?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
МиГ-29К: в ожидании третьей "первой посадки" на палубу "Кузнецова"
navy_korabel
.
Самую первую посадку на палубу ТАВКР пр.11435 опытный корабельный истребитель-бомбардировщик МиГ-29К зав. № 311, пилотируемый Т. Аубакировым, произвёл 01.11.1989 (в один день с Су-27К В. Пугачёва) в ходе лётно-конструкторских испытаний в акватории Чёрного моря. Первый взлёт с корабельного трамплина состоялся вечером того же дня, а за весь период ЛКИ и госиспытаний (в 1989-1991 г.г.) на МиГе № 311 (борт 312 летал мало) было выполнено 74 посадки на авианосец (ссылка 1), после чего в морской карьере МиГ-29К наступила 18-летняя пауза.


МиГ-29К из второй партии МиГов, переданных ВМФ РФ – Кубинка, 18.06.2015 (фото Евгения Поливанова с russianplanes.net)


В сентябре 2009 г. колёса шасси МиГов снова коснулись палубы "Кузнецова" – это были МиГ-29К б/н 941 и МиГ-29КУБ б/н 672, проходившие лётные испытания в интересах ВМС Индии ("КУБ" – даже с индийскими опознавательными знаками). Вторую "первую посадку" можно охарактеризовать как радостно-грустную с преобладанием грусти, т. к. она предшествовала испытаниям МиГов на "Викрамадитье" (07-09.2012 и 08-09.2013), который вместе со своей авиагруппой предназначался пусть и для дружественного (даже союзного), но всё же чужого флота.

25.02.2012 в конце тоннеля наконец-то забрезжил свет. В этот день между Минобороны РФ и РСК "МиГ" был заключён контракт на поставку 20 палубных истребителей МиГ-29К и 4-х МиГ-29КУБ. Четыре самолёта были переданы заказчику до конца 2013 г. ("К" б/н 30-31 и "КУБ" б/н 50-51), а ещё десять ("К" б/н 32-39 и "КУБ" б/н 52-53) – в конце 2014 г. .(по информации на начало лета с. г. в подмосковных Луховицах на них производилось переучивание лётного и инженерно-технического состава МА ВМФ). До конца текущего года флот получит оставшиеся 10 машин, из которых (вместе с предыдущими) будет сформирован новый полк морской авиации СФ (ссылка 2), наряду с 279-м окиап призванный стать основой для формирования авиагруппы российского, теперь уже многоцелевого, авианосца.

Обоснование необходимости включения МиГ-29К в авиагруппу ТАВКРа, наверное, лучше всего изложено в книге Гордона-Фомина-Михеева "МиГ-29" (ссылка 1): "необходимо отметить, что МиГ-29К... имеет по сравнению с Су-27К ряд преимуществ. Номенклатура вооружения Су-27К ограничена только ракетами "воздух-воздух"... МиГ-29К имеет систему управления вооружением с более высокими тактическими характеристиками, достойную самолетов поколения 4-плюс (1998 г.!), и значительно более широкую гамму управляемых и неуправляемых средств поражения, в первую очередь класса "воздух-поверхность" (конец цитаты). Не возникает сомнений, что новый самолёт будет хорош и для атаки КУГ (АУГ) противника, и для штурмовки береговых целей, и для обеспечения "господства в воздухе над собственным аэродромом", как несправедливо (и недальновидно) шутили острословы, сравнивая "ближний" МиГ-29 с "дальним" Су-27.

Долгая дорога МиГ-29К на палубу отечественного авианосца подходит к концу. Хотелось бы надеяться, что в программу заявленных полётов с борта недавно прошедшего докование "Кузнецова" (ссылка 3, ссылка 4) будут включены и новенькие "двадцать девятые", которых мы так долго ждали. Следующим номером в списке ожиданий на данную тему стоят тактические учения Северного флота, в ходе которых крылатыми ракетами (Х-35, Х-31 или мини-"Ониксами" – ссылка 5), выпущенными штурмовиками корабельного базирования .под прикрытием палубных истребителей Су-33,. будет потоплена плавучая мишень, имитирующая корабль противника класса "крейсер".


В оригинале: "посадка" МиГ-29К на "Тбилиси" (скорее всего, проход с касанием), 1989-1990 (фото Н. Валуева из книги "МиГ-29")


МиГ-29К сразу после посадки на палубу "Адмирала Кузнецова" (хорошо виден натянутый трос аэрофинишёра), 29.09.2009. (фото Эдуарда Чаленко с vpk-news.ru)


МиГ-29КУБ с опознавательными знаками ВМС Индии на палубе "Кузнецова", 29.09.2009 (фото Эдуарда Чаленко с vpk-news.ru)


МиГ-29КУБ из первой партии МиГов , переданных ВМФ РФ – Раменское, 18.06.2015 (фото Евгения Волкова с russianplanes.net)


