Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Статистика: корабельный состав ВМС Китая на 01.01.2016

.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Приведены более развёрнутые по сравнению с ранее опубликованными (ссылка 1) статистические данные в "стандартной" форме (по аналогии с данными по ВМС США – ссылка 2). Учтено всё, что принято называть capital ships (боевые корабли основных классов) плюс фрегаты и десантные корабли от 2 000 т полн. (по аналогии с ВМФ РФ с той разницей, что корветов, подпадающих под это условие, в ВМС НОАК нет), а также все ДЭПЛ (от 1 600 т надв.), т. е. та компонента ВМС, которая способна в той или иной степени проецировать силу на удалённые регионы мира.




Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Исключение сделано для 21-го фрегата пр. 54A (532 "Цзинчжоу") и 4-го ДВКД пр. 071 (988 "Имэншань"), переданных 05.01 и 01.02.2016, которые фигурируют как "новорожденные" (с возрастом 0,00). Наименования кораблей даны в русской транскрипции по системе Палладия, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, в честь которых было произведено имянаречение. Наименование типов кораблей дано по кодировке НАТО как в русском, так и в латинском написании, которое очень часто встречается в справочниках по флотам.


11 статистических наблюдений:

1) бросается в глаза неполнота, неточность и неопределённость данных (в отношении дат, наименований подводных лодок, наименований и бортовых номеров строящихся кораблей), что вызвано непрозрачностью китайского военно-морского строительства – сродни тому, что имело место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane's Fighting Ships; в этом смысле современная Россия, несмотря на известные пережитки прошлого (ссылка 3), может дать Китаю очень большую фору.

2) как уже говорилось ранее (ссылка 1), по суммарному полному водоизмещению ВМС НОАК догнали ВМФ РФ и, по сути, разделили с нами вторую ступень пьедестала почёта, уступая мировому лидеру (ВМС США) в 4 раза;

3) по суммарной численности корабельного состава Поднебесная заметно опередила нас и уже догоняет (и, наверное, скоро догонит) США, которые, как известно, заморозили численность своих ВМС на уровне 300 вымпелов с учётом кораблей и судов, оставшихся за рамками настоящего исследования (ссылка 3, табл. 2);

4) при той (несколько условной) разбивке на типы (проекты), которая принята в итоговых статистических таблицах, по средней серийности (отношению общего количества кораблей к числу их типов) Китай почти вдвое уступает США (6,5 против 12,6), но при этом в 1,5 раза превосходит Россию (4,1); судя по отдельным заявлениям представителей ГК ВМФ РФ, проблема разнотипности корабельного состава ("флота образцов") хорошо понимается и будет постепенно преодолеваться – думается, что того же мнения придерживается и китайское морское начальство;

5) среднее водоизмещение кораблей ВМС НОАК (4 660 т полн.) соответствует фрегату (у ВМС США – крейсеру, у ВМФ РФ – эсминцу), откуда следует, что военный флот Китая образца 2016 г. в целом представляет из себя региональный флот дальней морской (не океанской) зоны, о чём свидетельствуют и довольно редкие трансокеанские походы китайских боевых кораблей;

6) на сегодняшний день китайские ВМС, наверное – самые юные на планете: средний возраст их корабельного состава составляет всего 12,6 лет (США – 19,2 лет, РФ – 24,6 года), а доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет) зашкаливает – 39,5% (США – 21,4%, РФ – 12,6%);

7) пополнение атомных подводных сил – самая проблемная задача китайского кораблестроения по причине невозможности приобретения прототипов и хорошо засекреченных новейших технологий; лодки строятся долго, соответствие построенных современным требованиям (особенно по уровню шумности) вызывает большие сомнения; о затруднениях в данной области косвенно свидетельствует и средний возраст многоцелевых ПЛА, соизмеримый с таковым у ПЛА ВМФ РФ (20,1 против 22,9) при вдвое более молодом корабельном составе в целом;

8) добившись блестящих результатов в строительстве крупнотоннажных грузовых судов (1-2 место в мире наряду с Южной Кореей), китайцы до сих пор не научились строить большие боевые корабли (более 7 0007 500 т полн.), что и немудрено – эта задача на порядок сложнее, а ДВКД пр. 071 (25 000 т) по своей конструкции гораздо ближе к грузовому судну, нежели к тяжёлому крейсеру (справедливости ради следует отметить, что "семьдесят первый" весьма функционален и недурён собой);

9) по причинам, изложенным в п.п. 7-8, нелегко даётся китайцам и первый национальный авианосец – несмотря на периодические заявления на данную тему (крайние – ссылка 4, ссылка 5) и на, казалось бы, весьма убедительные снимки с верфи в Даляне (включая спутниковые), до сих пор нет достоверных официальных подтверждений того, строится он или всё ещё проектируется; стоит напомнить, что "Ляонин" достраивался в Китае около 7 лет и уже 3,5 года находится в опытной эксплуатации – у китайских инженеров, моряков и лётчиков было достаточно времени, чтобы разобраться с конструктивными и функциональными особенностями ТАВКР пр. 11436 и палубного истребителя Су-27К, однако, судя по вялотекучести процесса создания нового корабля и освоения имеющегося – так до конца и не разобрались;

10) танкодесантные корабли (по-нашему – БДК) являются вторым из наиболее пожилых (плохообновляемых) подклассов в китайском флоте – средний возраст 17,0 лет (хотя в сравнении с нашими 34,0 – просто дети); пока неясно, принято ли решение строить вместо ТДК более вместительные и универсальные ДВКД и ДКД, либо корабли прежнего архитектурно-конструктивного типа нового проекта;

11) информация по срокам постройки кораблей ВМС НОАК крайне скудна и приблизительнадаты (годы) закладки в источниках, как правило, отсутствуют вовсе, поэтому судить о возможностях китайского кораблестроения приходится в основном по ритмичности вступления в строй новых заказов, и она впечатляет: разрозненные данные по отдельным проектам дают срок строительства эсминца 2,53,5 года, что заметно лучше наших сегодняшних "достижений" (даже по фрегатам) – лишний повод поскорее подтянуться до уровня тех, кого мы совсем недавно учили строить корабли.


P.S. Наращивание морской мощи Китая, конечно же, не может длиться вечнонаблюдаемый в последние годы лавинообразный рост корабельного состава должен прекратиться, когда: а) будут заменены все морально устаревшие корабли из наследия советско-китайского ВТС и собственные "пилотные проекты"; б) будет достигнут приемлемый баланс сил с ВМС Японии, Южной Кореи и 7-м флотом ВМС США; в) управление слишком большим флотом станет затруднительным для китайских флотоводцев, в отличие от американских не имеющих опыта планирования операций с участием большого количества корабельных соединений; г) расходы на флот станут обременительными для государственного бюджета (возможности которого даже у одной из величайших экономик мира далеко не безграничны).


Исходные данные: в полном виде (4800 пикс. по вертикали) – по клику


Tags: ВМС Китая, ВМС стран мира Статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments