?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Су-33: боевая нагрузка и радиус действия при взлёте с трамплина
navy_korabel
.
Внимание! Радиусы, указанные в таблице, значительно отличаются от реальных. Более точное приближение – по ссылке.

Комментарии к крайней записи о Су-33 (ссылка), как впрочем и ко многим предыдущим, выявили недостаточную осведомлённость как гостей, так и автора блога в вопросе: взлетит или не взлетит наш основной палубный самолёт с той или иной боевой нагрузкой с трамплина и, если взлетит, на какой радиус он может быть задействован? При этом, в основном источнике по данной теме – книге А. Фомина "Су-33. Корабельная эпопея" (2003), который был благословлён Симоновым, Пугачёвым, Меркуловым и Дейнекой* и поэтому вправе считаться вполне достоверным, есть почти все интересующие нас сведения, которые надо лишь осмыслить и преподнести в удобном для восприятия виде, что собственно и было проделано Вашим покорным слугой.




Выводы: с ближних к трамплину стартовых позиций "Адмирала Кузнецова" Су-33 может взлететь с полным боекомплектом ракет "воздух-воздух", но на радиус значительно меньший максимального (соизмеримый с радиусом "Супер Хорнета"). Более тяжёлые варианты нагрузки допускают взлёт только с дальней позиции, что не совсем хорошо, т. к. в этом случае резко увеличивается время подъёма авиагруппы: при вылетах на малый радиус самолёты можно готовить тройками с интервалом между взлётами (по готовности тройки) в несколько секунд, при вылетах на большой радиус машины придётся готовить только по одной. Если взять половинную "скорострельность" АВ типа "Нимиц" (один самолёт в две минуты вместо одной**) получится, что вылет двух эскадрилий по 8 машин, описанный в предыдущей записи, займёт не менее получаса. При этом, радиус действия Су-33 в гипотетическом ударном варианте (с двумя ПКР 3М55 и шестью Р-73) уменьшится некритично – с 1500 до 1200 км, т. е. всего на 20%.


* М. Симонов – генеральный конструктор "ОКБ Сухого" (на 2003 г.), В. Пугачёв – знаменитый лётчик-испытатель, впервые посадивший Су-27К на палубу ТАВКР пр. 11435, В. Меркулов – гендиректор КнААЗа (на 2003 г.), В. Дейнека – командующий МА ВМФ (1994-2000).

** "При использовании всех четырёх катапульт группу из 20 самолётов можно поднять в воздух за 5-6 минут" – С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин "Атомный авианосец USS Nimitz", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".


Примечания к таблице

1 Так называемый "сдаточный" вариант вооружения
2 Максимальный (по точкам подвески) боекомплект ракет "воздух-воздух"
3 Количество ФАБ-250, соответствующее полной боевой нагрузке, со схемы подвески вооружения из книги А. Фомина
4 Количество ФАБ-250 с учётом оборонительного ракетного вооружения (УР Р-73 на свободных внешних точках подвески)
5 Гипотетический вариант боевой нагрузки с двумя ПКР 3М55 ("Оникс") на двух внутренних подкрыльевых точках подвески
6 Р-27ЭТ – 347 кг (Р-27ЭР – 355 кг); Р-73 – 105 кг; ФАБ-250М54 – 236 кг, ФАБ-250М62 – 227 кг, ср. 231,5 кг; 3М55 (Х-61) – 2500 кг
7 Точнее – 6 440 кг
8 Так называемый "основной" вариант заправки
9 Полный запас топлива во внутренних баках (без ПТБ)
10 У А. Фомина – 28 000 кг
11 У А. Фомина – 29 900 кг
12 У А. Фомина – 32 200 кг
13 Максимальная взлётная масса
14 Радиусы, отличные от максимального (1500 км), пересчитаны по запасу топлива без учёта взлётной массы и сопротивления воздуха при различных вариантах боевой нагрузки
15 Ближние к трамплину стартовые позиции (разбег 105 м)
16 Дальняя от трамплина стартовая позиция (разбег 195 м)



Су-33 с максимальным боекомплектом ракет "воздух-воздух" (фрагмент схемы из книги А. Фомина "Су-33. Корабельная эпопея")


  • 1
Время подъёма авиагруппы - одна из важнейших ТТХ авианосца. Надо готовиться к худшему и всячески снижать это время - путём, к примеру, дозаправки в воздухе первых взлетевших с 1-2 позиций самолётов в ожидании взлетающих с третьей.

