?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
К юбилею полукругосветки "Выборга"
navy_korabel
.
30 лет назад в эти самые дни ДЭПЛ Б-227, построенная в Комсомольске-на-Амуре, находилась где-то в Индийском океане на пути в Балтийское море. Насколько известно автору, выдающийся межфлотский переход сегодняшнего "Выборга" протяжённостью около 12 100 миль (56% длины экватора), является наивысшим достижением не только для лодок семейства 877 (маршрут, которым идёт "Новороссийск", как минимум вдвое короче), но и для отечественных ДЭПЛ вообще. Если считать строго по морским путям, на счету Б-227 ровно столько же пройденных миль, сколько преодолели пять из шести советских подводных лодок типа "С" и "Л", вышедших из Петропавловска-Камчатского осенью 1942 года курсом на Кольский залив (через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику) (*).


ПЛБ Б-227 "Выборг" на репетиции парада по случаю Дня ВМФ в Балтийске, 16.07.2015 (фото с klops.ru)


(*) Точные цифры: 12 127 и 12 075 миль соответственно согласно SeaRates.com.

К сожалению, не удалось найти ни воспоминаний, ни описаний перехода Б-227, состоявшегося в августе-октябре 1985 г. и пролегавшего через Японское, Восточно- и Южно-Китайское моря Тихого океана, Малаккский пролив, Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Ла-Манш и Скагеррак. Можно предположить, что лодка шла своим ходом в надводном положении (периодически укрываясь под водой от штормов) в сопровождении спасательно-буксирного судна (и, возможно, сменявших друг друга, кораблей охранения) со средней скоростью около 7 узлов, с заходами в ПМТО ВМФ СССР и порты дружественных стран по пути следования (Камрань, Сокотра, Тартус, Триполи). Ориентировочная продолжительность перехода с конечным пунктом назначения ВМБ Усть-Двинск (Рига) - около трёх месяцев.


Примерный маршрут перехода Б-227 (Liepaja Рига, Кильский канал Скагеррак). Карта сгенерирована в SeaRates.Com

На резонный вопрос о том,. что побудило командование ВМФ принять неординарное решение .о перегоне дизель-электрической подводной лодки через три океана, есть казалось бы вразумительный ответ: Б-227 прибыла на Балтику для обеспечения испытаний и подготовки экипажей строившихся там с недавних пор ДЭПЛ пр. 877ЭКМ для ВМС Индии (головной корпус был заложен на ЛАО 29.05.1983 и спущен на воду 29.07.1985). Кроме того, лодку надо было продемонстрировать потенциальным заказчикам – алжирцам и румынам (ссылка 1). И всё бы хорошо, если бы не тот факт, что от Полярного (где уже базировались однотипные Б-401 и Б-402) .до Усть-Двинска – всего 2000 миль, а от Горького (где, как и в Комсомольске, 877 строились серийно) – и вовсе 1150 миль (1460 км по внутренним водным путям до Ленинграда и 360 миль по Балтийскому морю до столицы Латвийской ССР).

Напрашивается единственное разумное объяснение рекордному марафону Б-227 (в мирное время и без особой пользы для ВМФ) – продвижение пр. 877 на мировом рынке вооружений путём демонстрации возможности оперировать не только в ближней и дальней морской, .но и в океанской зоне.. Судя по суммарному количеству "Варшавянок", построенных, строящихся и заказанных на экспорт на сегодняшний день (39!), пиар-акция "Выборга" прошла блестяще.

Отрадно, что знаменитая (как оказалось) лодка, усилиями мужественного экипажа доказавшая (подтвердившая) способность ДЭПЛ пр. 877 (2300 т надв.) совершать масштабные межтеатровые манёвры, до сих пор находится в строю, технически исправна (после ВТГ в КМЗ в 2011-14 г.г.) и принимает самое активное участие в испытаниях и боевой подготовке кораблей Балтийского, Северного и иностранных флотов .(крайнее сообщение пресс-службы Минобороны на данную тему – ссылка 2).


P.S. Из сообщения участника Морского форума Авиабазы Ван Дайк 2000 (приводится дословно, в квадратных скобках – комментарии автора блога): "По воспоминаниям КГАГ [командир гидроакустической группы] Б-227 (участник перехода), переход осуществлялся до ИО [Индийский океан] на буксире у СС [спасательное судно]. Причём не на тросе, а почему-то на цепи. В результате изрядно размочалили обтекатель МГК-400 [ГАК], пришлось в ИО отдать буксир и до Усть-Двинска – своим ходом. ПЛ на переходе не погружалась" (конец цитаты).

