Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
"Адмирал Лазарев" до и после докования
navy_korabel
.
ТАРКР "Адмирал Лазарев" пр. 11442 был построен на Балтийском заводе в Ленинграде и передан ВМФ 30.10.1984 (30 лет назад) под наименованием "Фрунзе". Флаг поднят 02.02.1985 (День корабля). 21.08-12.11.1985 вместе с эсминцем "Осмотрительный" совершил межфлотский переход на ТОФ.. Переименован 27.05.1992. .В период 1995-1996 г.г. из-за аварии, не связанной с ГЭУ, были заглушены реакторы (сработала аварийная защита), но несмотря на это, по состоянию на середину 1997 г. крейсер был боеспособен (А.Павлов "Атомные крейсера типа "Киров").


"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Тем не менее, два года спустя (в 1999 г.) "Лазарев" был выведен из боевого состава флота в резерв 2-й категории, а позднее законсервирован. С тех пор крейсер стоит у 7-го пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). В 2004-2005 г.г. на СРЗ "Звезда" в Большом Камне с корабля было выгружено ядерное топливо (операция №1). Постепенно было демонтировано вооружение – именно демонтировано, а к тому, что иногда пишут в прессе следует относиться в высшей степени скептически:


"По свидетельствам дальневосточников, нынче "Адмирал Лазарев" являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 06.12.2002. Тушить его тогда пришлось около четырёх часов" (конец цитаты) (ссылка 1). Про пожар спорить не будем – где не бывает, про цветной металл на рубеже веков – тоже, но "разворованные системы вооружения" не вызывают ничего, кроме улыбки.

О том, что "Лазарев" готовится к докованию, стало известно 19.03.2014 из записи в журнале alexeyvvo (ссылка 2), в которой сообщалось о заключённом договоре на доковый осмотр ТАРКР силами 30-го СРЗ в период 15.01-25.11.2014 (ссылка 3). Предстоящая операция была воспринята со скепсисом как автором записи ("чтобы банально не затонул у пирса?"), так и Вашим покорным слугой, однако, как выяснилось позже (в конце года), крейсер прошёл не только доковый осмотр, но и вполне приличный (для своего состояния) доковый ремонт.


"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Когда именно корабль прибыл в 30-й СРЗ, доподлинно не известно, однако есть сведения, что 28-29.06.2014 он уже стоял там в плавучем доке (ссылка 4). Для справки: 30-й судоремонтный завод расположен недалеко от Фокино – в посёлке Дунай в бухте Чажма залива Стрелок, а его плавучий док ПД-41 грузоподъёмностью 80 000 т – один из двух самых больших плавдоков российского судпрома (второй – ПД-50 в 82-м СРЗ в Росляково, ЗАТО Североморск). 17.12.2014 появилось сообщение о завершении докового ремонта, который "был выполнен для обеспечения непотопляемости корабля, продолжительное время находящегося у причальной стенки, для продления его отстоя в законсервированном состоянии" (вольная цитата – ссылка 5).

Но что бы там ни говорили анонимные "источники в оборонно-промышленном комплексе" о проблематичности проводки "Адмирала Лазарева" Северным морским путём в Северодвинск для дальнейшей модернизации, возможность такого развития событий будоражит умы и активно обсуждается в СМИ и на профильных форумах. Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема: если летом 1942 г. сумели провести с ТОФа на СФ лидер "Баку" и три "хрупких" эсминца, то при надлежащей предпоходовой подготовке проведут и ТАРКР с его гораздо более прочным корпусом. Тут важнее понять другое – сможет ли Севмаш принять в ремонт сразу два 1144-х и нужен ли вообще флоту третий ТАРКР?

По мнению автора блога, на оба вопроса следует ответить положительно. После завершения в 2018-2019 г.г. модернизации "Нахимова") Севмашу будет даже проще (и дешевле) одновременно модернизировать два корабля по одному проекту (запланированный "Пётр Великий" и "Адмирал Лазарев") – это касается и заказа материалов и контрагентских поставок. Главная сегодняшняя проблема предприятия – острая нехватка кадров, при достойной зарплате и условиях труда за 3-4 года может быть успешно решена.

Что касается потребности флота в третьем тяжёлом крейсере, то согласно концепции стратегического неядерного сдерживания, озвученной В. Чирковым 20.12.2013 (ссылка 6), основу группировки сил СНЯС ВМФ, оснащённых высокоточным оружием большой дальности,. в среднесрочной перспективе составят АПКР пр. 885М, 949М и ТАРКР пр. 11442. Для того, чтобы в составе сил постоянной готовности СФ и ТОФ всегда находился хотя бы один тяжёлый крейсер, их общее количество должно быть не менее трёх.



"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, 13.08.2014 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)


Сокращённый экипаж "Лазарева", ПД-41, 30-й СРЗ (фото без даты, группа Оружие России, ВКонтакте)


"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, бухта Чажма, 28-29.06.2014 (фрагмент фото zeka_vasch)


"Адмирал Лазарев" за два года до докования, Фокино, 03.2012 (фото от Вованыч_1977 с forums.airbase.ru, 4280 пикс.)


"Адмирал Лазарев" за три года до докования, Фокино, 07.2011 (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)


"Адмирал Лазарев" за 11 лет до докования, Фокино, 7-й пирс, 03.2003 (фото от Bull с сайта "Водный танспорт" – fleetphoto.ru)

  • 1
Хочется надеяться увидеть его в море.

Очень. И желательно - не на буксире :)

Если будет принято решение о его ремонте модернизации это "бомба", ибо его все уже давно списали на иголки. Даже сама мысль о возможности его ремонта уже новость.
Но опять же встанет вопрос о береговой инфраструктуре на ДВ способной содержать в нормальном состоянии суда такого класса, не говоря уже об чем то крупнее.

Думаю, шансы 50 на 50, что, кстати говоря, уже не мало. А инфраструктура - дело наживное, тем более, что речь идёт не о завтрашнем дне. Если начнут модернизировать в 2019 г., закончат не ранее 2023-го. Времени - более, чем достаточно.

Инфраструктура это не наживное, мы современ 1 тихоокеанской эскадры ничего хорошего не построили на ДВ, а учитывая стоимость и проблемы строительства в Новоросийске это не тривиальная задача.
Ну если все срастется то 3 корабля такого класса (2 модернизированых) существенно изменят расстановку сил.

Был на нем в 2013, на занятиях по ОГП, впечатлила махина, после Осляби, коридоры огромные были)Идешь, думаешь как так, такую махину забросили, что Лазарь, что Николаев удручающее впечатление производят.

Там на фото, кстати, "Пересвет" рядом стоит. Совсем крошечным кажется.

Пересвет-5 месяцев устава) говорят, что служба по началу тяжелая, но у меня оказалась под конец.Флагманская коробка,дикий старпом))

потом выплывут америкацы или японцы на мааааленькой, мааааленькой лодочке, одна ракета и титанику капут
зачем нужны эти монстры, только денег стоят, а толку ноль

Монстры в одиночку не ходят - в составе КУГ, так что капут будет скорее лодочке. К тому же одной ракеты "титанику" маловато будет - тем более, что кроме как "Гарпунами" с 500-фунтовой БЧ их лодочкам похвастаться нечем.

ну это в теории, а на практике и Варяг и Юлий Цезарь(((

На практике - это "Бисмарк" и "Ямато", которым понадобилось немерено торпед, бомб и снарядов, чтобы утонуть. А ещё - "Зейдлиц", изрешечённый в Ютландском бою, но сумевший дойти до базы.

Если говорить о "монстрах" пр. 11442, то не следует забывать об их глубоко эшелонированной ПВО и ПРО, состоящей из ЧЕТЫРЁХ эшелонов: дальнего (С-300Ф), ближнего ("Кинжал"), ближайшего ракетного и ближайшего артиллерийского (ЗРАК "Кортик"). Чтобы пробить все четыре эшелона надо очень и очень постараться. Отдельно взятой "лодочке" такое точно не по зубам - это настолько очевидно, что не нуждается в проверке на практике.

"Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема"
А буксировка?

Честно говоря, не вижу принципиальной разницы между проводкой и буксировкой - в том смысле, что проводка подразумевает и буксировку. Или Вы имеете в виду, что не найдётся подходящих буксиров? Мне кажется, что "Крылов" и "Алатау" прекрасно справятся. А где-то на полпути и "Чикер" с "Алтаем" подтянутся.

Оживить резервные котлы и дойти самому никак?

Я плохо представляю фактическую техническую готовность корабельных систем Лазарева. Если она сравнима с "кировской", то какие-то локальные припарки вряд ли помогут привести корабль в состояние пригодное даже для буксировки.

Подскажите, когда корабль прибыл на "Звездочку" для модернизации в 1999-м было ли видно что в своё время была проведена полная консервация оборудованием турбинных установок, или следов таковой не наблюдалось?

В отличие от "Кирова", "Лазарев" только что прошёл многомесячное докование и конвертацию. Лично у меня нет повода подозревать, что свою работу 30-й СРЗ выполнил плохо, и что по состоянию корпуса корабль не готов к буксировке по СМП.

