?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2
navy_korabel
.
В первой записи про Су-33 с "Ониксом" (ссылка 1), явившейся плодом скорее эмоций, нежели размышлений, говорилось о 2000-километровой "длинной руке" гипотетического авиационно-ракетного комплекса Су-33-3М55 (1500-км радиус самолёта плюс 500-км дальность ракеты). В следующей записи (ссылка 2), основанной на каких-никаких расчётах, зона досягаемости уменьшилась до 1700 км (1200 плюс 500), однако и этого кое-кому показалось мало. Должен признаться, что каждый раз вздрагиваю :) при виде очередного комментария коллеги andr19 размером во весь экран, но в этот раз хочу выразить ему свою признательность за целый ряд весьма профессиональных замечаний (ссылка 3), которые наставили меня на путь истинный и послужили поводом для "дубля 2".




Нельзя сказать, что я совсем не думал о том, что пишет коллега – просто не хотелось (по причине дефицита времени) слишком глубоко погружаться в тему, не являющуюся для меня профильной (в части образования, опыта работы и багажа знаний). Погружаться, однако, пришлось и за это я, с одной стороны, ненавижу :) andr19, с другой, как уже было сказано, благодарен ему – ибо истина дороже времени, потраченного на её выяснение. Суть замечаний сводится главным образом к несоответствию максимального радиуса (равного половине заявленной разработчиком максимальной дальности) реальному радиусу действия с полным боекомплектом, при подвеске которого значительно увеличивается сопротивление воздуха, и запасом топлива "на всякий случай". Худо-бедно, всё это можно оценить – в отличие от боевого радиуса (с выходом на форсаж в воздушном бою, при перехвате и пр.), узнать который можно только из секретного руководства по эксплуатации или от офицеров центров боевого применения, которые пишут секретные руководства для инженерно-штурманских расчётов, выполняемых в строевых частях для каждого конкретного боевого задания (© andr19).


Работа над ошибками

Предположим, что заявленная на сайте компании "Сухой" максимальная дальность Су-33 (3000 км – ссылка 4) подразумевает высотный полёт без дозаправки с 2хР-27 и 2хР73по аналогии с близким по взлётной массе и запасу топлива Су-30МК (ссылка 5). Затем уменьшим радиус действия с полной заправкой и указанным составом вооружения на 10%, предложенных andr19, в которые включим запас топлива на выруливание, взлёт, изменение навигационной и тактической обстановки (5% согласно приказу Минобороны №150 от 30.04.2007) и аварийный остаток топлива, обеспечивающий повторный заход на посадку – 1500 минус 10% = 1350 км. Теперь попробуем оценить радиус при полном боекомплекте ракет "воздух-воздух", в чём нам поможет таблица из книги А. Фомина о Су-33 с ЛТХ Су-27К согласно аванпроекту 1978 г. Таблица хороша тем, что даёт радиусы действия для трёх вариантов подвески Р-73/Р-27: 2/2 1270 км, 2/41200 км, 2/6 1150 км, пользуясь которыми можно построить логарифмическую зависимость (больше величинамедленнее растёт) относительного радиуса (в % от наибольшего) от количества пар Р-27, создающих дополнительное лобовое сопротивление.

Радиус действия для вариантов нагрузки, отличных от базового (2хР-27, 2хР-73, 9500 кг топлива), равного 1350 км, пересчитаем по двум параметрам: 1) прямо пропорционально запасу топлива; 2) логарифмически по площади лобовой проекции (аналогу лобового сопротивления) боеприпасов в конкретном варианте боевой нагрузки, выраженной в условно эквивалентном (по той же площади) количестве пар Р-27. Для справки: площади лобовой проекции (поперечного сечения на миделе без учёта рулей, крыльев и оперения) Р-73/Р-27/ФАБ-250(М54/М62)/3М55 – 0,023/0,053/0,076/0,352 кв. м при диаметрах корпуса 0,170/0,260/0,312/0,670 м (для ФАБ-250М54/М62 значения осреднённые). Как можно видеть, по лобовому сопротивлению Р-27 приблизительно соответствует двум (2,30) Р-73, ФАБ-250 – полутора (1,43) Р-27, 3М55 – семи (6,64) Р-27 или пяти (4,63) ФАБ-250. При расчёте суммарных лобовых проекций боеприпасов, входящих в тот или иной вариант боевой нагрузки было учтено тандемное расположение Р-27 на подфюзеляжных точках подвески между гондолами двигателей и авиабомб ФАБ-250 (по три) на многозамковых балочных держателях МБД3-У6-68 (силовая балка d=0,135 м, s=0,014 кв. м).


