Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Краса и гордость российского флота. Фотореестр строевых Су-33
navy_korabel
.
Благодарю. АРКАН .(forums.airforce.ru) .за кропотливую работу  по сбору информации,  использованной  в данной статье.

Что представляют из себя на сегодняшний день палубные истребители Су-33 и сколько их у нас осталось, наверное, интересует многих. Разбирательство по данной теме было начато автором блога в рамках серии статей о "Супер Хорнете", никак не желающей заканчиваться. В процессе работы накопился достаточно большой объём фотоматериалов, которыми грех было бы не поделиться с читателями. Другим побудительным мотивом публикации явилась приятная неожиданность возвращения в строй двух бортов, о судьбе которых долгое время ничего не было известно.


Проекции прототипа Су-33 Т-10К-6, б/н 79, зав. № 03-01 (рис. с сайта КнААПО)

28 января с. г. мурманский телеканал ТВ-21 разместил на своём сайте видеорепортаж из 279-го отдельного корабельного истребительного  авиаполка,  базирующегося в Североморске-3 (ссылка 1 - с подачи Polikarpoff с forums.airforce.ru), запечатлевший в полёте машины с бортовыми номерами 67 и 84, которые, судя по всему, совсем недавно перелетели из Комсомольска-на-Амуре после планового ремонта (как сообщает АРКАН, некоторое время назад подобным же образом в полку неожиданно объявился "новенький" б/н 62). Кроме заботы о строевых Су-33 как таковой радует то, что на КнААПО они не только ремонтируются, но и проходят модернизацию, о которой имеет смысл поговорить отдельно. Ниже речь пойдёт только о списочном составе 279 окиап.

Итак, в 1992-1996 г.г. [2] (по другим данным - в 1991-1997 г.г. [1])* КнААПО передало ВМФ 26 серийных Су-33 - по пять машин 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и одну 9-й серии (заводские номера в упрощённом виде: 04-01, 04-02... 05-05... 09-01). Здесь обращают на себя внимание два момента: во-первых, в самые что ни на есть смутные времена новейшие дорогостоящие самолёты были построены в осязаемом количестве и в короткие сроки (очень многое, но далеко не всё у нас тогда было плохо); во-вторых, Су-33 достаточно молоды - 17-20 лет для аэродинамически совершенного планера не возраст, а всё остальное - дело наживное.

* Есть сведения, что первые четыре самолёта первой серии перелетели из Комсомольска-на-Амуре в Североморск в 1993 г. и были приняты в эксплуатацию в апреле того же года - ссылка 2).



Строевые Су-33 на палубе ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (фото с сайта КнААПО)

К величайшему сожалению, в ходе испытаний и эксплуатации в лётных происшествиях было потеряно пять машин: катастрофы - 17.06.1996  (б/н 65, подполковник Виталий Кузьменко), 17.07.2001 (б/н 70, генерал-майор Тимур Апакидзе); аварии - 26.12.1994 (б/н нет, зав. № 08-05, отказ двигателя во время испытательного полёта); 11.05.2000 (б/н 73, ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях), 05.09.2005 (б/н 82, обрыв троса аэрофинишёра на ТАВКР). За вычетом утраченных бортов остаётся 21 самолёт. Необходимо отметить, что, несмотря на участие по крайней мере одной предсерийной машины (Т-10К-9, б/н 109 синий) в первом дальнем походе "Адмирала Кузнецова" (23.12.1995-22.03.1996), ни одна из них не может рассматриваться даже как кандидат на переоснащение в полноценный строевой истребитель.

Су-33 279-го окиап разбиты на две эскадрильи - 1-ю "орлиную" (с соответствующей эмблемой на киле) и 2-ю "тигриную". Первоначально в состав 1-й аэ входили самолёты с бортовыми номерами 60-76 (с пр'опусками), 2-й - 77-88 [2-137], на сегодняшний день б/н 77 и 78 носят на своих килях "орлов". Если посчитать количество номеров с 60 по 88, получится 29, что на три больше числа серийных самолётов. Кандидатами на вылет являются номера 63, 69, 74 и 75, т. к. они отсутствуют и на известных фотографиях Су-33, и в разбивке самолётов по эскадрильям в книге А. Фомина (имеются в виду только красные б/н, т. к. есть, например, фото Су-33 б/н 69 синий, который является опытным Т-10К-5 [1-1]). Один из этих номеров, скорее всего, принадлежал потерянному зав. № 08-05, причина пропуска трёх других не совсем понятна.


