Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
35 СРЗ: что не заладилось с "Чабаненко"?
navy_korabel
.
В последнем опубликованном в сети выпуске газеты 35 судоремонтного завода "Трудовая Вахта" (№1 от 17.03.2017) наибольшее впечатление производит неуверенность нового директора предприятия С. Смирнова (назначен на должность 21.02.2017) в своевременном выполнении работ по ГОЗ, касающихся среднего ремонта БПК (ЭМ) пр. 11551 "Адмирал Чабаненко", выведенного в резерв ориентировочно 12.2012 (27.07.2013 уже точно был на приколе) и прибывшего в завод (на 19-й причал) 01.12.2013.


БПК "Адмирал Чабаненко", Мурманск, 35 СРЗ, 20.06.2016 (фото Seven_balls с fleetphoto.ru)


Итак, директор филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звёздочка" С. Смирнов: "Сейчас у нас первостепенная задача − исполнение контракта по БПК "Чабаненко", все это прекрасно знают. Если мы не выполним работу в срок [2018 г. − А.Ш.]... то я считаю, что мы больше ни одного "строчного [?] заказа", как самостоятельная единица, как завод, не получим. Сейчас пришло время, когда в очередной раз нужно доказывать, что мы сами в состоянии организовывать работы − от закупки деталей до проведения ремонтных работ − без участия головного предприятия" (ссылка 1).

А ведь как хорошо всё начиналось...

Цитата 1 (16.12.2013): "Корабль прибыл в филиал для прохождения среднего ремонта в рамках ГПВ, направленной на поддержание стареющей морской техники и вооружения в состоянии боевой и технической готовности. Средний ремонт проводится обычно в середине службы корабля и предполагает комплекс работ по модернизации, который увеличит срок эксплуатации корабля примерно на десять лет. Напомним, что постановка БПК "Чабаненко" является знаковым событием − проведение средних ремонтов кораблей ВМФ РФ прекратилось в начале 1990-х, с приходом  кризиса, по причине  отсутствия у Минобороны средств для надлежащего обслуживания техники" (ссылка 2, ссылка 3).

Цитата 2 (11.10.2013): "35-й судоремонтный завод − филиал Центра судоремонта "Звездочка", который находится в Северодвинске. Государством поставлена задача обновления и строительства флота. И, она напрямую касается мурманчан. Здесь, с осени 2013 г. начнётся средний ремонт боевых кораблей. Их будут доводить до состояния только что построенных. Первыми в очереди − серия БПК, начиная с "Адмирала Чабаненко". За ними БДК. А, с накоплением опыта, года через четыре − подводные лодки [?!]" (ссылка 4).

Цитата 3 (12.02.2014): " Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена "точечная" модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог... [Вооружение "Чабаненко"] имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счёт модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену" (ссылка 5).

Однако, глядя на фото от 20.06.2016, производящие весьма угнетающее впечатление, становится понятно, что к заветной цели (поточному среднему ремонту боевых кораблей) 35 СРЗ не удалось приблизиться ни на шаг. Более того, лучший и единственный, а кроме того − самый молодой (18,3 года), отечественный БНК класса "эсминец" (хоть и причислен к БПК) вот уже 3,43 года украшает собой акваторию предприятия и около 4,5 лет (4,4?) не выходит в море.

Что же пошло не так?

1. 35 СРЗ сориентирован на текущий ремонт и сервисное обслуживание надводных кораблей СФ, т.е. на типовую (привычную) номенклатуру работ и в основном (как мне думается) − на одних и тех же контрагентов. Возможно, средний ремонт с его куда более объёмной ремонтной ведомостью и необходимостью налаживания новых контактов оказался слишком крепким орешком для предприятия. У меня нет цели выставлять 35 СРЗ "гадким утёнком" российского военного судоремонта, однако ЦСД (ЦС "Дальзавод") управился с "Трибуцем" примерно за 2,5 года (хотя должен был за 1,5).