Конечно, немного жаль, но, даже если буксир был отдан на траверзе Шри-Ланки, рекорд для 877/636 остаётся – 7590 миль своим ходом (по прибытии "Новороссийска" в пункт постоянного базирования, он сможет записать на свой счёт "всего" 5170 миль – если считать по морскому пути Полярный-НВМБ без каких-либо отклонений от курса). При этом общая протяжённость перехода (не транспортировки) Б-227 из разряда рекордов никуда не уходит.



ПЛБ Б-227 "Выборг" на репетиции парада по случаю Дня ВМФ в Балтийске, 16.07.2015 (фото с klops.ru)


Крайнее из известных автору фото "Выборга", Калининградский залив (?), 03.09.2015 (фото Drakon 64, forums.airbase.ru)


  • 1
С интересом прочитал ваш пост. Видимо , проект действительно удачный во многих отношениях. С другой стороны , очевидный вывод в том , что операции в океанской зоне возможны или при наличии ПМТО или (в эдаком немецком стиле)при организации точек встреч с танкерами и судами поддержки.

Почти два года назад (29.11.2013) опубликовал "Карту предполагаемых пунктов маневренного базирования ВМФ России за рубежом в недалёком будущем" - http://navy-korabel.livejournal.com/35964.html. Несмотря на тектонические сдвиги в геополитике, кое-что до сих пор актуально. Надо будет как-нибудь переосмыслить и переиздать карту с учётом сегодняшних реалий.

тектонические сдвиги в геополитике

Какая шикарная фраза!

Причём не заимствованная, а рождённая в недрах сознания :)

Уже после Вашего комментария добавил в P.S. кое-какие детали перехода от его непосредственного участника.

Дополнение очень интересное, спасибо.

О былом. Для группы "Подводные лодки России".
Здравствуйте дорогие любители военно-морской истории. К написанию данного текста меня подвигла небольшая заметка в одном из блогов на просторе интернета (http://navy-korabel.livejournal.com/109784.html), в которой кратко описывается переход из Владивостока на Балтику дизельной подводной лодки Буки 227.
1985 году. В данной заметке, даже есть небольшая цитата якобы командира гидроакустической группы этого корабля. Правда, цитата дана без фамилии или каких-нибудь других данных, которые смогли бы установить личность говорящего. Я же имею возможность интервьюировать человека, который доподлинно участвовал в этом переходе. Представляю вам первую часть интервью и задаю вопрос: нужно ли продолжение? Хотите ли вы узнать об этом(как заявляют некоторые) «беспримерном» походе?
Сегодня затравка: подготовка и первые дни в море. Дальше, если это заинтересует вас, читателей, много интересного: отличный экипаж, заморские страны, пираты, охота на контрабандистов, битва за жизнь моряка, полу-нелегальный переход Суэцким каналом.
Рассказывает акустик, после помощник командира Б-227(ныне «Выборг») с постройки и по 1986г. Артеменков Георгий Владиславович. Кроме того, он был и ревизором корабля – от сюда и некоторые характерные подробности

Как получилось, что вашу лодку отправили на Балтику?

Судьба лодки, конечно, точно была неизвестна изначально. Но когда я приехал после выпуска из училища в Комсомольск на достройку, в экипаж, то командир сказал мне после знакомства: «можешь заранее сверлить дырку для ордена». Ну, я поинтересовался, с какого перепугу? На что он ответил, дескать, нас отправят в Индию, будем служить под флагом их ВМС. Ему, видать, намекали, что будем с иностранцами работать, что лодку ждет необычная судьба. Может быть специально дезинформировали, а может быть сам додумал. Или действительно такую информацию дали…Это же продажа оружия, и никто точно не мог сказать кем будет покупатель.
На нашей лодке было только снято два рекламных, так сказать, фильма. Один фильм был именно для индусов. Снимали отход лодки, всю боевую работу. Помню командир устал материться: только отошли – стоп! Что такое? То ли свет не так, то ли еще что, но оператор просит повторить. И за полдня мы 12 или больше раз отходили-подходили, чтобы снять все красиво. Зима, холод, а тут еще: «Давайте душ снимем».
А мы никогда не использовали душевую. Она подразумевается на случай дезактивации, дегазации, а, иначе, кто будет так воду расходовать.
Подобрали матроса по-мускулистие, и он, бедняга, мылся под холодной водой в этом душе.
А весь экипаж, в декабре-то месяце, в тропичке шарился по лодке. Почему тропичка? А, потому что лодка внутри желтая - оператору для контраста тропичка наиболее подходит.