а вес пилонов и апу/аку как и где учитывается?

Там не учитывается изменение дальности от повышения сопротивления воздуха, от изменения массы самолета итп :)

А как их можно учесть, не имея доступа к документации, в домашних условиях? Неучёт снижения взлётной массы должен давать ошибку в безопасную сторону, а сопротивление аэродинамически сложных объектов вообще не поддаётся расчёту - определяется продувкой в трубе.

Я про то, что придираться к массе пилонов итп при таких неучетах - странно.

Справедливости ради стоит отметить, что АКУ и АПУ заметно утяжеляют боеприпасы. АКУ-470 весит 90 кг, АПУ-73 49 кг. При полном боекомплекте "воздух-воздух" АКУ и АПУ весят почти ТОННУ (920 кг).

Я не нашёл в открытом доступе разбивки нагрузки масс для боевых самолётов, но пилоны-то точно относятся к массе планера. Да и АКУ с АПУ не могут относиться к боевой нагрузке, т. к. не расходуются (остаются при самолёте).

А радиус действия вы как вычисляете?

P.S. оффтопом новость, которая вас, возможно, заинтересует

http://tass.ru/armiya-i-opk/3311482

Edited at 2016-05-25 08:02 am (UTC)

Пересчётом с максимального (1500 км) пропорционально запасу топлива - других способов нет. Спасибо за ссылку.

про пересчет я понял - а максимальный откуда?

Не вижу там радиуса - ткните плз пальцем.

Берёте максимальную дальность, делите на два и получаете максимальный радиус (долетел, пустил ракеты, вернулся). Боевой радиус (с учётом воздушного боя), разумеется, будет меньше.

не совсем так - точнее, совсем не так

Начнем с того, что максимальная дальность полета, указываемая КБ - величина во многом сфероконная. Следует это из методики ее расчета. Берется самолет с полной заправкой, без подвесок и рассчитывается, а на сколько он сможет улететь на наивыгоднейшей высоте и на скорости, соответствующей максимальной дальности полета, пока у него горючка не кончится. И при этом считается, что ему еще и ветер с температурой мешать не будут и сядет он с первого же захода. Получают в ходе расчета какую-то цифру (для Су-33 декларируется 3000 км), которую вписывают в рекламу.

На практике же даже перегоночная дальность будет меньше - поскольку никто не будет планировать полет до последней капли горючки - всегда запланируют наличие аварийного и навигационного запаса (это суммарно где-то процентов 10 от общего запаса горючки). Т.е. даже перегоночная дальность Су-33 будет примерно 2700-2800 км.

Идем далее. При планировании боевого вылета, кроме вышеупомянутых запасов, рассчитывается расход горючки по типовой схеме выполнения задачи. Например, при перехвате для истребителей закладывается несколько минут (например, пять) работы форсажа (когда керосин "рекой льется") и часть маршрута на средних высотах, на которых радар дальше всего видит (а наивыгоднейшая высота - это минус 500-1000 метров от практического дозвукового потолка, а не средние высоты). Потом, подвески, кроме веса, дают еще достаточно приличный рост лобового сопротивления (иногда подвески чуть ли не в два раза могут показатель лобового сопротивления увеличить), которое тоже отжирает заметную часть дальности полета. Плюс тактический запас - отводится по усмотрению командира в зависимости от ситуации. Ну и еще там есть заморочки при производстве инженерно-штурманского расчета для вылета (типа запаса для сбора группы в случае выполнения задачи группой, а не в одиночку). Все эти заморочки описываются в соответствующих руководствах и по ним производится этот самый ИШР. А сами руководства пишутся не в КБ, а в центрах по боевому применению.

Краткий выводы из вышесказанного - когда все эти факторы на практике складываются, то максимальный боевой радиус составляет в где-то 0,35-0,4 от перегоночной дальности - и это с минимальными подвесками. Для Су-33 это, оценочно, примерно 1000-1100 км в варианте перехвата с 4 ракетами (2 Р-27 и 2 Р-73). Подвеска еще бомб-ракет "роняет" радиус еще больше (а если в профиль полета еще и предельно малая добавляется - то вообще радиус падает резко). Для Су-33 у меня руководства нет, но для иллюстрации проблемы приведу данные по Су-24. У него в справочниках декларируется перегоночная дальность 2850 км (с 2 ПТБ). Но вот радиус с подвеской 2 ФАБ-250 и тех же 2 ПТБ составляет примерно 0,3 от этой дальности. А с подвеской 6 ФАБ-250 и 2 ПТБ радиус уже составляет примерно четверть от перегоночной дальности (точных цифр намеренно не привожу - не помню, снята секретность или нет). Думаю, что не сильно ошибусь, если оценю радиус Су-33 с 2 Брамосами (эти две дуры в 0,7 метров диаметра однозначно дадут значительное сопротивление) километров так в 600, вряд ли больше.

