Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
ВМС НОАК: вызов или стимул? Часть 2. Потомство "Варяга"
navy_korabel
.
Должен признаться, что 11 с лишним лет назад, когда начались разговоры об использовании ТАВКР "Варяг" в интересах ВМС НОАК (ссылка 1), при всём моём кораблестроительном образовании и опыте работы в отрасли мне казалось (и не только мне − ссылка 2), что достройка купленного по дешёвке блокшива в качестве полноценного авианосца решительно невозможна, в лучшем случае − для изучения конструкции, отработки перспективных технических решений, испытаний палубных самолётов и тренировки лётчиков (в виде стационарного, буксируемого или самоходного учебного корабля). Моя уверенность основывалась на том, что перед продажей за рубеж с "Варяга" демонтировали всё что можно, приобрести штатные комплектующие было нереально, а насыщение голого корпуса китайским оборудованием представляло из себя задачу космического масштаба, наконец, на всё это надо было потратить уйму времени и денег. Однако, трудолюбивые, упорные и богатые (в смысле ВВП) китайцы благополучно преодолели все "непреодолимые" трудности, и 29.09.2012 (спустя семь лет после начала работ) первый авианосец Поднебесной был официально передан ВМС, а совсем недавно (24.12.2016) во главе АУГ впервые вышел на учения в открытый океан (ссылка 3).


Авианосец "Ляонин" пр. 001 ("11436К") выходит в океан, 24.12.2016 (фото 81.cn с русскоязычного сайта Синьхуа Russian.News.Cn)


После того урока, что преподал мне китайский судпром, я готов поверить в практическую реализуемость любых (почти любых) самых невероятных и амбициозных планов военно-политического руководства КНР. Касательно авианосной программы эти планы поначалу предусматривали создание трёх АУГ ("проект 48") − по одной на каждый из трёх флотов* ВМС НОАК (ссылка 4). В дополнение к "Ляонину" (пр. 001) в 2014 и 2015 г.г. в Даляне и Шанхае предполагалось начать строительство двух авианосцев типа 001A (по $4,5 млрд) − немного усовершенствованных, но в целом повторяющих конструкцию прототипа. Работы по первому из них, названному "Шаньдун", уже идут (по имеющимся данным, с конца 2013 г. − ссылка 5), 19.01.2015 об их начале сообщили китайские СМИ (ссылка 6), а на 03.10.2016 корпус приобрёл ярко выраженные "авианосные" очертания − с трамплином, угловой палубой и "островом". Спуск на воду ожидается в 2017 г., передача флоту − в 2020 г.

В сообщении от 19.01.2015 прозвучало и новое число предполагаемых к постройке авианосцев − 4 единицы. Дальше больше − некие американцы ("U.S. analyzed that..." − ссылка 7 с подачи militaryparitet.com) спрогнозировали, что к 2025 г. Китай планирует построить целых шесть авианосцев, включая два атомных. Китайцы, в свою очередь, официально объявили подобные прогнозы "спекуляциями" и заявили, что количество АВ "будет зависеть от имеющихся ресурсов" (ссылка 8) − весьма здравое суждение, говорящее о том, что возможности даже такой сверхдержавы как, Китай, далеко не безграничны (либо имеет место типично восточное коварство, но это уже из области конспирологии). Спрогнозированный срок (2025 г.) совсем не вяжется с реальностью, однако есть неофициальный график строительства тех самых 6 авианосцев (на илл. ниже), который, возможно, не так уж далёк от истины (если сдвинуть сроки немного вправо): CV16 типа 001 (Далянь) − 2012, CV17 типа 001A (Д.) − 2014/18/22 (закладка/спуск/передача), CV18 типа 002 (с обычной ГЭУ и катапультами, Шанхай)2018/22/26, CV19 типа 002 (Д.)2018/22/26, CVN20 типа 003 (атомный, Ш.) − 2022/27/32, CVN21 типа 003 (Д.) − 2022/27/32.


