числящихся в составе ВМФ России (не считая "Ольшанского", находящегося в состоянии "ни там, ни тут"), в силу особой значимости выполняемых ими военно-политических задач периодически попадает в поле зрения СМИ − каждый, кроме "Орска", который уже порядка 10 лет пребывает в резерве. В резерве, но не в отстое.


БДК "Орск", 26.12.2008 − возможно, крайний раз в море на ходу (фото А. Бричевского с kchf.ru)


1. Неказистый работяга

С первого взгляда БДК пр. 1171 (шифр "Тапир") вызывает какое-то чувство неловкости − сухогруз-сухогрузом (трейлер), мобилизованный на военную службу в угрожаемый период. То ли дело пр. 775 со стремительным, изящным силуэтом − поляки могли бы гордиться содеянным (разумеется, под чутким руководством главного наблюдающего от ВМФ СССР), но предпочитают стыдиться своего участия в проекте (настолько, что при всём старании мне не удалось найти в сети ключевых дат строительства многих кораблей серии − ссылка 1).

Перипетии проектирования 1171 достаточно подробно описаны В. Щербаковым [1] со ссылкой на статью А. Морина в альманахе "Тайфун" (№47/2005). Обобщая и несколько утрируя изложенное, можно сказать, что проект стал своего рода гермафродитом, сочетающим принципы гражданского и военного кораблестроения, но именно поэтому, несмотря на небольшую скорость полного хода (16,5 уз), получился необычайно вместительным. При разнице в полном водоизмещении с пр. 775 в 10-14% (4650 против 4000 тонн [1], по др. данным 4350 [2,3] против 3900 тонн [3]), "Тапир" может принять на борт вдвое больше груза − 1000 тонн против 480 [1], а если считать в попугаях автобронетехнике, то 20/22 [1,3/2] основных танка или 47/50 [1/2] БТР (БМП) или 52 [1,2] грузовых автомобиля против 10/13 [!/?] [1/2] танков или 13 [2]  БТР (БМП) или 20 [2]  грузовиков.

Другими словами, по грузоподъёмности и грузовместимости один 1171 стоит двух 775, а меньшая всего на узел (по др. данным, на 1,3/1,5 уз [1/3] скорость хода с лихвой компенсируется большей на треть с лишним (37,1%) дальностью плавания на 16 узлах (4800 миль при заполнении топливом балластных цистерн против 3500 миль), что говорит о том, что "старичок" не так уж плох и объясняет, почему четырёх оставшихся "Тапиров" берегут и не спешат разделывать на металл.


2. Линия судьбы БДК-69

ТТЗ на проектирование большого десантного корабля пр. 1171 было утверждено в июне 1959 г., а окончательный вариант техпроекта, разработанного ЦМКБ "Алмаз" (тогда ЦКБ-50) − 14.02.1962. 6-й корпус (БДК-69, зав. № 296) заложили на "Янтаре" 30.08.1967 и передали ВМФ 31.12.1968 − 48 с небольшим лет назад. 20.10.2002 БДК-69 стал "Орском".

"Тапиры" предоставили ВМФ СССР невиданную ранее возможность − способность длительно нести боевую службу в удалённых районах с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту (по меркам ВМС США − усиленной роте) [3] − на "Саратове" и "Орске" (1171/I-II) 313 человек, на "Вилкове" и "Фильченкове" (1171/IV) − 440.

Свои способности БДК-69 реализовал по полной программе: в ВМФ СССР кораблём было выполнено 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях; он участвовал в учениях "Океан", "Юг-71", "Крым-79", "Запад-81", "Щит-83"; при несении БС в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК выполнял задачи оказания интернациональной помощи (в частности, в июне-июле 1972 г. базировался в портах Египта); кроме того, неоднократно принимал участие в миротворческих и гуманитарных операциях (ссылка 2).


3. На скамейке запасных

По имеющимся данным, начиная с 2004 г. (с прибытия на ремонт в Туапсе, Краснодарский край − ссылка 3), "Орск" фактически непрерывно кочевал с одного судоремонтного завода на другой: 2004 − Туапсинский СРЗ, 2005-2006 − у причала в Южной бухте Севастополя (ссылка 4, фото 5-10), 2007 − снова Туапсе, 22.05.2008 − буксировка в 91 СРЗ (Севастополь, Стрелецкая бухта), 26.12.2008 − на ходу (титульное фото), 2009 − Туапсе (администрация г. Орска, ссылка не работает), 2011 − 13 СРЗ (Килен-бухта Севастополя), 29.04.2013 − у причала рядом с другими кораблями 197 брдк, 08.08.2014 − постановка в ПД-30 13 СРЗ (ссылка 5), с 24.09.2015 − повторное докование.

Сегодня "Орск" уже не тот, что был два года назад. Особенно хорошо разница заметна, если сравнить два снимка в одинаковых ракурсах от 28.12.2014 и 06.01.2017 − корабль свежевыкрашен, на флагштоке развевается новенький Андреевский флаг. Известный фотограф-маринист, зарегистрированный на Морском форуме авиабазы под ником Доктор, как-то сказал (в вольном изложении автора блога), что БДК б/н 148 сознательно придерживают в резерве на всякий случай. Вполне возможно, что так оно и есть (по сравнению с другими флотами на ЧФ наблюдается некоторый избыток десантных кораблей), однако не исключено, что уже скоро мы снова увидим "Орск" в море (возможно, на пути в Тартус).


