Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Корабли океанской зоны: будем строить несмотря ни на что

.
В условиях заметного уменьшения доходной части бюджета тревожные мысли о возможном сокращении расходов на флот приходят сами собой и всё чаще высказываются вслух. В подобной "нервозной" обстановке известную моральную поддержку оказывают даже анонимные источники в ОПК, отношение к которым в обычных условиях можно охарактеризовать, в лучшем случае, как скептическое. Из сообщения РИА Новости от 09.02 об эсминце пр. "Лидер": "Завершается эскизное проектирование корабля. Время закладки будет уточняться после утверждения государственной программы вооружения 2018-2025 гг." (ссылка 1).


В качестве "фона" использовано изображение эсминца пр. 21956 с сайта СПКБ – куда более импозантного, нежели концепт КГНЦ


Точнее было бы сказать "завершается разработка вариантов эскизного проекта", т. к. их наверняка будет несколько – отличающихся водоизмещением, составом вооружения и, возможно, ГЭУ (эскизное проектирование эсминца пр. 956 закончилось утверждением варианта №10!, который в конце концов тоже был изменён). Надо полагать, что при рассмотрении вариантов проекта особо пристальное внимание будет уделено стоимости – думается, что о 17500-тонном "монстре" КГНЦ (ссылка 2) можно смело забыть. Если технический проект будет начат в этом году, его утверждение и начало разработки РКД следует ожидать где-то в середине 2018 г. (техпроект РКР 1164 был разработан за 1 год и 4 месяца), а закладку головного корабля – в 2019 г. (сразу после изготовления чертежей части корпусных конструкций), что хорошо согласуется с прежними (докризисными) планами Минобороны (ссылка 3 – 2018).

Закладка нового эсминца напрямую связана с модернизацией Северной верфи. При всей неопределённости с массогабаритами можно смело утверждать, что он будет не меньше 1164 (Dполн = 11 300 т, Lнб = 186 м), в то время как имеющиеся крытые стапельные места СВ рассчитаны на 170 м длины (ссылка 4), а "Янтаря" – на 145 м (ссылка 5) (*). На Севмаше есть стапели подходящих размеров, но у него хватает работ по профильной тематике (**). 2-й этап апгрейда Северной верфи (крытый сухой док, по некоторым данным – на 250 м длины с последующим удлинением до 400 м) должен быть завершён в 2019 г. (ссылка 6), что косвенно подтверждает год закладки "Лидера". Честно говоря, идея строить эсминцы на малодееспособном на сегодняшний день предприятии (ссылка 7) вызывает очень нехорошие предчувствия, но проекту уже дан зелёный свет и возмущаться по этому поводу бесполезно. В конце концов, в мире совсем немного проблем, которые нельзя решить адекватным финансированием и кадровыми решениями – может быть, что-нибудь и получится.

В целом, переживания по поводу возможного срыва строительства "Лидеров", авианесущих кораблей и свёртывания Программы военного кораблестроения до 2050 г. представляются малообоснованными по причине отсутствия разумной альтернативы. Россия и так уже серьёзно отстаёт от остального мира по части кораблей океанской зоны 4-го поколения – авианосцев, эсминцев, УДК. Если мы не заложим в 2019 г. головной "Лидер", а до 2030 г. (включительно) новый авианосец, то к 2050 г. (после полной выработки ресурса и безнадёжного морального устаревания 11435, 11442М, 1164 и 1155) вообще останемся без океанского флота и превратимся во второразрядную морскую державу с флотом береговой обороны и двумя дивизиями РПКСН (оригинал).

Разумеется, руководство страны (по крайней мере, то, которое мы имеем сейчас) этого не допустит. В самом худшем случае уменьшится серийность, увеличатся сроки постройки (из-за "размазывания" финансирования более тонким слоем по годам) и сдвинутся вправо даты передачи кораблей флоту. Несмотря на некоторый упадок духа (оттого, что "весь мир против нас"), нельзя исключать и кажущийся сегодня наивно-утопическим вариант расцвета экономики РФ – "российского экономического чуда" (а вдруг?!). Почему-то кажется, что в XXI веке справедливая в долгосрочной перспективе История сыграет на нашей стороне – у неё перед нами должок.


(*) Тем не менее, "максимальные размеры судна, строительство которого может обеспечить завод, определяются габаритами передаточного плавдока и составляют: длина – до 170 м…" (из презентации ПСЗ "Янтарь"). И действительно, строили ведь как-то БПК пр. 1155 с наибольшей длиной 163,5 м.

(**) Только сейчас, после утраты николаевских верфей и начала активной подготовки к строительству кораблей океанской зоны, становится до конца понятен весь прагматизм "нелепой" (по мнению её многочисленных критиков) идеи системы из двух кораблей пр. 956 и 1155. В Николаеве стапельные места были заняты авианосцами и крейсерами, втиснуть необходимую номенклатуру крупногабаритного советского морского оружия в 170 м длины не представлялось возможным, а развернуть серийное строительство многоцелевых кораблей с б'ольшими размерениями не позволяли короткие стапели Северной верфи и "Янтаря".


P.S. Изложенное выше хорошо согласуется с информацией от директора департамента гособоронзаказа ОСК, бывшего начальника управления кораблестроения ВМФ контр-адмирала в отставке А. Шлемова (01.07.2015): "В настоящее время Северным ПКБ выполняется эскизный проект эскадренного миноносца проекта 23560 со сроком завершения в 2016 году. По нашим оценкам, при условии продвижения проекта со стороны Минобороны России, закладка корабля не исключена в 2018-2019 годах"… примерно в эти же сроки планируется провести модернизацию производственных мощностей предполагаемого завода-строителя корабля" (ссылка 8).



Макет Северной верфи недалёкого будущего. №4 – сухой док с двумя стапельными линиями, где предполагается строить эсминцы (фрагмент фото А. Карпенко, в полном виде – по клику)
Tags: Новый эсминец для ВМФ РФ, Программа кораблестроения до 2050 года, Северная верфь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 99 comments