Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Су-33: боевая нагрузка и радиус действия. Дубль 2

.
В первой записи про Су-33 с "Ониксом" (ссылка 1), явившейся плодом скорее эмоций, нежели размышлений, говорилось о 2000-километровой "длинной руке" гипотетического авиационно-ракетного комплекса Су-33-3М55 (1500-км радиус самолёта плюс 500-км дальность ракеты). В следующей записи (ссылка 2), основанной на каких-никаких расчётах, зона досягаемости уменьшилась до 1700 км (1200 плюс 500), однако и этого кое-кому показалось мало. Должен признаться, что каждый раз вздрагиваю :) при виде очередного комментария коллеги andr19 размером во весь экран, но в этот раз хочу выразить ему свою признательность за целый ряд весьма профессиональных замечаний (ссылка 3), которые наставили меня на путь истинный и послужили поводом для "дубля 2".




Нельзя сказать, что я совсем не думал о том, что пишет коллега – просто не хотелось (по причине дефицита времени) слишком глубоко погружаться в тему, не являющуюся для меня профильной (в части образования, опыта работы и багажа знаний). Погружаться, однако, пришлось и за это я, с одной стороны, ненавижу :) andr19, с другой, как уже было сказано, благодарен ему – ибо истина дороже времени, потраченного на её выяснение. Суть замечаний сводится главным образом к несоответствию максимального радиуса (равного половине заявленной разработчиком максимальной дальности) реальному радиусу действия с полным боекомплектом, при подвеске которого значительно увеличивается сопротивление воздуха, и запасом топлива "на всякий случай". Худо-бедно, всё это можно оценить – в отличие от боевого радиуса (с выходом на форсаж в воздушном бою, при перехвате и пр.), узнать который можно только из секретного руководства по эксплуатации или от офицеров центров боевого применения, которые пишут секретные руководства для инженерно-штурманских расчётов, выполняемых в строевых частях для каждого конкретного боевого задания (© andr19).


Работа над ошибками

Предположим, что заявленная на сайте компании "Сухой" максимальная дальность Су-33 (3000 км – ссылка 4) подразумевает высотный полёт без дозаправки с 2хР-27 и 2хР73по аналогии с близким по взлётной массе и запасу топлива Су-30МК (ссылка 5). Затем уменьшим радиус действия с полной заправкой и указанным составом вооружения на 10%, предложенных andr19, в которые включим запас топлива на выруливание, взлёт, изменение навигационной и тактической обстановки (5% согласно приказу Минобороны №150 от 30.04.2007) и аварийный остаток топлива, обеспечивающий повторный заход на посадку – 1500 минус 10% = 1350 км. Теперь попробуем оценить радиус при полном боекомплекте ракет "воздух-воздух", в чём нам поможет таблица из книги А. Фомина о Су-33 с ЛТХ Су-27К согласно аванпроекту 1978 г. Таблица хороша тем, что даёт радиусы действия для трёх вариантов подвески Р-73/Р-27: 2/2 1270 км, 2/41200 км, 2/6 1150 км, пользуясь которыми можно построить логарифмическую зависимость (больше величинамедленнее растёт) относительного радиуса (в % от наибольшего) от количества пар Р-27, создающих дополнительное лобовое сопротивление.

Радиус действия для вариантов нагрузки, отличных от базового (2хР-27, 2хР-73, 9500 кг топлива), равного 1350 км, пересчитаем по двум параметрам: 1) прямо пропорционально запасу топлива; 2) логарифмически по площади лобовой проекции (аналогу лобового сопротивления) боеприпасов в конкретном варианте боевой нагрузки, выраженной в условно эквивалентном (по той же площади) количестве пар Р-27. Для справки: площади лобовой проекции (поперечного сечения на миделе без учёта рулей, крыльев и оперения) Р-73/Р-27/ФАБ-250(М54/М62)/3М55 – 0,023/0,053/0,076/0,352 кв. м при диаметрах корпуса 0,170/0,260/0,312/0,670 м (для ФАБ-250М54/М62 значения осреднённые). Как можно видеть, по лобовому сопротивлению Р-27 приблизительно соответствует двум (2,30) Р-73, ФАБ-250 – полутора (1,43) Р-27, 3М55 – семи (6,64) Р-27 или пяти (4,63) ФАБ-250. При расчёте суммарных лобовых проекций боеприпасов, входящих в тот или иной вариант боевой нагрузки было учтено тандемное расположение Р-27 на подфюзеляжных точках подвески между гондолами двигателей и авиабомб ФАБ-250 (по три) на многозамковых балочных держателях МБД3-У6-68 (силовая балка d=0,135 м, s=0,014 кв. м).


Выводы

1) по сравнению с предыдущей таблицей, приблизившись к действительности, радиусы сильно "похудели" – очень жаль, но тут уж ничего не поделаешь;

2) радиус с полным боекомплектом ракет "воздух-воздух" и полным запасом топлива остаётся весьма значительным (1150 км), однако на практике (с учётом форсажа, сбора группы, средней и малой высотности и пр.) он вряд ли превысит следующие за ним 750 км, что, в принципе, совсем неплохо для тактической авиации;

3) базовый (сдаточный) вариант нагрузки (2хР-27 и 2хР-73), конечно, не вариант – на серьёзный групповой воздушный бой боеприпасов не хватит, поэтому рассматривать радиусы с четырьмя ракетами не имеет смысла; впрочем, для патрулирования в мирное время (гонять разведчиков) – сгодится;

4) вариант нагрузки с полным боекомплектом "воздух-воздух" и основным запасом топлива (56% полного), пригодный для взлёта с 1-2 стартовых позиций при условиях, изложенных в п. 2, может обеспечить полноценный воздушный бой на рубеже патрулирования (250 км от корабля-носителя), являющегося, судя по всему, и рубежом дальнего авиационного прикрытия, однако для сопровождения ударных самолётов в авианосном сражении он непригоден;

5) вариант с полной боевой нагрузкой (6500 кг) малопривлекателен, т. к. из-за большого аэродинамического сопротивления, которое создают "гроздья" авиабомб на многозамковых балочных держателях, при безопасном удалении авианосца от берега (от 300 км) он может быть применён разве что для поддержки десанта; для авиаударов на б'ольшую глубину территории противника предпочтительнее варианты с уменьшенной нагрузкой (не более 20 ФАБ-250) и ещё лучше – с дозаправкой в воздухе;

6) несмотря на то, что "длинная рука" Су-33-3М55 стала заметно короче – 1250 против 2000 км в первой записи (при гипотетической дальности "Оникса" в 500 км), она всё равно длиннее руки "Супер Хорнет"-"Гарпун" (примерно 700-750-км радиус самолёта – скорее завышенный, плюс 150-км дальность ПКР = 850-900 км);

7) разница в 400 км в радиусе истребителей прикрытия с полным боекомплектом и ударных самолётов с "Ониксами" (1150 против 750 км) пойдёт на пользу делу, поскольку даёт первым достаточный резерв топлива для воздушного боя; плохо другое –то, что все они могут взлететь только с 3-й позиции, что увеличит время подъёма авиагруппы 2х8 до 30, а то и до 50 мин. и, скорее всего, потребует  дозаправки в воздухе самолётов, взлетевших первыми.





Су-33 с различными вариантами боевой нагрузки (илл. из книги А. Фомина "Су-33. Корабельная эпопея" в редакции автора блога)
Tags: Су-33, ТАВКР "Адмирал Кузнецов"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 45 comments