Вернёмся ненадолго к АВ типа 001A, чтобы восстановить справедливость. Один научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН недавно высказался так: "Шаньдун" будет лучше, нежели предшественники, поскольку в конструкции кораблей типа "Кузнецов" были допущены определённые серьёзные ошибки и недочёты... Часть таких недостатков китайцы исправили при достройке "Ляонина". Здесь [на 001A] они могут сделать больше улучшений, связанных с размещением авиагруппы, различных узлов и агрегатов, условиями службы... Корабли этого типа не так хорошо подходят для проецирования силы в удалённые районы мира, как американские авианосцы. Советским авианосцам предназначалось играть роль центрального элемента системы обороны района патрулирования атомных ракетных подлодок, которую в западной литературе именуют "Бастионом". Есть предположение, что китайцы создают подобный "Бастион" в Южно-Китайском море, где на острове Хайнань размещена база АПЛ" (ссылка 9).

Во-первых, китайские конструкторы ещё недостаточно опытны, чтобы исправлять наши ошибки − им бы своих не наделать. Кроме того, есть большие сомнения в том, что уважаемый востоковед видел чертежи "Ляонина", если только под серьёзной ошибкой он не понимает размещение на ТАВКР ПКРК "Гранит", от которого китайцы отказались по той простой причине, что этот совсекретный комплекс им не планировали продавать даже в те времена, когда продавали всё подряд. Во-вторых, как сказал Бисмарк, которого любит цитировать ВВП: "Важны не намерения, а потенциалы". Если у китайцев появится реальный инструмент проецирования силы, рано или поздно они его обязательно применят.


В целом, авианосная программа ВМС НОАК играет по отношению к ВМФ России ту же роль, что и программа строительства суперэсминцев типа 055 − роль стимула, который, будем надеяться, не позволит нам отстать и навсегда скатиться на третью строчку табеля о рангах ведущих морских держав. Для этого у нас есть достаточно средств, производственных мощностей, жизненного и боевого опыта, умных голов и умелых рук. Если в 2025 г. (как и планируется), мы заложим сразу два новых авианосца (на Севмаше и Балтийском заводессылка 10), после их спуска на воду ещё два, а потом ещё два, и будем строить каждый не более 10 лет (5 на стапеле, 5 в достройке и на испытаниях), мы довольно скоро (примерно в 2045 г.) догоним китайцев, перегоним их по CVN и утрём нос всему миру.


Примечание. * Как известно, ВМС НОАК состоят из трёх флотов − Северного (штаб в Циндао, зона ответственности − Жёлтое море), Восточного (соответственно Нинбо и Восточно-Китайское море с Тайваньским проливом) и Южного (Чжаньцзян и Южно-Китайское море с Тонкинским заливом). С учётом относительной компактности базирования сил флота и лёгкости межфлотского манёвра (особенно в сравнении с ВМФ России) 3-4 авианосца и столько же авианосных групп представляются вполне достаточными для обеспечения обороноспособности КНР (програма-минимум без вредных замашек на мировое лидерство). Для справки: от Циндао до Ниндо около 400 миль (1 сутки−09 часов 12-узловым ходом), от Ниндо до Чжаньцзяна 980 (3−10), от Циндао до Чжаньцзяна 1380 (4−19). Для сравнения: Гибралтар−Тартус 2030 (7−01), Североморск−Севастополь 5000 (17−09), Североморск−Владивосток 12 840 (44−14).



Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 26.12.2016 (фото с sina.com.cn из публикации gazeta.ru от 02.02.2017)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 03.10.2016 (фото Andreas Rupprecht из публикации popsci.com от 06.10.2016)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 26.09.2016 (фото с sina.com.cn с подачи bmpd)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 26.09.2016 (фото с sina.com.cn с подачи bmpd)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 27.08.2016 (фото с sina.com.cn с подачи bastion-karpenko.ru)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, кон.10.2015 (фото heiheizi с weibo.com из публикации popsci.com от 27.10.2015)


Авианосец "Шаньдун" в постройке, Далянь, 22.04.2015 (фото fengbubei с weibo.com из публикации popsci.com от 27.10.2015)


Макет надстройки авианосца "Шаньдун", Ухань, 01.06.2015 (фото lt.cjdby.net из публикации popsci.com от 27.10.2015)


Авианосец типа 001A (фото tiexue.net с илл. Military Computer Graphics с junshicg.com из публикации popsci.com от 06.10.2016)


Предполагаемая авианосная программа КНР (илл. Military Computer Graphics с junshicg.com via popsci.com). В основе изображений − модели с официальной выставки ВМС НОАК 2014 г. (ссылка 11)

  • 1
Востоковед порадовал.