2. 35 СРЗ обременён базированием и, по сути, перманентным ВТГ "Адмирала Кузнецова" − на сегодняшний день в этом заключается едва ли не главное его предназначение, которое он выполняет должным образом (в том, что триумфальный поход нашей КАГ в СЗМ состоялся и прошёл благополучно − прежде всего, заслуга "тридцать пятого"). Если бы завод не делал более ничего, а только чинил авианосец, он бы уже оправдывал своё существование, но он занят далеко не только этим − на его хрупкие плечи возложена ответственность за техсостояние всех перворангов СФ.

3. "Хрупкие плечи" − не художественный образ и не преувеличение. По данным на 14.03.2017 численность сотрудников завода составляла всего 1418 человек (ссылка 6), в то время как на пике развития предприятия (в конце 1980-х) их было более 8000 (ссылка 7).

4. Временное слабое место ВМФ России − ГТД украинского производства, не могло повлиять на сроки выполнения работ, т. к. Кронштадтский морской завод освоил ремонт обоих типов двигателей, применяемых на кораблях пр. 1155 и 11551 (ссылка 8). Есть все основания полагать, что оба форсажных ГТД ДТ59 и оба маршевых ДО63 благополучно отремонтированы и либо уже установлены на заказе, либо ждут своей очереди на заводском складе.

5. Лично я склонен подозревать в неудачах ремонта "Чабаненко" бывшего директора 35 СРЗ А. Мальцева, назначенного на должность в 2012 г. (ссылка 9) − примерно за 1,5 года до постановки БПК в завод. Стараниями интернет-ресурсов он запомнился в связи с коррупционным скандалом, касавшимся контрафактной донно-забортной арматуры, приобретённой для БДК "Оленегорский горняк" (который, как известно, сочли за благо перегнать на ремонт в Балтийск − ссылка 10), и запретом общаться с прессой всем сотрудникам предприятия, включая его пресс-службу. Одного взгляда на фотопортреты Рахманова или Мальцева достаточно, чтобы понять, что это не те люди, которые способны поднять наш судпром. Когда-то я занимался бизнесом и привык оценивать людей по внешности. С этими двумя я однозначно не стал бы иметь дела, а в отсутствие выбора делал бы это с крайней осторожностью.

Когда Мальцев оставил свой пост доподлинно неизвестно (данных на сей счёт в сети обнаружить не удалось), однако 30.06.2016 его на заводе уже не было (сейчас занимает должность замгендиректора "Звёздочки" по работе с филиалами), и в подготовке "Кузнецова" к походу он, скорее всего, никакого участия не принимал − в отличие от Д. Панчени, исполнявшего обязанности руководителя предприятия до 21.02.2017. Что касается С. Смирнова, то чисто внешне и по откровенной манере вести разговор он вызывает куда больше доверия, нежели Мальцев. Хочется верить, что у нового директора всё получится, и "Чабаненко" будет-таки передан флоту в будущем году.



"Чабаненко", 35 СРЗ, 20.04.2015 (фото Игоря Дило с shipspotting.com). Чисто внешне за год почти ничего не изменилось


"Чабаненко", 35 СРЗ, 20.06.2016 (фото Seven_balls с fleetphoto.ru). Очень надеюсь, что сегодня корабль выглядит гораздо лучше

  • 1
Не надо печалиться)
Через год будет как новенький.

Интересно, почему при ремонте 1155 их не модернизируют по образцу 11551. Ударные комплексы 956 ведь высвобождаются

Edited at 2017-05-19 06:52 am (UTC)

11551 − отдельный проект. "Москит" − полбеды (хотя и тут без доработок не обойтись), необходимо разместить ещё ПЛУР ("Водопад-НК"), АК-130 (или новую АУ), ЗРАК, РТВ. На всё это уйдёт уйма времени, производственных мощностей и кадров, которые у нас в остром дефиците. Наконец, главный аргумент − надо строить корабли четвёртого поколения и думать о пятом, а не о третьем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account