Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
ВМС НОАК: вызов или стимул? Часть 1. Китайский "Лидер"
navy_korabel
.
В ходе корректировки данных для сравнительной таблицы ВМС 12 ведущих морских держав (по итогам 2016 г.) неожиданно обнаружился невероятный рост (всплеск) активности в области военно-морского строительства в Китайской Народной Республике. Разумеется, этот рост/всплеск был заранее и тщательно спланирован, но планы зачастую так и остаются планами, впечатление же производит только их реализация "в железе". Впечатлениями от реализации программы строительства Большого флота КНР мне и хотелось бы поделиться до выхода в свет Топ-12.


Сравнительные размеры эсминцев пр. 055 и 052D (илл. с top81.cn из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Во время работы над первыми материалами о ВМС НОАК (ссылка 1, ссылка 2) проект 055 прошёл мимо меня стороной, т. к. почти всё внимание пришлось сосредоточить на выяснении действующего корабельного состава, разобраться с которым было очень непросто. Виной тому − "непрозрачность китайского военно-морского строительства − сродни той, что имела место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane's Fighting Ships" (вольная самоцитата). Между тем, головной суперэсминец уже более года (с 27.12.2014ссылка 3) находился в работе на верфи "Цзяннань", что на острове Чансин в Шанхае.

Анализировать ТТХ пр. 055 сейчас преждевременно, ибо кроме натурного макета в Ухани и сформированной носовой оконечности информации о нём крайне мало, причём главным и едва ли не единственным её источником являются дискуссии на китайских военных форумах. Предполагается, что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м, газотурбинную ГЭУ, 128 УВП (2х64), 1х1 130- или 152-мм АУ, БИУС с АФАР и ангар на два вертолёта (ссылка 4). При указанных размерениях полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн (коэффициент общей полноты Kоп=0,54 при B/T=3,14 − примерно как у РКР пр. 1164). В то же время, на приведённой выше схеме, выполненной, надо полагать, путём авторской дорисовки макета в нос и в корму, 055 получается на 10 м короче и, соответственно, на 2 000 тонн легче.

Предполагается также, что серийность постройки кораблей данного проекта составит 16 единиц (причём, 8 из них − с атомной ГЭУ), а перспективная китайская АУГ помимо авианосца будет включать в себя два больших эсминца типа 055, четыре "малых" типа 052D и четыре фрегата типа 054A (ссылка 4).

Может показаться, что, запуская в серию многоцелевой боевой корабль океанской зоны величиной с "вашингтонский" (тяжёлый) крейсер, ВМС НОАК бросают вызов ("перчатку") своим ближайшим конкурентам − ВМС США и ВМФ России, и делают (подтверждают) заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, однако я не стал бы ставить вопрос столь категорично. На сегодняшний день US Navy − сильнейший в мире океанский флот мультидержавного стандарта, который будет пребывать в подобном статусе ещё очень и очень долго. Даже если китайцам удастся реализовать все свои амбициозные планы и нарастить ВМС, скажем, вдвое, американцы всё равно окажутся вдвое сильнее, перебросив силы с атлантического на тихоокеанский ТВД через Панамский канал и вокруг мыса Горн (и это не считая союзников).

Тем более, что размерения и серийность это одно, а боевая эффективность систем морских вооружений, опробованная тактика применения военно-морских сил, боевой опыт и основанная на нём методика подготовки личного состава − совсем другое. Современный американский флот родился в жарких сражениях с сильным, умным и отважным противником в Великой войне на Тихом океане и закалился, как и ВМФ СССР, в Холодной войне на всех четырёх океанах планеты, потребовавшей от обеих сторон крайнего напряжения умственных, технических и экономических ресурсов.

ТТХ создававшегося в те годы морского оружия определялись реальной возможностью скорого глобального военного столкновения не на жизнь, а на смерть, и это оружие продолжает поступательно совершенствоваться до сих пор. Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет. Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".

По отношению к ВМС США и всем, кто считает их образцом для подражания, Type 055 − не вызов, а, скорее, стимул строить красивые корабли новых поколений в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР-разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе.

Применительно к ВМФ России, суперэсминцы пр. 055 также являются стимулом, но не по части корабельной архитектуры (за исключением 20386 и концепт-проектов КГНЦ, у нас с этим пока всё в порядке), а касательно масштабов и темпов строительства. В своё время мы научили китайских товарищей строить боевые корабли, сегодня нам не грех поучиться у своих учеников.