Выводы

1) по сравнению с предыдущей таблицей, приблизившись к действительности, радиусы сильно "похудели" – очень жаль, но тут уж ничего не поделаешь;

2) радиус с полным боекомплектом ракет "воздух-воздух" и полным запасом топлива остаётся весьма значительным (1150 км), однако на практике (с учётом форсажа, сбора группы, средней и малой высотности и пр.) он вряд ли превысит следующие за ним 750 км, что, в принципе, совсем неплохо для тактической авиации;

3) базовый (сдаточный) вариант нагрузки (2хР-27 и 2хР-73), конечно, не вариант – на серьёзный групповой воздушный бой боеприпасов не хватит, поэтому рассматривать радиусы с четырьмя ракетами не имеет смысла; впрочем, для патрулирования в мирное время (гонять разведчиков) – сгодится;

4) вариант нагрузки с полным боекомплектом "воздух-воздух" и основным запасом топлива (56% полного), пригодный для взлёта с 1-2 стартовых позиций при условиях, изложенных в п. 2, может обеспечить полноценный воздушный бой на рубеже патрулирования (250 км от корабля-носителя), являющегося, судя по всему, и рубежом дальнего авиационного прикрытия, однако для сопровождения ударных самолётов в авианосном сражении он непригоден;

5) вариант с полной боевой нагрузкой (6500 кг) малопривлекателен, т. к. из-за большого аэродинамического сопротивления, которое создают "гроздья" авиабомб на многозамковых балочных держателях, при безопасном удалении авианосца от берега (от 300 км) он может быть применён разве что для поддержки десанта; для авиаударов на б'ольшую глубину территории противника предпочтительнее варианты с уменьшенной нагрузкой (не более 20 ФАБ-250) и ещё лучше – с дозаправкой в воздухе;

6) несмотря на то, что "длинная рука" Су-33-3М55 стала заметно короче – 1250 против 2000 км в первой записи (при гипотетической дальности "Оникса" в 500 км), она всё равно длиннее руки "Супер Хорнет"-"Гарпун" (примерно 700-750-км радиус самолёта – скорее завышенный, плюс 150-км дальность ПКР = 850-900 км);

7) разница в 400 км в радиусе истребителей прикрытия с полным боекомплектом и ударных самолётов с "Ониксами" (1150 против 750 км) пойдёт на пользу делу, поскольку даёт первым достаточный резерв топлива для воздушного боя; плохо другое –то, что все они могут взлететь только с 3-й позиции, что увеличит время подъёма авиагруппы 2х8 до 30, а то и до 50 мин. и, скорее всего, потребует  дозаправки в воздухе самолётов, взлетевших первыми.





Су-33 с различными вариантами боевой нагрузки (илл. из книги А. Фомина "Су-33. Корабельная эпопея" в редакции автора блога)


  • 1
Сердитый пепелац.

Сердитый, красивый и, к сожалению, с наполовину нереализованными возможностями.

А по МиГарям новым прикидывали?

Трёхдневное стояние на ушах в попытках посчитать то, чего, казалось, посчитать нельзя, надолго отбило у меня охоту к подобным развлечениям. Может быть, как-нибудь потом.

я, конечно, полный нуб, но мне кажется, что разумно было бы предположить указание максимального радиуса действия с уже учтенным запасом на повторный заход и погодные условия. у нас вроде бы нет школ камикадзе.
получается, что вы, вероятно, вычли второй раз уже вычтенное.

Мой оппонент в комментарии по ссылке 3 с этим категорически не согласен (а я склонен ему доверять), но, даже если Вы правы, ошибка в 10% будет в безопасную сторону.

По 7 пункту.

Разделить вылет на несколько эшелонов/волн.

Например: первыми взлетают 4 Сушки с Х-61 и "медленно" летят к цели, не дожидаясь никого, за ними стартуют 4 Сушки прикрытия и догоняют первую волну ударных Сушек. Первая волна заходит "во фланг и тыл" вражеской АУГ.

Вторая волна, взлетает в таком же порядке, они бьют напрямую.

Хотя можно и поменять порядок взлета. Сначала стартуют прикрывающие Сушки, за счет большего радиуса действия они могут подождать в воздухе ударную группу.