Если без кавычек, можно поподробнее?

>роль стимула, который, будем надеяться, не позволит нам отстать и навсегда скатиться на третью строчку табеля о рангах ведущих морских держав.

Хм, и как же Россия должна будет перегнать КНР по флоту? Нет, я прочитал по "закладывать по две штуки", но просто, что помешает КНР закладывать по 4 штуки?)
Пусть у России будет 6 АВ к 2050 году. Так у Китая их будет 12.
Всё-таки, пока КПК не потеряет "мандат Неба" и Китай не войдёт в свой очередной циклический кризис ни Россия (ни Евразийский Союз) не догонят Китай индустриально.

Крыловцы против размещения крупных комплексов вооружения на авианосце (только некоторый минимум для самообороны, в т.ч. ПТЗ), а Невское ПКБ позицию по этому поводу высказывало?

Кстати о ПТЗ - в закупках для Нахимова Пакет значился ( http://bmpd.livejournal.com/1124199.html - оригинал у alexeyvvo почему-то не открывается ). Вы не разбирали, где он может размещаться? Вспомнил обо всём этом в контесте обсуждения торпедного вооружения на 23560.

какие крыловцы, где, когда?


Четвёртое. Несмотря на то, что мнения относительно того, каким должен быть новый российский авианосец "меняются как погода в Петербурге", Невское ПКБ готово проектировать любой: .атомный и неатомный, большой (80-85 тыс. т) и маленький (55-65 тыс. т), дорогой ($7 млрд.) и дешёвый ($3 млрд.), с ударным и чисто зенитным вооружением, с катапультным и трамплинным взлётом. Всё, что пожелаете, адмирал Чирков!

http://navy-korabel.livejournal.com/52962.html

Без ПТЗ никак нельзя. "Пакеты" или более новые комплексы должны быть (и будут) на всех боевых кораблях. Коллега alexeyvvo, к сожалению, перестал публиковаться и удалил (скрыл) чуть ли не все записи о ВМФ.

Невское ПКБ работает по ТТЗ заказчика. Что скажут, то и разместят.

На новых авианосцах от ПКРК, скорее всего, откажутся, и это в общем-то правильно. Но поскольку на "Кузнецове" П-700 был изначально, пусть будет - не помешает. Тем более, что особой выгоды от демонтажа 12 УВП не ожидается.

вызов или стимул

что в лоб, что по лбу

Не скажите.

Вызов может иметь результатом как действие, так и бездействие, стимул же − преимущественно действие. Кроме того, вызов зачастую подразумевает агрессию, провокацию, стимул - побуждение к позитиву.

Скорость постройки впечатляет.

То, что мы видим на фото - всего лишь формирование корпуса (работа с железом). Всё самое сложное (насыщение, монтаж оборудования и пр.) ещё впереди. Посмотрим, получится ли у них выдержать взятый темп.

>>... если только под серьёзной ошибкой он не понимает размещение на ТАВКР ПКРК "Гранит", от которого китайцы отказались по той простой причине, что этот совсекретный комплекс им не планировали продавать даже в те времена, когда продавали всё подряд

Причем тут секретность (особенно на фоне продажи в свое время первыми и С-300 и Су-27 с организацией лицензионного производства, и "Москитов", и С-400 и Су-35 сейчас)?
Просто китайцам некуда ставить было это сумрачное детище с затопляемыми ПУ и нехилыми габаритами. И уж тем более лютый сумрак это авианосец с ПУ посреди летной палубы.