Носовая оконечность головного эсминца типа 055 на верфи "Цзяннань", Шанхай (фото Hongjian с hobbyshanghai.net из публикации popsci.com от 20.10.2016)


Церемония начала строительства головного эсминца типа 055, 27.12.2014 (фото с militaryparitet.com)


Натурный макет (испытательный стенд) эсминца типа 055 в Ухане (в 690 км западнее Шанхая), впервые засветившийся в сети в марте 2014 г. (фото A.man, Sinodefense Forum из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Главный калибр эсминца типа 055 (илл. с junshicg.com из публикации popsci.com от 04.06.2015 − ссылка 5)


Предполагаемый вид эсминца типа 055 (илл. Errymath с fyjs.cn из публикации popsci.com от 20.10.2016 − ссылка 6)


Антишедевр мировой корабельной архитектуры − эсминец ВМС США DDG 1000 "Зумвальт", Чесапикский залив, штат Мэриленд (близ Вашингтона), 10.2016 (фото с seaforces.org)

  • 1
Приятно видеть, что теперь Вы можете писать куда чаще!

По китайцам и их "наполнению" — наверняка это тоже сказывается на скорости постройки, ставят то, что могут произвести, вполне возможно закрывая глаза на нюансы.

А у Цумвальта свой шарм тоже есть… правда, скорее в стиле фильмов Джорджа Лукаса. И Монитора с Мерримаком :3

> можете писать куда чаще...

Стараюсь. Спасибо добрым спонсорам.

Думается, что сейчас китайцы строят флот главным образом для ДЕМОНСТРАЦИИ силы, а не ради реального обладания ею. Ну а потом, глядишь, и всё остальное приложится. А у "Цумвальта" шарм утюга) честное слово.

>Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".

В существенном масштабе китайские ПКР применялись в годы ирано-иракской войны. Применялись и позднее (к примеру поражение израильского корвета УРО "Ханит" в 2006 г.). Так что история китайских боевых достижений на поприще управляемого ракетного оружия насчитывает уже несколько десятилетий. Чужими руками конечно. Но китайские управляемые ракеты их применение во войнах характеризует скорее положительно.

Имел в виду эффективность китайских ПКР и пр. по отношению к серьёзному противнику, располагающему самыми современными средствами ПВО (ПРО) и РЭБ. Уверен, что китайцы по-прежнему лишь доводят до уровня серийного производства на своих предприятиях те образцы ВВТ, которые имеются на рынке вооружений, т. е. с заниженными ТТХ.

Применительно к ВМФ России, 6 атомных и дюжина "эконом" эсминцев минимально необходимы, но скорость "выздоровления" судостроя не радует.

Надо потерпеть. Всё будет.

Пользователь nortwolf_sam сослался на вашу запись в своей записи «055» в контексте: [...] качественное. Все по делу нарисовано. Разумная достаточность и функциональность без гигантомании. [...]

Абсолютное доминирование Китая на море (океане?) лишь вопрос времени. Даже если эти корабли будут служить в два раза меньше, чем у США, а характеристики всех их систем буду в два раза ниже, чем у кораблей США, то просто за счет скорости постройки и постоянной модернизации проектов, они всё это смогут компенсировать.

Если не будет сбавлен темп строительства, то не удивлюсь, что первые корабли в сериях они начнут ставить на прикол или переводить в разряд учебных, а новые уже ставить на постоянную боевую службу.

То есть количество постепенно перерастет в качество - сначала за счет самого количества, а потом за счет модернизации этого количества в качество.


К счастью, для нас это большой угрозы не несет, ибо доминировать в Тихом Океане у нас планов, как я понимаю, нет.

> Абсолютное доминирование Китая на море (океане?) лишь вопрос времени...

Не могу согласиться. Возможности КНР не безграничны, и хватает других проблем - прежде всего, очень низкий уровень жизни.

Планы нашего военно-морского строительства, в моём понимании, подразумевают возможность контролировать ситуацию в любой точке Мирового океана - иначе нет смысла городить огород (лично мне стало бы просто скучно жить).

Если брать внешний вид, то кораблики у Китайцев милыми получаются. Советская школа ведь?
Американские не такие красивые внешне, но органы управления и различные системы внутри их кораблей и подлодок выглядят как из голливудских фильмов :)


Думаю, что по части корабельной архитектуры, китайцы просто вобрали всё лучшее, что есть в мире, в соответствии со своими эстетическим наклонностями, и, наверное, уже скоро можно будет говорить о фирменном "китайском стиле". Без советской школы дело, разумеется, не обошлось.

Балистическая ПКР

И еще предлагаю обсудить их авиационную ПКР, ну ту, которую они хотят вешать под свой стратег. На мой взгляд это хорошая идея и большая авиационная ПКР (баллистическая/крылатая?) необходима и нам.

Я, наверное, ошибаюсь, но сейчас на эту роль у нас может подходить лишь авиационный вариант Брамоса? Вроде его пулять собираются скоро как раз с индийского МКИ. Или это не совсем та степь?