Эмблема 1-й и 2-й эскадрилий 279 окиап (фрагменты фото 1 Михаила Михина и фото 2 Sierra, russianplanes.net)

Достоверно известно (из репортажей телеканала "Звезда" - ссылка 3, ссылка 4, ссылка 5), что сейчас на борту "Кузнецова" находятся по крайней мере шесть самолётов 1-й аэ (б/н 62, 66, 68, 76, 77, 78), а ещё один "орёл" (67) и один "тигр" (84) летают (ставятся на крыло) в Североморске-3 (ТВ-21). Кроме того, есть информация [1-11-Polikarpoff], что на палубе ТАВКР кроме "орлов" были замечены четыре "тигра". С учётом того, что ремонт с модернизацией на КнААПО прошла уже б'ольшая часть имеющихся в наличии Су-33 (кроме  б/н 71, 83, 85, 88 [1-1]), есть все основания  полагать, что  воздушное пространство над Средиземным морем оглашает рёвом своих двигателей не менее дюжины (полноценной эскадрильи) "тридцать третьих".

Кстати говоря, задержавшиеся в Североморске пилоты во главе с командиром 279 окиап полковником Евгением Кузнецовым скоро собираются в небезызвестный Ейск, что на берегу Азовского моря. При наличии здорового военного азарта у руководства ВМФ (в чём лично я сомневаюсь) и Вооружённых сил в целом (тут уже теплее) можно было бы усилить авиагруппу ТАВКР посредством перелёта  б/н 67 и 84 по маршруту Ейск - Черноморские проливы - восточная часть Средиземного моря. Каких-либо технических проблем при реализации подобного "дерзкого" замысла быть не должно, т. к. протяжённость указанного маршрута не превышает 2400 км (до Суэцкого канала) при дальности полёта Су-33 без дозаправки 3000 км.

В заключение, несколько слов для пессимистов, которым цифра 21 может показаться совсем уж скромной и даже ничтожной в сравнении с многочисленными авиакрыльями палубной авиации ВМС США. На самом деле всё не так уж плохо. Если  о Су-33 будут заботиться так же, как и сейчас (не забывая о его авионике), в состоянии постоянной готовности можно будет держать две сокращённых двухзвенных эскадрильи  - 16 самолётов завоевания превосходства  в воздухе, которые в случае противостояния авианосных групп один на один смогут надёжно прикрыть свои корабли и проложить дорогу к АУГ противника ударным МиГ-29К.

Ниже представлены фотографии всех имеющихся в наличии Су-33 ВМФ РФ (21 борт)

Источники (в некоторых случаях через дефис может быть указан номер страницы)
[1] Реестр Су-33, Airforce.ru - ВВС России: люди и самолёты (http://forums.airforce.ru/matchast/4131-reestr-su-33-a).
[2] А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", Интервестник, М., 2003.
[3] Стелс машины: реальность и перспективы (http://www.paralay.com/su33.html).
[4] Сухой Су-33 (Су-27К/Т-10К), Russianplanes.net (http://russianplanes.net/st/Sukhoi/Su-33_(Su-27K/T-10K)).
[5] Sukhoi  Su-33,  Airliners.net  (http://www.airliners.net/search/photo.search?aircraft_genericsearch=Sukhoi%20Su-33).



Су-33, б/н 60, зав. № 05-04, 05.09.2006 (фото Олега Подкладова с russianplanes.net)


Су-33, б/н 61, зав. № 05-05, 17.01.2009 (фотолаборатория "Кузнецова", Ю. Шепель - А. Олейник, от Евгения с forums.airforce.ru)


Су-33, б/н 62, зав. № 06-01, 09.2012 (фото Sergy с airliners.net)


Су-33, б/н 64, зав. № 06-02, 17.01.2009 (фотолаборатория "Кузнецова", Ю. Шепель - А. Олейник, от Евгения с forums.airforce.ru)


Су-33, б/н 66, зав. № 06-04, 26.08.2011 (фото с b-port.com)


Су-33, б/н 67, зав. № 06-05 (фото с elhangardetj.blogspot.ru)


Су-33, б/н 68, зав. № 07-01, 2012 (фото Sierra с russianplanes.net)


Су-33, б/н 71, зав. № 04-05, 12.07.2013 (фото с airforce.ru от APKAH)


Су-33, б/н 72, зав. № 05-02, 23.08.2003 (фото Евгения Пашнина с airliners.net)


Су-33, б/н 76, зав. № 04-04, 09.2010, Саки (фото Артёма Старкова с russianplanes.net)


Су-33, б/н 77, зав. № 05-01, 12.03.2012 (фото Михаила Сырицы с aviaport.ru)


Су-33, б/н 78, зав. № 04-01, 12.03.2012 (фото Михаила Сырицы с aviaport.ru)


Су-33, б/н 79, зав. № 04-02, 08.06.2007 (фото sasho, spotters.net.ua от APKAH, airforce.ru)


Су-33, б/н 80, зав. № 07-02 (фото Максима Брянского с airliners.net от paralay.com)


Су-33, б/н 81, зав. № 07-03 (фото с paralay.com)


Су-33, б/н 83 и 84, зав. № 07-05 и 08-01 (фото с paralay.com, дата не известна) - приличного сольного фото б/н 83 не нашлось


Су-33, б/н 85, зав. № 08-02 (фото с airforce.ru от APKAH)


Су-33, б/н 86, зав. № 08-03, 27.09.2010, Саки (фото Игоря Бубина с russianplanes.net)


Су-33, б/н 87, зав. № 08-04, 19.08.2010, Саки (фото Y.I.P с russianplanes.net)


Су-33, б/н 88, зав. № 09-01 (фото с paralay.com)
Tags:

  • 1
Держат на себе отечественную школу палубной авиации и, главное, летчики приобретают какой-никакой, а опыт.

Кто в курсе, есть ли более-менее достоверная информация о том, за какой минимально возможный промежуток времени Кузнецов может выпустить всю свою авиагруппу (скажем те же 16 самолетов)? Интересно будет узнать.

На крайних видео с боевой учебой все по одному рулят по палубе и взлетают.

Боюсь, что интересующей Вас информации не найти в открытом доступе. Разве что догадки.

По видео сложно представить всю картину присходящего - кадры выхвачены из контекста, процензурированы и длятся какие-то секунды. Однако есть фото, на которых на каждой из двух носовых позиций стоит по самолёту (там даже стояночные места предусмотрены - прямо перед газоотбойниками, для быстроты приготовления к старту).

В общем, с учётом того, что два самолёта могут взлететь с 1-й и 2-й позиций практически друг за другом, третий (с 3-й позиции) - после опускания газоотбойников, а следующая тройка к тому моменту уже прогреет двигатели, можно (обтекаемо) говорить о достаточно быстром подъёме авиагруппы.

Американцы пишут, что "Нимиц" может поднять 20 самолётов за 5-6 минут всеми четырьмя катапультами, но эти цифры - лукавые. Там достаточно много всяких операций (вплоть до взвешивания самолёта перед стартом) и не понятно с какого момента они начинают отсчёт.

Все глаза сломал, но на фото 67го в упор не вижу правого крыла. Чудеса.

Да, проглядел - спасибо, что подметили. Понятно, что ситуация нештатная, но какая-то странная: лётчик в кабине, газоотбойник поднят - значит готовились взлетать и всё было в порядке; крыло явно вывернуто, но какой силой (не ветром же?!), и как именно - не понятно. Надо будет заменить фото на более адекватное.

Думаю, обмерзание узлов раскрытия левого крыла - вот его и пытаются стронуть мускульной силой.