ТАВКР "Адмирал Кузнецов" во время докования в ПД-50, 82 СРЗ, Росляково, 08.07.2015 (фото в очень большом разрешении – 7050 пикс., от sam7 с forums.airbase.ru)


  • 1
ну так 9-31 и 9-41/47 всё же очень разные самолёты
да и индусы - это прообраз 9-4*
хотя все 29к, хотя последних вроде как пытаются к кр/кубр переименовать

Ну, наверное не более разные, чем Т-34 обр. 1943 г. и Т-34-85. Планер и аэродинамику не скроешь за новыми обозначениями. В этом смысле американская "буквенная" система (F/A-18A,-B,-C,-D,-E,-F) гораздо корректнее и понятнее нашей (Су-27,-30,-33,-35). Я за МиГ-29М,-М1,-М2 и т. д., но против МиГ-35.

но в данном случае более уместным нужно было сравнение Т-34 обр. 1940 г. и Т-44: что-то есть общее, но уже не понятно и что.
и хорнет - плохенький пример: F/A-18A/B и F/A-18C/D - прямая линия развития, при старом планере сильно новая авионика, F/A-18E/F - только название осталось (а ля ту-22м, и практически по той же причине)
в официальной (да и во внутренней) номенкатуре (кстати, она цифро-буквенная) сушек вероятно уже сами разработчики путаются, но до миговского разброда ей ой как далеко, например, с шестью(или пятью???) разными миг-35.. поэтому с мигами многие давно перешли на шифры.

Не понимаю, что "плохенького"-то? Когда самолёт не создают с нуля, а просто модернизируют, меняя авионику, иногда двигатели, иногда фонарь кабины (и саму кабину), иногда несколько удлиняя фюзеляж и увеличивая площадь крыла (с изменениями механизации, естественно) - это и есть самая ПРЯМАЯ линия. На Ту-22М3 изменения были куда более радикальными (новая компоновка СУ), нежели на F/A-18E/F.

простите, но мне кажется, что даже подобной картинки хватит:

и, емнип, простой хорнет статически устойчив и у него есть возможность ручного управления, супер хорнет статически неусточив

Хватит для чего? Чтобы обратить меня в свою веру? :) Картинка эта мне хорошо знакома - собирался писать статью, но не сбылось. Новый самолёт, который получается методом масштабирования старого - не есть новый самолёт (пусть даже неустойчивый или с УВТ). Примеры по-настоящему (принципиально) новых самолётов; МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Т-50 (как правило - родоначальники поколений).

что для 9-4*, что для суперхорнета понятно откуда они выросли, но, не изменив начального кода модели, при этом стали новыми моделями

Вот тоже оригинальное фото посадки Аубакирова в ноябре 1989г. Коллеги отца снимали во время наладочных работ навигационного комплекса "Бейсур" на "Тбилиси"

Edited at 2015-08-29 09:27 pm (UTC)

Отличное фото. В таком ракурсе посадку я ещё не видел. Спасибо.

это хорошо, вот только смогут они с Х-31 или Х-35 взлететь? и с каким запасом топлива?

Смогут взлететь с ЧЕТЫРЬМЯ Х-35 и Х-31 (1х4 или 2х2) в пределах нормальной боевой нагрузки. В сети есть и фото, и ЛТХ. Если некогда искать, то:

1) здесь есть фото - http://navy-korabel.livejournal.com/42876.html
2) здесь есть состав боевой нагрузки (от разработчика) - http://www.migavia.ru/index.php/ru/produktsiya/novoe-unifitsirovannoe-semejstvo-istrebitelej/mig-29k-kub?limit=1&start=2.

Второй полк кстати будут делать, если вдруг не слышал.


Спасибо, у меня про это в третьем абзаце :)

Кстати, двухэскадрильный (2х12) авиаполк - это пережиток нищих 1990-х. Надеюсь, что очень скоро он перерастёт в полноценный трёх- или даже 4-х-эскадрильный. Это надо не столько для престижа, сколько для формирования полноценной авиагруппы "Кузнецова", в которой, по моему разумению, должно быть 1х12 Су-33 и 2х12 МиГ-29К (при 50 ЛА по проекту).

Четырех это в советские времена великоват, учебки в основном такие были.

То как организационно это оформить - дело последнее. По моему разумению тоже должен быть один полк со всем вместе.

Хотелось бы надеяться, что в программу заявленных полётов с борта недавно прошедшего докование "Кузнецова" (ссылка 3, ссылка 4) будут включены и новенькие "двадцать девятые"

Думаю, не ранее второй половины следующего года - МиГи еще с нитки, насколько знаю, не летали со строевыми экипажами.

Edited at 2015-08-31 09:57 pm (UTC)

Ну, в следующем, так в следующем - тоже хорошо. Хотя, те четыре самолёта из первой партии, наверное, не стояли без дела целый год и 8 месяцев. Надеюсь, что хотя бы для них успели подготовить пилотов, которые, возможно, порадуют нас этой осенью.

  • 1