Использованная литература

1. В. Щербаков "Десантные корабли ВМФ России. Часть 2", Техника и вооружение, №1/2014, стр. 2-8.
2. Ю. Апальков "Корабли ВМФ СССР", том IV "Десантные и минно-тральные корабли", Галея Принт, СПб, 2007.
3. В. Кузин, В. Никольский "Военно-морской флот СССР 1945-1991", стр. 248, Историческое морское общество, СПб, 1996.



БДК "Орск" (фото без даты А. Бричевского с kchf.ru)






"Орск" в ремонте в Туапсинском СРЗ, 2007 (фото Radist_ZAS с navsource.narod.ru)


Буксировка "Орска" в 91 СРЗ, 22.05.2008 (фото С. Игнатьева с navsource.narod.ru)


БДК "Орск" в Севастополе (не в ремонте!), 29.04.2013 (04) 29 (фото А. Бричевского с kchf.ru)


"Орск", "Николай Фильченков" и "Алроса" в ПД-30, 13 СРЗ, 13.08.2014 (фото Доктор с forums.airbase.ru)


Повторная постановка "Орска" в ПД-30, 24.09.2015 (фото Доктор с forums.airbase.ru)


БДК "Орск" 28.12.2014 (ссылка 6) и 06.01.2017 (ссылка 7) (фото Доктор с forums.airbase.ru, монтаж автора блога)


Крайняя из известных автору блога фотографий БДК "Орск", 13 СРЗ (Килен-бухта), 22.01.2017 (фото Доктор с forums.airbase.ru)

  • 1
Хорошие корабли! Правда повышенная(по сравнению с тем же 775 пр.) парусность предъявляла несколько повышенные требования к рулевым и штурману..Но это как говорится-"рабочие моменты" ))))))) С теплотой вспоминаю свой первый корабль после училища-"Пётр Ильичёв"! Кстати Александр,а какие у Вас мысли по поводу "Ольшанского"? Не перебарщиваем ли мы в данном случае с "политесом",лишая флот такой нужной,особенно на ЧФ единицы?


Edited at 2017-02-11 11:45 am (UTC)

"Пётр Ильичёв" (зав. № 302), шестой корабль III группы (440 морпехов), БФ-СФ, передан ВМФ 29.12.1972, списан 30.06.1993. Ничего не напутал?

Моим "первым" был эсминец "Спешный" БФ (пр. 56), на котором проходил военно-морскую практику в ЛКИ, вторым (на переподготовке) - БПК "Огневой" СФ (пр. 61М).

Касательно "Ольшанского", думаю, что на ЧФ и так БДК хватает (тем более, что регулярно прикомандировываются корабли с других флотов). Острой необходимости в нём нет, в ВТГ - есть, но болгары ремонтировать его сейчас не будут, а у самих и без этого напряжёнка. Т. е. помимо "политеса" хватает и других резонов на какое-то время забыть про БДК-56.

Александр, Вам наверное отрадно видеть "Сметливого" на ходу? =)

А чего путать? В августе 1991 я на нём и начал службу.В 1993г. к списанию его тоже привлекался по части штурманского вооружения. Пока слава Богу склероза нет.)))))

Вопрос был о том,
не напутал ли Я чего? Не Вы)

ТТХ смотришь и это не впечатляет. А вся соль в деталях. И вместимость и дальность плаванья.

Надо думать, что Вы про ТТХ 775?

Уважаемый товарищ, Корабел. Создал аккаунт, специально, что бы поблагодарить Вас за работу и за Вашу позицию, за то, что на деле доказываете и показываете. Читал ваши взаимоотношения с 2мя сослуживцами, особенно с тем, который перехватил управление. Хотел описать Вам свои мысли: такие карьеристы своими действиями вредят обществу, товарищам и делу. Изза таких карьеристов управляют нами не самый талантливые, честные, а те, кто благодаря своей безсовестности, могут себе позволить самые низкие методы в борьбе за продвижение по карьере, идут по головам. Уверен, Вы могли размазать этого человека там же по его же понятиям, но это было для вас нравственно не приемлемо. И пишу я вам по тому, что в ваших словах я обнаружил долю грусти, но грустить вам не надо! Вы молодец, настоящий человек. Спасибо Вам за все.

Пожалуйста.

Большое спасибо за добрые слова.

Совершенно верно.

Странно придерживать корабль, когда в "сирийском экспрессе" была их насущная необходимость.

Вы, наверное, не заметили, что про корабль "вспомнили" и поставили в док 08.08.2014 − в разгар не только сирийского, но и донбасского кризиса. Быстрого ВТГ, однако, не получилось, а там и острая необходимость отпала.

У флота есть и другие "герои-невидимки",с длинной историей,например средний транспорт "Иргиз",первенец николаевского "Океана",все еще на ходу,да и другие транспорта-старички.У вспомогательного флота много своих,незаметных трудяг-ветеранов.)

С большим уважением отношусь к вспомогательному флоту. Достаточно сказать, что БС в дальних водах без морских судов обеспечения были бы в принципе невозможны.

"Доктор" не просто фотограф-маринист, а один из лучших историков флота В.В. Костриченко.
В целом отличный обзор. Балабин писал, что срок техготовности "Орска" лето 2017 года.

Спасибо за положительный отзыв.

Не хотел "светить" ВВК без его ведома, но, раз уж Вы так решили, пусть будет - страна должна знать своих героев. Надеюсь, что прогноз Балабина сбудется.

  • 1
?

Log in