Почему бы и нет? С тыла не получится (радиуса не хватит), а с флангов - легко (с двух направлений, без "напрямую" - отбить атаку будет ещё сложнее). В целом мне нравится Ваш творческий подход к заданной теме.

Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2 [...]

Спасибо, очень интересно. Пара вопросов:
1. Отрабатывается ли реально у нас дозаправка от Су-33/Миг-29?
2. Радиус у противника может быть (и будет) сильно больше за счет дозаправки.
3. Если ставки высоки (а пуск нескольких "Ониксов"- это серьезно), то могут отправить самолеты только в одну сторону, летчиков потом подобрать.

Пожалуйста.

1. МиГ от МиГа - да (были фото), но тут большой разницы нет.
2. Не уверен. Для массированной атаки надо много заправщиков - где взять?
3. Чтобы покончить с АУГ, 3М55 надо штук 16-20. Но тогда, потеряв половину "Сушек", мы потеряем боеспособность и нашей КАГ.

http://kamchatinfo.com/news/safe/detail/14994/ - Не по теме, но важная новость. Введена в эксплуатацию ВПП 3400 в Елизово (для использования) группировкой МА.

Да, помнится, была такая тема - http://navy-korabel.livejournal.com/107816.html. В её контексте новость хороша - северо-запад Тихого океана под контролем.

http://naval-flanker.livejournal.com/21786.html Су-33 прошел модернизацию и получил СВП-24 «Гефест».

Отличная новость! Спасибо.

СУ-33\Гефест\Пастель\Х-31

"..31 Августа в ЛИИ подняли второй доработанный Су-33 б/н 71..."

Ретроспективно. В 2010 -2013 6 бортов СУ-33 (включая б\н 88, который сейчас уже с Гефестом) , были модернизированы на КНААПО.
Получили СПО "Пастель" (приличная РТР + целеуказание на активные посты РЛС). Следовательно (ПМСМ), возможно применение Х-31П.

Edited at 2016-09-01 12:38 pm (UTC)

Второй - это радостно! Учитывая отработанную технологию модернизации других типов машин, есть надежда на оснащение СВП-24-33 по крайней мере одной эскадрильи Су-33 (8/12) до выхода на БС.

Прошу прощения за визит. С интересом прочитал пост.
Скажите, где можно увидеть фото или видео взлетающего с "Кузнецова" Су-33 (или Су-27К) с подвешенным на пилонах вооружением?
Спасибо.

Просить прощения за визит не надо :) Напротив, Вам за него большое спасибо.

К сожалению, в моей коллекции таких фото не нашлось, даже здесь - http://navy-korabel.livejournal.com/50859.html. Есть только Су-33 с АСП на 1-й и 2-й стартовых позициях (по метке "ТАВКР А.К."). Возможно, это военная тайна :)

Приветствую! Несколько комментариев по таблице:

1)Су33 не может применять ПКР "Оникс". Сейчас только Бомбы/НАР/КАБ и возможно ПРР.

2)В Сирии скорее, всего будут летать с 2 Р-27ЭР, 2 Р-73, 2/4 ФАБ-500

3)Су33 может нести только 2 ракеты Р-27Т/ЭТ - на пилонах под крылом около двигателя.

4)"Стандартная" нагрузка у Су33 при выполнении задач "воздух-воздух" это: 4/2 Р-27ЭР, 2-27ЭТ, 4 Р-73.

5)Пугачев на испытаниях взлетал с 1-ой стартовой позиции с весом 30500

Здравствуйте.
Спасибо за информацию. "Оникс" - это мечты :)

Ремонт "Кузнецова": пролог (3)

Пользователь hmoka сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (3)» в контексте: [...] и 4 Р-73), взлётная масса при этом будет (по разным данным) 32 200 − 32 450 кг ( ссылка 24 [...]

Ремонт "Кузнецова": пролог (3)

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (3)» в контексте: [...] и 4 Р-73), взлётная масса при этом будет (по разным данным) 32 200 − 32 450 кг ( ссылка 24 [...]

Ремонт "Кузнецова" пролог (3)

Пользователь dambiev сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова" пролог (3)» в контексте: [...] и 4 Р-73), взлётная масса при этом будет (по разным данным) 32 200 − 32 450 кг ( ссылка 24 [...]

Ремонт "Кузнецова": пролог (3)

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (3)» в контексте: [...] и 4 Р-73), взлётная масса при этом будет (по разным данным) 32 200 − 32 450 кг ( ссылка 24 [...]

  • 1