Итак, переход.

Да, получается. Сразу после нового 83-го года из Большого Камня ушли в Улисс, в составе флота участвовали во всех учениях, боевых службах, сдавали задачи. Топили под перископом, дедовским способом, ТАКР «Минск», прорывались в базу притворившись рыбаком. Потому, увидев американский фильм «Убрать перископ», подумал даже, что кто-то из наших сценаристу подсказывал. А, может, мышление мирного времени у всех одинаково. И вот, в августе 85 года начался переход.

А подготовка?




Да, никакой особой подготовки не было. Единственное, что буксировочное сооружение рассчитали, озадачили старпома постройкой. А, так, как обычно… Ждали «Афанасия Никитина»(ледокол пр. 97А) . Если бы он не задержался, то ушли еще в июле. А так…

Число вспоминаешь?

Да, 85-й год, все же.
3-го августа вышли, вспомнил по финансовым документам.
Заводили буксир раз пять, пока до Камрани шли: то, тайфун, то еще чего. А буксир что надо. В середине якорная цепь крейсерская тяжелая,пятьдесят метров, еще и кранцы на ней. Все чтоб провис создать хороший. А заводил буксир, вернее руководил этим действом, я и боцман. Почему-то вместо минера меня отправляли. Сначала выброску на шпиль заведи, потом проводник… Все тяжелое, все трудно. Боцман пару раз за борт падал, по ногам лопнувшим проводником получил. Тайфун подходит, мы от «Афанасия» отвязываемся и под перископ. Сами смотрим как бедолагу кладет, а нам нормально. Затихло… Всплываем и по УКВ: «Все. Давай!». А капитан нам честно отвечает: «экипаж измотался, дайте сутки в дрейфе отдохнуть». Ладно, говорим, а вы пустите помыться. Это был первый и предпоследний раз, когда мы в этом переходе пресной водой мылись. Еще в Камрани, а дальше даже умывались соленой до самой Лиепаи.

Далеко вас буксир тащил?

До Восточно-Китайского моря. А сопровождал до Сингапура. Мы его перед Камранью в Сингапур послали закупаться.
Оттянулись во Вьетнаме?
Как тебе сказать?.. Незадолго до того создали несколько ОпЭск, и там в том числе. А начальники те еще бюрократы, военные в том числе. Вот, совершаем мы межбазовый переход, их задача – обеспечить нам отдых. Они и обеспечили: сразу по приходу устроили нам сдачу задачи «раз», а это проверка знаний, маркировка аварийного инструмента, ну ты понял. И так пять дней! Просто яростно дрочили нас… Потом кто чем занят, а я за снабжением. Белье легко получить, а с продуктами беда – этот мичман, зав склада, та еще… Очень хотелось ему морду начистить, но пришлось шила подогнать, чтоб не выдрюкивался, крючкотвор. Вот в море нас снабжали парни Находкинские, золотые люди. По году дома не видели, но экипажам лодок помогали легко и без вопросов. В итоге мы отдохнули целый световой день, на пляж сходили.
Потом?
Потом в Сингапур. Там «Афанасий» с агентом торговым сговорился, ждал нас для согласования. Пришли на рейд Сингапура…
На рейд Сингапура? Новейшая советская лодка?!
Ну, да. Высматривали еще этот наш ледокол… Спустил он баркас, приехал их старпом. Посовещались, предлагает нам: «колбаска», «карбонатик». А мы хотели фруктов и побольше. Особенно много арбузов набрали, в них воды много, ананасы в банках. Я потом, в базе, из-за этих ананасов чуть не «заторчал» государству круглую сумму в твердой валюте. А если бы «колбаску» взял… Нашли тоже выпускника нижегородского училища тыла, дали мне чеки Внешторгбанка, как в министерстве морского транспорта, и давай, вперед. А там нюансов… Ну, об этом потом.
И… Вперед, в Индийский океан.

Друзья, если есть вопросы, то задавайте. Ответим сразу или в следующих частях.
И последнее. Прямая речь многое потеряла, т.к. я «побоялся» приводить ее без купюр. Сами понимаете – разговор под сигаретку на балконе. Дальше без купюр или?

Спасибо, очень интересно.
Дальше лучше в том же
стиле. У Вас хорошо получается.

  • 1