Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
"Адмирал Лазарев" до и после докования
navy_korabel
.
ТАРКР "Адмирал Лазарев" пр. 11442 был построен на Балтийском заводе в Ленинграде и передан ВМФ 30.10.1984 (30 лет назад) под наименованием "Фрунзе". Флаг поднят 02.02.1985 (День корабля). 21.08-12.11.1985 вместе с эсминцем "Осмотрительный" совершил межфлотский переход на ТОФ.. Переименован 27.05.1992. .В период 1995-1996 г.г. из-за аварии, не связанной с ГЭУ, были заглушены реакторы (сработала аварийная защита), но несмотря на это, по состоянию на середину 1997 г. крейсер был боеспособен (А.Павлов "Атомные крейсера типа "Киров").


"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Тем не менее, два года спустя (в 1999 г.) "Лазарев" был выведен из боевого состава флота в резерв 2-й категории, а позднее законсервирован. С тех пор крейсер стоит у 7-го пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). В 2004-2005 г.г. на СРЗ "Звезда" в Большом Камне с корабля было выгружено ядерное топливо (операция №1). Постепенно было демонтировано вооружение – именно демонтировано, а к тому, что иногда пишут в прессе следует относиться в высшей степени скептически:


"По свидетельствам дальневосточников, нынче "Адмирал Лазарев" являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 06.12.2002. Тушить его тогда пришлось около четырёх часов" (конец цитаты) (ссылка 1). Про пожар спорить не будем – где не бывает, про цветной металл на рубеже веков – тоже, но "разворованные системы вооружения" не вызывают ничего, кроме улыбки.

О том, что "Лазарев" готовится к докованию, стало известно 19.03.2014 из записи в журнале alexeyvvo (ссылка 2), в которой сообщалось о заключённом договоре на доковый осмотр ТАРКР силами 30-го СРЗ в период 15.01-25.11.2014 (ссылка 3). Предстоящая операция была воспринята со скепсисом как автором записи ("чтобы банально не затонул у пирса?"), так и Вашим покорным слугой, однако, как выяснилось позже (в конце года), крейсер прошёл не только доковый осмотр, но и вполне приличный (для своего состояния) доковый ремонт.


"Адмирал Лазарев" после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Когда именно корабль прибыл в 30-й СРЗ, доподлинно не известно, однако есть сведения, что 28-29.06.2014 он уже стоял там в плавучем доке (ссылка 4). Для справки: 30-й судоремонтный завод расположен недалеко от Фокино – в посёлке Дунай в бухте Чажма залива Стрелок, а его плавучий док ПД-41 грузоподъёмностью 80 000 т – один из двух самых больших плавдоков российского судпрома (второй – ПД-50 в 82-м СРЗ в Росляково, ЗАТО Североморск). 17.12.2014 появилось сообщение о завершении докового ремонта, который "был выполнен для обеспечения непотопляемости корабля, продолжительное время находящегося у причальной стенки, для продления его отстоя в законсервированном состоянии" (вольная цитата – ссылка 5).

Но что бы там ни говорили анонимные "источники в оборонно-промышленном комплексе" о проблематичности проводки "Адмирала Лазарева" Северным морским путём в Северодвинск для дальнейшей модернизации, возможность такого развития событий будоражит умы и активно обсуждается в СМИ и на профильных форумах. Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема: если летом 1942 г. сумели провести с ТОФа на СФ лидер "Баку" и три "хрупких" эсминца, то при надлежащей предпоходовой подготовке проведут и ТАРКР с его гораздо более прочным корпусом. Тут важнее понять другое – сможет ли Севмаш принять в ремонт сразу два 1144-х и нужен ли вообще флоту третий ТАРКР?

По мнению автора блога, на оба вопроса следует ответить положительно. После завершения в 2018-2019 г.г. модернизации "Нахимова") Севмашу будет даже проще (и дешевле) одновременно модернизировать два корабля по одному проекту (запланированный "Пётр Великий" и "Адмирал Лазарев") – это касается и заказа материалов и контрагентских поставок. Главная сегодняшняя проблема предприятия – острая нехватка кадров, при достойной зарплате и условиях труда за 3-4 года может быть успешно решена.