Хорошая статья. Книгу Фомина "Су-33. Корабельная эпопея" в качестве источника часто ругают, но возьмите напишите и опубликуйте хотя бы онлайн, что-то получше. Руководство ВМФ и ОПК принято ругать за то, что делали в девяностые. На мой взгляд необоснованно. Попробуй что-то сделать лучше в тех же условиях. Любят обсудить детали первого похода с потерей хода и тп. Время было лихое. Сходить уже было достижением. В книге Фомина есть раздел о предполагаемой и желаемой, но не реализованной модернизации Су-33, под применение всего спектра вооружения для поражения надводных и наземных целей. Я как сторонник тяжелых палубных истребителей считаю, что весь потенциал Су-33 был бы раскрыт только в случае принятия на вооружение такого истребителя и самолета РЛД. Немаловажная деталь - неплохо бы иметь другие контейнеры РЭБ, других габаритов на другие точки подвески, с другими возможностями. По планерам важен не только срок жизни, но и налет часов, фигуры пилотажа и налет над морем. Конструкция "Сухих" вроде как показала себя более прочной, чем у Миг-29. Хорошо, что и Миг-29К нашел свой путь на нашу палубу. Будет больше налет сумеем оценить значение тех самых 10 км/ч разницы в посадочной скорости.

Спасибо за положительный отзыв и за рецензию. Слава Богу, не зря потратил время.

>>Книгу Фомина "Су-33. Корабельная эпопея" в качестве источника часто ругают, но возьмите напишите и опубликуйте хотя бы онлайн, что-то получше.

Хто поднимает руку на эту подробнейшую, и даже можно сказать образцово-показательную, монографию?
У нас в стране такого уровня можно вспомнить "Историю истребителя" по Су-27 и несколько работ по Су-25 разве что.

Критиков полно. Ну как и у КиН. В основном критикуют за умолчание некоторых проблем с освоением, в первом походе в СРЗМ и однозначную поддержку выбора в пользу "Сухого". Опять же критикуют, но не могут назвать другого сравнимого источника. как и работе Кузина и Никольского. Я то лично не критикую. Мне доводилось критиковать г-на Болтенкова за некоторые слова, но книгу его не ругаю. Не читал. Пока.

Хотелось бы узнать мнение профи по поводу правого крыла б/н 67.

с некоторыми моментами не согласен

...можно было бы усилить...

imho, это только в случае чего-то экстраординарного - боевые действия, например, когда особого выбора нет. Просто чтобы лихость показать - лучше не надо. По топливу туда-обратно (даже если стартовать из района Краснодара) не хватит, т.е. всенепременно садись на Кузнецова. А случись заминка с посадкой (не нашли сразу авианосец, не сумели сесть с первого захода) - и либо экстренно проситься к кому-нибудь (Кипр, Израиль, Египет, Турция, Сирия) на аэродром, либо катапультой выходить из кабины и надеяться, что найдут и подберут. И в том и в другом случае - сильный удар по имиджу флота. При этом я допускаю возможность и преднамеренных пакостей со стороны государств восточного Средиземья (например, могут забить помехами привод на Кузнецов).

...16 самолётов завоевания превосходства в воздухе...

В теории - да. На практике - отсутствие самолета ДРЛО, отсутствие кораблей охранения с системами а-ля Иджис и отсутствие опыта интенсивных полетов с палубы - все это вместе взятое сильно снижает ценность палубных Су-33 фактически до ценности учебного подразделения (не полный ноль, конечно, но и рассчитывать на них сильно не надо)

1) 2400 км - это до Суэца. Авианосец может стать в Эгейском море - так, что топлива хватит и обратно (и это без ПТБ). Пакостить нам сейчас никто не будет - тот редкий момент, когда все заодно (сирийское химоружие, Олимпиада в Сочи). Имидж флота может пострадать на ровном месте (при любом взлёте или посадке - утопили же один борт), зато, если перелёт пройдёт гладко, будет нам праздник.

2) Соображениями о возможной боевой эффективности Су-33 надеюсь поделиться в одной из следующих записей.

1) Ну насчет пакостить не будет - имхо, сильно оптимистично. Лично я не настолько верю в человечество, чтобы не ожидать пакостей от наших вероятных противников, четверть века назад записанных в невероятные друзья. ПТБ - на Су-33 теоретически возможно их применение, но чесслово, я никогда не встречал фото или видео 33-й сушки с птб - они вообще в наличии-то есть, использовались хоть когда-то? И наши палубники хоть когда-нибудь отрабатывали дальний перелет (тыщи на полторы-две км) на корабль над морем? Если нет, то лучше сначала потренироваться у своего побережья, чтобы в случае какой накладки хоть на свой аэродром садиться, а не выпрашивать посадку у каких-нибудь турок.

2) ок, бум ждать

Спасибо за прекрасную подборку!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account