** "При использовании всех четырёх катапульт группу из 20 самолётов можно поднять в воздух за 5-6 минут" – С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин "Атомный авианосец USS Nimitz", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".

Данная оценка основывается лишь на цикле работы паровой катапульты без учета остальных факторов. Реально АВА типа "Нимитц" при работе всех четырех катапульт с максимальным темпом сможет поднять в воздух 20 самолетов за 15-16 минут.

Единички напечатать забыли? :)

Интервал в одну минуту мне и самому показался слишком коротким, но искать другие источники не было времени. Если подскажете, откуда Ваши цифры, буду признателен и, возможно, поправлю текст.

А вот зря ИМХО.

Считаем.

4 катапульты. Безопасный интервал старта 30 секунд между самолетами. Первая четверка - 1,5 минуты. 5 четверок соответственно 7,5 минут. Накинем еще по 30 секунд чтобы интервал запусков с каждой катапульты составлял 2 минуты. За 10 минут лекко запускаем 20 самолей.

Причем имеется резерв для сокращения времени на запуск. Если запускать самоли попарно с одной из носовых катапульт и со спонсона, то можно сократить время на запуск 4 самолей до тех же 30 секунд. Еще плюс 30 секунд, интервал между запусками с каждой катапульты составит 1 минуту. 5 четверок запускаем за 5 минут.

Я не против. Смущает одно - за 30 секунд надо подкатить очередной самолёт к тележке и прицепиться к ней. Впрочем, при хорошей натренированности палубной команды такое, наверное, возможно.

Не за 30 секунд. 30 секунд это интервалы запуска на соседних катапультах. На одной катапульте интервал одна минута.


Да, конечно - минута.

Вот нашел занятное видео.



К сожалению старта двух самолей одним кадром в нем нет, но кое-что тоже можно почерпнуть.

9:20-11:47 Подготовка к старту и старт Томкета. 2,5 минуты от выкатки на стартовую позицию до старта. При этом можно сказать не особо торопятся.

Можно заметить, что следующий, в очереди на катапульту, самолет ожидает сразу за отражателем. Так что интервалы между стартами реально будут небольшими.

11:32 одновременный старт пары Томов со спонсона и с носовой катапульты.

20:40. Выкатка Викинга на катапульту. Сзади на спонсоне стоят два Хорнета на катапультах. 21:24 ушел первый, в 22:26 ушел второй. Викинг взлетел 23:35, чуть меньше трех минут на старт.

Резюмируя. Реально, не напрягаясь, Нимитц может запустить 20 самолей где-то за 13-15 минут максимум, и 11 минут минимум (при одновременном запуске пары самоле со спонсона и с носовой катапульты).

Спасибо, очень интересно. Посмотрю как будет время.

Интересно Ваше мнение.

@МОСКВА, 19 мая — РИА Новости. Контракт на строительство перспективного авианосца ВМФ РФ может быть заключен к концу 2025 года, заявил журналистам в четверг замглавы Минобороны Юрий Борисов."Скорее всего, это произойдет к концу 2025 года. У нас есть три проекта, предложенные Крыловским центром. В принципе, они неплохие", — сказал он, отвечая на вопрос журналистов в рамках выставки HeliRussia-2016.Директор департамента гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявлял РИА Новости, что разработку авианосца с атомной силовой установкой с 2007 года по заказу Минобороны РФ ведет Невское ПКБ. По его словам, уже определены предприятия кооперации, стоимость и сроки постройки корабля, однако в заданиях государственного оборонного заказа на 2015-2017 годы создание авианосца не предусмотрено.@

Дадите свой комментарий???

Возможно. Но не в виде комментария к сообщению, а в рамках какой-нибудь интересной темы - если, конечно, придёт в голову :)

Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2» в контексте: [...] Су-33-3М55 (1500-км радиус самолёта плюс 500-км дальность ракеты). В следующей записи ( ссылка 2 [...]

Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2» в контексте: [...] хочу выразить ему свою признательность за целый ряд весьма профессиональных замечаний ( ссылка 3 [...]

  • 1