Что касается потребности флота в третьем тяжёлом крейсере, то согласно концепции стратегического неядерного сдерживания, озвученной В. Чирковым 20.12.2013 (ссылка 6), основу группировки сил СНЯС ВМФ, оснащённых высокоточным оружием большой дальности,. в среднесрочной перспективе составят АПКР пр. 885М, 949М и ТАРКР пр. 11442. Для того, чтобы в составе сил постоянной готовности СФ и ТОФ всегда находился хотя бы один тяжёлый крейсер, их общее количество должно быть не менее трёх.



"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, 13.08.2014 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)


Сокращённый экипаж "Лазарева", ПД-41, 30-й СРЗ (фото без даты, группа Оружие России, ВКонтакте)


"Адмирал Лазарев" в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, бухта Чажма, 28-29.06.2014 (фрагмент фото zeka_vasch)


"Адмирал Лазарев" за два года до докования, Фокино, 03.2012 (фото от Вованыч_1977 с forums.airbase.ru, 4280 пикс.)


"Адмирал Лазарев" за три года до докования, Фокино, 07.2011 (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)


"Адмирал Лазарев" за 11 лет до докования, Фокино, 7-й пирс, 03.2003 (фото от Bull с сайта "Водный танспорт" – fleetphoto.ru)

  • 1
Хочется надеяться увидеть его в море.

Очень. И желательно - не на буксире :)

Если будет принято решение о его ремонте модернизации это "бомба", ибо его все уже давно списали на иголки. Даже сама мысль о возможности его ремонта уже новость.
Но опять же встанет вопрос о береговой инфраструктуре на ДВ способной содержать в нормальном состоянии суда такого класса, не говоря уже об чем то крупнее.

Думаю, шансы 50 на 50, что, кстати говоря, уже не мало. А инфраструктура - дело наживное, тем более, что речь идёт не о завтрашнем дне. Если начнут модернизировать в 2019 г., закончат не ранее 2023-го. Времени - более, чем достаточно.

Был на нем в 2013, на занятиях по ОГП, впечатлила махина, после Осляби, коридоры огромные были)Идешь, думаешь как так, такую махину забросили, что Лазарь, что Николаев удручающее впечатление производят.

Там на фото, кстати, "Пересвет" рядом стоит. Совсем крошечным кажется.

потом выплывут америкацы или японцы на мааааленькой, мааааленькой лодочке, одна ракета и титанику капут
зачем нужны эти монстры, только денег стоят, а толку ноль

Монстры в одиночку не ходят - в составе КУГ, так что капут будет скорее лодочке. К тому же одной ракеты "титанику" маловато будет - тем более, что кроме как "Гарпунами" с 500-фунтовой БЧ их лодочкам похвастаться нечем.

"Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема"
А буксировка?

Честно говоря, не вижу принципиальной разницы между проводкой и буксировкой - в том смысле, что проводка подразумевает и буксировку. Или Вы имеете в виду, что не найдётся подходящих буксиров? Мне кажется, что "Крылов" и "Алатау" прекрасно справятся. А где-то на полпути и "Чикер" с "Алтаем" подтянутся.

Кстати, не подскажите зачем Ушакова обратно в состав флота принимали?

Есть сомнения, что его вообще исключали (в этом смысле я не вполне доверяю Рогозину). 12.04.2006 действительно состоялась церемония спуска флага, но это был не Андреевский, а советский Краснознамённый флаг, принадлежавший ранее крейсеру "Киров" 26 проекта. В 2002 г. (по другим данным 30.03.2004) ТАРКР был исключён из БОЕВОГО состава флота, а не из состава ВМФ вообще. Впрочем, всё это уже не важно, т. к. шансы бывшего "Ушакова" вернуться в строй близки к нулю.

Ну... Судя по фоткам, "пальнуть" чем-либо сейчас он точно не сможет ... Так что формально -"разворовали" вооружение нахрен!!!
Если будет надобность -его вернут в строй не хуже Петра Великого... ибо ремонту поддается практически все... (вспомнить хотя бы модернизацию линкоров типа "Марат" и "Октябрьская революция" в 30-тые годы прошлого века).
В предстоящей войне польза будет от любой баржи с ракетами и пушками... особенно, которую не надо заправлять мазутом и держать на привязи танкер...

Видел, спасибо.

работал там в 2015 гниёт

во время моей службы на этом крейсере 1993-1995г. даже при острой нехватке личного состава,эта чудесная машина выглядела симпатичнее! очень рад что его отшаманят! "батон"

Решение пока не принято, но тоже очень надеюсь, что отшаманят.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account