Прежде всего следует сказать, что наблюдать это великолепное зрелище объёмом около 13 (!) Мбайт мы можем благодаря участнику Морского форума Авиабазы VitTE, запечатлевшему ремонтную набережную ЦС "Дальзавод" (г. Владивосток) 02.03.2016 в 15:13 по местному времени. Под "наездами" подразумевается кинематографический приём, заключающийся в приближении камеры к объекту съёмки (впрочем, не только он).
Панорама Дальзавода, 02.03.2016 (фрагмент фото VitTE с forums.airbase.ru, по клику – 10170 пикс.)
Стол находок: "Ослябя"
По имеющимся данным, БДК пр. 775/II "Ослябя" не выходил в море с октября 2013 г. В начале 2015 г. стало известно о 100-миллионном тендере на ремонт корабля, в котором заказчиком выступал Дальзавод, а подрядчиком – Находкинский СРЗ (ссылка 1 – к сожалению, оригинальная запись
На сайте Находкинского СРЗ говорится: "Сегодня завод имеет все необходимое оборудование для полного цикла судоремонтного производства [включая] плавучий док грузоподъёмностью 8500 т, общей длиной 155 м, шириной для судна 25,5 м [775/II – 4 400 т полн., 112,5х15,0 м нб]" (ссылка 3). Однако, судя по фото, с полным циклом почему-то не получилось – спустя восемь месяцев после планового срока окончания ремонта можно видеть "пробитую" (краской) ватерлинию, но неокрашенную подводную часть и загрунтованную надстройку. Принимая во внимание большое количество скопившихся в заводе заказов, ожидать скорого возвращения "Осляби" в строй, наверное, не стоит.
"Ослябя" и "Николай Вилков", Дальзавод, 02.03.2016 (VitTE, forums.airbase.ru, по клику – 3240 пикс.)
"Трибуц" с "Багирой": конец интриги
Предположение о замене системы управления артиллерийским огнём (СУАО) МР-145 "Лев" на систему МР-123... "Багира-М", высказанные в двух предыдущих записях на данную тему (ссылка 4, ссылка 5), какое-то время продолжало оставаться предположением. Да, замена предусматривалась ремонтной ведомостью, но имевшийся в распоряжении документ был датирован 27.05.2013. Да, аппаратная выгородка "Льва" была демонтирована, а на её месте монтировалось что-то другое, но это "другое" было надёжно скрыто от посторонних глаз щитами и тентами.
Теперь, когда покровы спали, можно видеть, что "Трибуц" действительно обзавёлся "Багирой-М" – первым из боевых кораблей отечественного флота, по крайней мере – в такой комплектации. Индекс комплектации назвать затруднительно, т. к. среди трёх вариантов, представленных на сайте разработчика системы НПО "Карат" (ссылка 6), установленная на БПК отсутствует. Там есть: 1) МР-123-02/3-4 – прибор 1М (модернизированный антенный пост РЛС МР-123 с резервным телевизионно-оптическим устройством ТОУ), прибор ПП (4 модуля АФАР и оптико-электронное прицельное устройство ОЭПУ "Сфера-02" с оптическим, инфракрасным и лазерным каналами); 2) МР-123-02/3-4.1 – только прибор 1М; 3) МР-123-02/3-4.2 – только прибор ПП.
На "Трибуце" мы имеем прибор 1М и ОЭПУ "Сфера-02" без модулей АФАР, от установки которых по каким-то причинам решили отказаться (возможно, это – МР-123-02/3-4.3). Как бы то ни было, "Багира-М" – безусловное благо для БПК пр. 1155: дальность действия радиолокационного канала (45 км – надо полагать, для типовой воздушной цели) по некоторым данным превышает таковую у "Льва" (40 км) и вдвое больше дальности стрельбы АК-100 (21,5 км), которую перекрывает и "Сфера-02" (25 км), дополняющая и расширяющая возможности старой-доброй МР-123.
БПК "Адмирал Трибуц", Дальзавод, 02.03.2016 (фото VitTE, forums.airbase.ru, по клику - 3820 пикс.)
"Багира-М" на "Адмирале Трибуце", Дальзавод, 02.03.2016 (фрагмент фото VitTE с forums.airbase.ru)
Дальзавод – новый пункт базирования ТОФ?
На панораме VitTE представлена настоящая "бригада разнородных сил" Тихоокеанского флота: БПК "Маршал Шапошников" (б/н 543) и "Адмирал Трибуц" (564), БДК "Ослябя" (066) и "Николай Вилков" (081). А если добавить к ним оставшегося за кадром "Адмирала Виноградова" (28.02 стоял правее, в доке на Луговой – ссылка 7), определённо нуждающегося в послепоходовом (межпоходовом) ремонте "Быстрого" (стоит у 33-го причала) и бедолагу "Бурного" (крайний слева) – получится целая дивизия, "базирующаяся" в акватории Дальзавода.
В итоге, не считая командированного в СЗМ "Варяга", из больших надводных кораблей ТОФ в строю остаются только "Пантелеев" (?) и два БДК ("Пересвет" и "Невельской") плюс чисто условно – утомлённый дальним походом "Быстрый". А когда вспоминается об отсутствии в составе наших атомных подводных сил на Тихом океане многоцелевой компоненты, становится совсем грустно. Будем надеяться, что "Трибуц" и "Виноградов" в самое ближайшее время покинут Дальзавод и войдут в состав сил постоянной готовности ТОФ, а "Звезда" не обманет снова наши ожидания (как перед Новым годом) и передаст флоту "Кузбасс" к началу апреля, а до конца 2016-го – ещё и "Магадан".
Хотелось бы лишний раз напомнить тем, кто стоит у руля отечественного судоремонта, что в их руках находится один из трёх ключей к боеготовности нашего ВМФ (два других – боевая подготовка и финансирование). Тем, кто не может организовать производственный процесс при наличии средств, лучше перейти на другую работу, уступив место тем, кто может. В том, что такие найдутся, нет никаких сомнений – надо лишь как следует поискать. ■
"Быстрый" и "Пантелеев", 33-й причал, Золотой Рог, Владивосток, 08.08.2016 (фото С. Корна с подачи Spinch, forums.airbase.ru)