>>Моя уверенность основывалась на том, что перед продажей за рубеж с "Варяга" демонтировали всё что можно, приобрести штатные комплектующие было нереально

Все они приобрели, что хотели. И в/на Украине, и в Питере. Есть информация, что техдокументацию в Николаеве они не стали приобретать т.к. у них уже все было ;-)

Edited at 2017-02-17 02:14 pm (UTC)

Не надо катить бочку на "Гранит", который есть оперативно-тактическое НАСТУПАТЕЛЬНОЕ вооружение в отличие от С-300 и Су-27. Продажа "Москита" была очень большой ошибкой, но это всё-таки тактический ПКРК.

В "Гранит" заложено столько секретов, сколько нам и не снилось, включая алгоритм целераспределения при залповой стрельбе (с элементами AI), наличие которого недавно подтвердил замгендиректора НПО машиностроения.

Ты, наверное, не заметил, что УВП "Гранита", ЛЮТО размещённые посреди полётной палубы (кстати, там, где корпус резко сужается) СОВЕРШЕННО не мешают взлёту Су-33 со стартовых позиций 1-2.

С "Варяга" демонтировали ВСЁ СЕКРЕТНОЕ. Если не веришь, почитай книжку А. Одайника и В. Костриченко "Авианосец "Варяг". Долгий путь от "Риги" до "Ши Лана" ("Морская коллекция", №8/2011, стр. 5-6).

Дело известное, ракеты в комплекты с кораблями пошли уже позже.

Отличии Ляонина (Варяга) от Тип 001А (Шаньдун) можно посмотреть на китайском ролике
https://www.youtube.com/watch?v=oANEEhfxlCI
Не то чтобы они его сильно переделали, скорее просто оптимизацию под себя сделали.

Отличия главные внутри должны быть, а планировку они не показывают.

Хороший ролик, познавательный - спасибо. И внешние отличия демонстрирует, и технологию судостроения.

Меня зрение не подводит, на CVN21 нарисованы "азиподы", или казенным языком изъясняясь главные винторулевые колонки (ГВРК)?

Качество хреновое, но похоже на то.

Мне вот интересно, что СШП с этим со всем делать будут? Ежу понятно, что уже сейчас в данный момент без применения ЯО с Китаем справится не под силу, а с применением ЯО это путь в один конец.

Да и не надо справляться) Китай никого не обижает и вроде не собирается. Куда лучше договориться, разделить сферы влияния, сообща выступать гарантами мира и пр.

>возможности даже такой сверхдержавы как, Китай, далеко не безграничны
>мы довольно скоро (примерно в 2045 г.) догоним китайцев, перегоним их
Наши возможности безграничны?

Нам некуда деваться. У нас два разобщённых (удалённых) океанских ТВД, на каждом из которых надо иметь минимум две КАГ. Китайцы вполне могут обойтись тремя АУГ на своём единственном ТВД, но если они будут и дальше наращивать морскую мощь, придётся наращивать и нам (до 2х3). С учётом длительности постройки и равномерного распределения средств по финансовым годам это будет не слишком обременительно для бюджета.

Извтните, но не согласен с вами насчёт пустого блокшкива. С Варяга точно не были демонтированны РЛС производства Саратовского радиоприборного завода. Представителям завода удалось изъять техническую документацию, но оборудование осталось. Так что по аналогии, возможно на корабле осталось и другое оборудование.

Интересно, как можно разобраться во всех тонкостях устройства и работы РЛС без техдокументации - методом тыка?

Никто не говорит про СОВЕРШЕННО пустой блокшив, речь идёт о ПРАКТИЧЕСКИ пустом блокшиве. Читайте, пожалуйста, упомянутый ваше источник. У меня нет более времени на эту тему, надо работать над новой.

Да уж, как все таки китайцы любят поговорить о Николаеве и Ульяновске
https://www.youtube.com/watch?v=q1WB54lZtYc
Будь их воля, выкупили бы не просто не достроенный Ульновск, но и сам город с ЧСЗ :)

  • 1
?

Log in