Тонкости терминологии)
ПКР − это 1) ПротивоКорабельная Ракета, 2) Противокорабельная Крылатая Ракета.

У нас нет потребности в авиационной модификации "Брамоса" − у нас есть "Оникс", который можно адаптировать к авиационным носителям. Только "Оникс" − это не тяжёлая ракета (средняя), вот Х-22 − тяжёлая (до 6 тонн). Думается, что новые тяжёлые авиационные ПКР (в значении 1) будут не баллистическим, а крылатыми гиперзвуковыми (вроде "Циркона").

У меня вопрос по ракетам? Они сумели создать универсальную пусковую установку куда лезут все ракеты - ближней, средней, дальней дальности (с), по воздуху, воде и земле? Это они в этом нас получается обогнали?

Карандаши можно носить в чемодане, но в пенале удобней и места меньше занимают.

Не обогнали, пока это всего лишь картинка. Тем более, что у нас есть УКСК и скоро будет рабочий "Редут" (лично я не вижу особой проблемы в наличии не одного, а двух типов УВП).

По терминологии − малой, средней, большой, сверхбольшой дальности ИЛИ ближайшего, ближнего, среднего, дальнего, сверхдальнего рубежа ИЛИ ближнего, дальнего действия (среднего не встречал).

"...в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР-разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе..."
То-то меня всегда смущала эта пресловутая "незаметность". Ведь незаметными эти корабли будут только полностью обесточенными. И то "за горизонтом". А если включить хотя бы движок, то тут уже "Зумальт" и засветится. А корабль без движка - это плот с вооружением. Тык скыть, парусная "поповка". :-) И то, чтобы воспользоваться оружием надо будет включить электрику. А тут... :-) Иль амерсы что-то по этому поводу уже придумали?

В обозримом будущем тут ничего не придумаешь - шум винтов будет хорошо различаться шумопеленгаторами ГАК ПЛ, а излучение РЛС - средствами радиотехнической разведки НК, авиации ДРЛО и спутников РТР.

Придумали - внешнее целеуказание (от самолета, БПЛА и т.п.), которое позволяет обходиться без активности РЛС, но насколько это будет работать - не известно. Двигатель здесь существенной роли не играет.

ИМХО, ценность стелсовости довольно сомнительна, но проверить это можно только "на практике".



Edited at 2017-02-16 12:09 pm (UTC)

Как всегда все очень объективно,большое спасибо за вашу работу.

>Предполагается, что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м... полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн Kоп=0,54 при B/T=3,39

При ширине 22 м и В/Т=3,39 осадка (без ГАС) ~6,5 м. При Kоп=0,54 для водоизмещения ~12000 т длина по ватерлинии должна быть ~155 м, что при наибольшей длине 183 м невозможно.

Если исходить что длина по ватерлинии на ~10 м меньше наибольшей. (183-10)*22*6.5*0.54 = полное водоизмещение с учётом носового бульба ~ 14400 тонн, всего то на ~1000 тонн меньше чем у "Зумвальта".

Пользуюсь водоизмещением "Зумвальта" указанным здесь:

http://pentagonus.ru/publ/programma_sozdanija_ehsmincev_uro_novogo_pokolenija_tipa_zamvolt_dlja_vms_ssha_2014/27-1-0-2555

"Полное водоизмещение корабля 15 365 т, что в среднем на 55 % больше, чем у КР УРО типа "Тикондерога" (9 957 т), состоящих на вооружении ВМС США, и на 69-73 % превышает водоизмещение ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 1, 2 и 2А(8 950-9 155 т)."

B/T=3,14 (3,39 - опечатка);
Lвл/Lнб=0,91; Bвл/Bнб=0,92 - по аналогии с 1164
(на картинку не смотрите - нос и корма там дорисованы абы как);
тогда Kоп=12000/1,025/167/20,2/6,45=0,54 (1,025 - плотность морской воды);
бульбом тут точно можно пренебречь.

Для 10000 тонн Lвл=157,3; Bвл=19,1; Tср=6,09 (L/B=8,23; B/T=3,14 как и для 12000 т);
Kоп=0,53 (разница - несерьёзная).

Navy.mil даёт для "Зумвальта" 15656 "длинных" тонн
или (х1,016) 15906 метрических - http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=4200&tid=900&ct=4.

А корвет проекта 20386 то чем не понравился? Какая архитектура имеется ввиду?

Если Вы видели его силуэт, то наверное заметили, что он не слишком сильно отличается от "Зумвальта". Сарай на миделе, да пушка в носу - вот и вся архитектура. В отличие от 22350, ну нисколько не завораживает.

  • 1
?

Log in