Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Классификация боевых кораблей ВМФ РФ
navy_korabel
.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота (2001): "Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения - на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги. В ВМФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота" (продолжение под катом).





К сожалению, названного Руководство по классификации нет в свободном доступе, что является одним из примеров необоснованного применения на практике Закона о государственной тайне №5485-1 от 21.07.1993 в части отнесения тех или иных сведений к соответствующему разряду. В отсутствие основного руководящего документа воспользуемся четырёхтомным справочником Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", изданным в 2002-2007 г.г. – на закате короткого (10-летнего) либерального периода "открытости и прозрачности" в отношении публикаций по оборонной тематике.

В фундаментальном, не имеющем аналогов труде Ю. Апалькова приводится классификация, принятая в 1990 г., т. е. относящаяся ещё к ВМФ СССР. Однако, судя по сообщениям пресс-службы Минобороны РФ (терминологию СМИ вряд ли стоит воспринимать всерьёз), в ней мало что изменилось. Изменения касаются главным образом исключения из состава флота кораблей, представлявших несуществующие ныне подклассы: противолодочных и артиллерийских крейсеров, эсминцев 2-го ранга, средних десантных кораблей и некоторых других.

Кроме того, в новую редакцию Руководства по классификации, скорее всего, добавлен класс многоцелевых кораблей с подклассами "фрегат" и "корвет" (в перспективе – "эскадренный миноносец" или "крейсер"), а также подкласс "десантный вертолётный корабль-док", о чём можно судить по фотографиям закладных досок, приведённым ниже. Некоторая неясность остаётся относительно пр.955 и 885, которые на закладных досках именуются просто "атомными подводными крейсерами"









Фото: 1) Владимира Ханова с сайта АСЗ; 2) от Черномор с forums.airbase.ru; 3) Алексея Акентьева; 4) с сайта Минобороны РФ

  • 1
ПЛАБ в таблице пр. 945 потерялись.

Нашлись. Спасибо за поправку.

А как различаются ранги? По водоизмещению? Заметил, что пр. 11661 отнесён ко 2-ому рангу.

В примечаниях к таблице (в последней строке) указан ориентировочный принцип деления на ранги (руководящий документ - под грифом). Как и в любом правиле, бывают исключения. Решение принимает ГК ВМФ.

Кстати, а чем отличается "Сторожевой корабль" от "Фрегата"?

СКР пр. 1135 - противолодочный корабль (главный калибр - УРК "Раструб"), фрегат пр. 22350 - многоцелевой. Между 11356 и 22350 функциональных отличий практически нет. Скорее всего, 11356 отнесли к СКР, чтобы подчеркнуть факт перехода к новой классификации начиная с 22350 - первого корабля дальней морской зоны 4-го поколения.

И скорее всего, в связи с этим, раздел "Многоцелевые корабли" будет постепенно замещать раздел "Противолодочные корабли", до полного исчезновения последнего.

Я тоже так думаю. Интересно, к какому классу отнесут авианосцы: к авианесущим или многоцелевым кораблям? На мой взгляд, оба варианта равновозможны.

22350 относят к 1 рангу.

Кто?

Я не согласен. 4500 т полн. маловато будет. К тому же, фрегат по определению не может быть кораблём 1 ранга.

Быть может, кроме той классификации, которая принята в ВМФ России, имеет смысл привести некую общую классификацию.
К примеру, есть вариант классификации кораблей, катеров и вспомогательных судов, который изложен в справочнике "Военные флоты мира".

Никольский В.И., Новичков Н.Н. Руководитель авторского коллектива доктор С. Пиллей. Военные флоты мира. 2009-2010гг. Справочник. М.:АНО "Информационное агентство АРМС-ТАСС", 2009. - 1097с. ISBN 978-5-98384-014-2.

На мой взгляд, было бы целесообразно поместить корабли разных стран в некую единую классификационную систему. Так было бы проще сравнивать боевые возможности разных флотов.

В таблице есть графа Hull class - это международная классификация, которая используется, в частности, в Jane's Fighting Ships и Military Balance.

Извините. А по тоннажу можно колонку добавить или мой вопрос совсем некорректен? И где современные? Спасибо. Очень внятная классификация.

Пожалуйста. Класса многоцелевых кораблей раньше не было - это и есть современные. Переделать таблицу сейчас нет возможности. Водоизмещение строевых кораблей здесь - http://navy-korabel.livejournal.com/124738.html.

Какая-то мешанина из собственных традиций и НАТОвских стандартов. Эсминцы два раза поминаются, а чем СКР от фрегата отличается?

У нас сейчас "пересменка" − специализированные классы ракетно-артиллерийских и противолодочных кораблей уходят в прошлое, уступая место многоцелевым кораблям. Поэтому (временно) эсминцы и там, и там. Про сторожевики и фрегаты уже был вопрос (выше) − http://navy-korabel.livejournal.com/98354.html?thread=1211954#t1211954.

Есть несколько точек зрения о классификации кораблей и дальнейшего развития флота, интересно ваше мнение по поводу следующего:
1) проект Лидер было бы правильно относить к классу Крейсер.
2) проект 20380/5 избыточен по вооружению для ближней морской зоны и судьбу проекта ждёт 3 и 4 пункт:
3) идеальный корабль бмз - 11661 с усиленной АУ и ангаром для вертолета
4) судьба 20380 в этом случае это увеличение водоизмещения до 3-4к, немного добавить вооружения и сделат корабль ДМЗ - фрегат
5) 22350 достройка того что заложено как есть и дальнейшее продолжение проекта с доведением ви до 6-7к добавить вооружение и это ЭМ.
Это компиляция различных статей с простора интернета. Кое что совпадает с моим мнением. Что вы можете сказать об этом?

1) я не против;
2) 20380 прекрасно подходит для БМЗ, заменяя два подкласса - МРК и МПК;
3) 11661 - корабль 3 поколения (вчерашний день), с вертолётом и А-190 он станет тяжелее 20380 - какой смысл?;
4-5) не понимаю, зачем из корвета делать фрегат, а из фрегата эсминец? 22350 на сегодняшний и на завтрашний день достаточно хорош, надо лишь наладить серийное производство; 6-7 тыс. тонн для эсминца уже мало.

По 3 поясню: 20380 не стал по настоящему массовым, корабль дорогой, строят долго. И для ВМФ все равно потребовалось строить мрк Буян-м. 11661(м) - дешевле, так как нет излишнего для бмз редута, зрак вполне достаточно, так как действует в пределах своей авиации. Да ви может и выше будет но цена определяется радарами и вооружением. Тот же 20380 по цене стал вровень к 11356.

"Строят долго" - это проблема не 20380, а нашего выздоравливающего судпрома. О массовости говорить пока рано - в дополнение к 4 строят ещё 8 (вкл. 20385) плюс один 20386. "Редут" (без 9М96Д) излишним для БМЗ не считаю (авиация не панацея, надо иметь возможность защитить себя самому). Достоверных данных по стоимости нет - они совсекретные. 11356 - корабль поколения три-плюс - вынужденная мера (так же, как и 21631 - кроме Каспия).

Ваше мнение понятно. По 1166 моё мнение сложилось отчасти под влиянием цикла из статей вашего коллеги по перу https://topwar.ru/99724-programma-korablestroeniya-vmf-rf-ili-ochen-plohoe-predchuvstvie-chast-4.html - 4часть (всего 5) - в ней подробно описано по 1166(чуть ниже в статье)

Кажется по 22350 я был близок к истине - http://izvestia.ru/news/668261

Друзья, понятие эсминец и понятие многоцелевой корабль вообще разные вещи как нога и рука, как небо и земля... эсминец - сокращение от эскадренный миноносец, т.е. корабль в составе эскадры со скоростью хода равной скорости хода кораблей класса линкор-крейсер и основным вооружением которого является самодвижущаяся мина (торпеда) и возможность самостоятельной постановки мин заграждения, всё остальное вооружение эсминца второстепенное для эскадренного боя. Поэтому в современной действительности так как эскадренного боя после 1960 года не существует как такового в военно-морском искустве вообще. То и классы кораблей линкор, эсминец, лидер эсминцев существовать не должно смотрите правила русского языка если мы Россияне. Класс фрегат и корвет это иностранная классификация военных судов (кораблей). К многоцелевым кораблям всегда относились классы крейсер - это многоцелевой корабль 1 ранга, и сторожевой корабль СКР - это многоцелевой корабль 2 ранга, малый сторожевой корабль МСК - это многоцелевой корабль 3 ранга. Всё остальное от "лукавого" или измышления людей вообще мало знакомых с "красивой морской жизнью".