Электросетями 30-й СРЗ занимался? Трубопроводами? Арматурой? Насосами? Система пожаротушения исправна? Водоотливная система исправна? Вспомогательные механизмы исправны? Вот и я не знаю. Но, судя по срокам работ, вряд ли. Для того, чтобы за тридевять земель по льдам пароход тянуть, вряд ли достаточно его просто покрасить и ДЗА заглушить. Впрочем, убеждать вас я не намерен. Хотите верить в будущее "Лазарева" - верьте.

Я не религиозный фанатик, чтобы слепо верить. На крейсере есть экипаж (см. фото). Как он может там жить и обеспечивать непотопляемость и пожаробезопасность, если всё, что Вы перечислили, неисправно? Из четырёх ГТГ один-то, надо думать, исправен.

К тому же, в записи сказано "при надлежащей предпоходовой подготовке". С учётом того, что "Лазарев" однозначно находится сейчас в лучшем состоянии, нежели "Киров", в случае принятия решения о буксировке, его смогут в разумные сроки довести до ума в том же 30-м СРЗ (если уже не сделали этого в ходе крайнего докования).

Проворачивания механизмов (ГТЗА), которое надо проводить ежедневно, не было много лет. Так что, никак.

Есть, точнее были варианты. Главный вопрос в другом.

Мне больше понравилась загадка: проблем с ГЭУ не было, но аварийная защита ГЭУ сработала. И, похоже, сработала так, что привет полный. ))

В оригинале сказано так: "На крейсере из-за аварии, не связанной с энергоустановкой, сработала аварийная защита и реакторы были заглушены. Причину устранили быстро, но по заведенному порядку, разрешение на пуск реактора даёт Командующий флотом. Поскольку руководство на ТОФ меняется довольно часто, то ни один из них не стал (возможно, не успевал) такую команду давать. Таким образом никакие парогенераторы там не изношены, а активная зона, напротив, сэкономлена. Крейсер боеспособен, хотя, конечно, длительная стоянка у пирса сказывается как на корабле, так и на экипаже" (А. Павлов, 1997).

Кстати, не подскажите зачем Ушакова обратно в состав флота принимали?

Есть сомнения, что его вообще исключали (в этом смысле я не вполне доверяю Рогозину). 12.04.2006 действительно состоялась церемония спуска флага, но это был не Андреевский, а советский Краснознамённый флаг, принадлежавший ранее крейсеру "Киров" 26 проекта. В 2002 г. (по другим данным 30.03.2004) ТАРКР был исключён из БОЕВОГО состава флота, а не из состава ВМФ вообще. Впрочем, всё это уже не важно, т. к. шансы бывшего "Ушакова" вернуться в строй близки к нулю.

Ну... Судя по фоткам, "пальнуть" чем-либо сейчас он точно не сможет ... Так что формально -"разворовали" вооружение нахрен!!!
Если будет надобность -его вернут в строй не хуже Петра Великого... ибо ремонту поддается практически все... (вспомнить хотя бы модернизацию линкоров типа "Марат" и "Октябрьская революция" в 30-тые годы прошлого века).
В предстоящей войне польза будет от любой баржи с ракетами и пушками... особенно, которую не надо заправлять мазутом и держать на привязи танкер...

Видел, спасибо.

Ещё раз спасибо. На Авиабазе бываю регулярно :)

:) Ну вот...
Как думаешь "Лазарь" воскреснет?

Хитрый! Это и я так могу... ;)
Думаю если это и случится (вдруг) то его надо тащить на «Севмаш» и не раньше 2017г. когда "Нахимов" место освободит и то если на него "Петра" не поставят.
Для этого мне кажется "Лазаря" и доковали что бы он хорошо сохранился к этому времени.
Самый главный индикатор это "Нахимов" если по нему процесс пойдет и в закупках появится оборудование больше чем ему нужно :) Все можно будет радоваться!
Главное чтобы власть не поменялась до 2024г.

"По мнению автора блога... после завершения в 2018-2019 г.г. модернизации "Нахимова") Севмашу будет даже проще (и дешевле) одновременно модернизировать два корабля по одному проекту (запланированный "Пётр Великий" и "Адмирал Лазарев")" - это я написал (в этой статье), ты подзабыл, наверное :)

На 2017-й особенно не рассчитывай, у каперанга Тряпичникова на "Эхо Москвы" все сроки как-то сильно сдвинулись влево. Власть, думаю, не поменяется.

Никаких новостей по нему не было?

работал там в 2015 гниёт

во время моей службы на этом крейсере 1993-1995г. даже при острой нехватке личного состава,эта чудесная машина выглядела симпатичнее! очень рад что его отшаманят! "батон"

Решение пока не принято, но тоже очень надеюсь, что отшаманят.

  • 1
?

Log in