Edited at 2017-05-20 08:28 pm (UTC)

Заходил на Ваш сайт неоднократно. Нахожу его интересным и полезным (содержащим информацию, которой, наверное, в сети больше нигде не найдёшь).

Касательно комментария.
Я работаю один, поэтому обращение "друзья" тут немного некстати.

Вы наверняка знаете происхождение термина "эсминец". Первоначально он звучал как "истребитель [миноносцев]". На Западе он именуется так до сих пор (destroyer, destructeur и пр.), но у нас не прижился.

Принятая у нас ОФИЦИАЛЬНАЯ классификация мне нравится не во всём, но дабы не сбивать с толку читателей, предпочитаю пользоваться ею. Она не от лукавого, а как раз от тех, кто хорошо знаком с "морской жизнью", т. е. от военморов, и 956 они всё-таки именуют эсминцем, а не "лёгким ракетным крейсером", хотя звучит красиво.

С уважением, А.Ш.

Здравствуйте дружище!
Не имею цели Вас обидеть, но в самой классификации РИФ никогда не упоминалось переводное с иностранного контрминоносец, в классификации судов РИФ до 1907 года: номерной миноносец или миноноска номерное военное судно водоизмещением до 150 тонн, миноносец имел название и водоизмещение от 300 до 500 тонн (в РИФ все военные суда водоизмещением до 500 тонн относились к 3 рангу), оба типа миноносцев предназначались для поражении больших кораблей противника торпедами на высокой скорости в составе атакующего отряда однотипных судов, что достигалось благодаря манёвренности, низкому и ограниченному силуэту миноносцев, снижавшему вероятность попадания в корабль снарядов вражеской артиллерии. Кроме этого, миноносцы применялись и для несения брандвахты, посыльной службы, а также для ближней разведки в составе отрядов крейсеров. Минный крейсер имел название, водоизмещение от 500 до 800 тонн и относился к 2 рангу военных судов используясь в бою для уничтожения миноносцев противника, постановки минных банок и несения разведки. Классификация эсминец появилась только в 1907 году и в этот класс вошли все имевшиеся в строю РИФ минные крейсера, а так же заложенные и строящиеся минные крейсера. Все сведения взяты из архивов ВМФ. Эсминец УРО американцев относиться ко 2 рангу кораблей нашей классификации, поэтому если сравниваем мы наш корабль с иностранным, то должны их сравнивать по нашей классификации, чтобы не было путаницы в своих головах, а вот они всегда сравнивают наши корабли по своей классификации и в их головах путаница отсутствует...

Здравствуйте, коллега.

Высоко ценю Вашу эрудицию, но хотел бы сделать замечание по поводу вот этого: "в... классификации РИФ никогда не упоминалось переводное с иностранного контрминоносец".

В официальной − да. Однако, приведу Вам одну цитату из одного из основополагающих источников - "Списка кораблей русского парового и броненосного флота 1861-1917" С. Моисеева (стр. 29):

"Следует отметить, что классификация 1892 г. не строго соблюдалась даже официальными органами Морского ведомства. Так... большие миноносцы некоторое время составляли класс КОНТРМИНОНОСЦЕВ, а затем "эскадренных миноносцев", продолжая вместе с тем называться в официальной переписке просто миноносцами [согласно п. VIII классификации 1892 г.]

Повторюсь, что предпочитаю классифицировать наши корабли так, как это делают бывшие и настоящие военморы и корабелы. Классификация - дело тонкое и переменчивое, которому не стоит придавать слишком большого значения. Главное, чтобы были корабли (НОВЫЕ корабли), другими словами − было бы что классифицировать :)

  • 1
?

Log in

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: navy-korabel.livejournal.com/98354.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.