Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

О возможности строительства авианосцев на Севмаше

.
Перестройка "Баку"‒"Горшкова" в "Викрамадитью", произведённая на открытом стапельном месте в наливном бассейне Севмаша (перед цехом 50), а затем и восстановление с модернизацией "Нахимова", проводимое в настоящее время на том же месте, привели к распространённому заблуждению о том, что строить большие надводные корабли (прежде всего, авианосцы) на СМП можно только на свежем воздухе, что сопряжено с дискомфортом для рабочих и всякого рода технологическими неудобствами, препятствующими выполнению поставленной задачи. Вот один из комментариев: "Зачем строить авианосец на Севмаше? Это север ‒ там холодно, строить его надо будет под открытым небом. Севмаш ‒ единственный завод, который производит АПЛ. Не надо его трогать". Пришло время доказать обратное.


1. Панорама Севмаша, 21.08.2013 (фото Ю. Гнатюка из kuleshovoleg.livejournal.com). На другом берегу ‒ ЦС "Звёздочка"    


Севмаш - одно из крупнейших предприятий отечественного судпрома. Ещё до войны (в 1939 г.) специально под линкоры типа "Советский Союз" там было начато (закончено в 1948 г.) строительство огромного крытого эллинга (цех 50) размерами в плане приблизительно 365х130 м (пересчитаны с "Викрамадитьи" с Lнб = 284 м по размещённому ниже спутниковому снимку). В 1974 г. был построен цех 55 (сдана первая очередь ‒ ссылка 1) ‒ один из самых больших в мире крытых эллингов (около 430х130 м ‒ пересчитано аналогичным образом).

Косвенно внешние размеры цеха 50 подтверждаются габаритами линкоров пр. 23 ( LнбхBнб 269х38,9 м) и данными с сайта Севмаша ‒ внутри эллинга находятся два сухих дока по 302,5х44,4 м, размеры ворот 34,7х38,3 м, высота подъёма груза поперечными мостовыми кранами до 30 м (ссылка 2). Цех 55 был показан в программе "Военная приёмка" (выпуск "Царь-лодка"), где говорится, что он больше Красной площади (55 900 кв. м против 330х75 = 24 750 кв. м) и выше собора Василия Блаженного (65 м) (ссылка 3, 08:40). Пресс-служба Севмаша даёт высоту подъёма грузов мостовыми кранами до 60 м и размер ворот 57х52 м, хотя, судя по фото, четыре их створки сдвигаются к стенам таким образом, что, сложившись с неподвижными частями фасада образуют единый центральный проём шириной 85 м.

Таким образом, ТАВКР пр. 11435 (габаритные размеры 306х72,0х64,5 м) и даже 11437 (321х83,9х68,0 м) легко помещаются внутри эллинга (мачты и верхние антенные посты не в счёт), а следовательно и новый авианосец, который однозначно будет меньше "Нимица" (333х76,8х73,2 м), может быть собран в тепле, а не на улице в 198 км от полярного круга. При этом, сам собой напрашивается вопрос о смысле возведения циклопических размеров (в два раза более высокого) крытого построечного места для строительства АПЛ, для которых избыточна даже 30-метровая высота цеха 50 (габаритная высота "Борея" без выдвижных устройств не превышает 20 м). Вот что пишет по этому поводу Ю. Гуткин в материале "Комплекс стапельно-спусковых сооружений с наливным бассейном ОАО ПО "Севмаш". История создания и модернизаций" ("Судостроение", №3/2011):

"Третья, наиболее капитальная модернизация [завода], была осуществлена в первой половине 1970-х годов в рамках строительства нового эллинга с крупным наливным доком (цех №55). Она явилась, по сути, реализацией проектной идеи о перспективном расширении стапельно-спускового комплекса наливного бассейна за счёт увеличения количества стапельных мест. В качестве нового построечного сооружения был принят широкий наливной док, габариты которого позволяли в перспективе использовать его для постройки крупных авианосцев. В то же время эта ширина позволяла организовать в нём несколько стапельных линий для постройки атомных подводных лодок новых поколений... В связи с отдалённостью перспективы строительства на СМП крупных авианосцев, на первом этапе модернизации было принято решение об учёте этой перспективы только при строительстве нового наливного дока..." (ссылка 4).

2. Наливной бассейн Севмаша: слева ‒ цех 55 и плавдок "Сухона", справа ‒ цех 50 и "Викрамадитья", на переднем плане ‒ полушлюз с батопортом (фото пресс-службы СМП с подачи flotprom.ru и sdelanounas.ru). На фото хорошо видно, что уровень воды в Северной Двине заметно ниже уровня воды в бассейне

Невероятно, но факт: в 1969 г. (когда принималось решение о строительстве цеха 55), за год до закладки "Киева" (нашего первого ТАВКР), руководство СССР, как будто предвидя события далёкого 2014 г. (заглянув на 45 лет вперёд!), позаботилось о создании альтернативной Черноморскому судостроительному заводу в Николаеве площадки для постройки "крупных авианосцев". Низкий им за это поклон.

Однако, не всё так просто: на сегодняшний день построенный в комфортных условиях большой надводный корабль с развитыми спонсонами нельзя спустить на воду ‒ даже если ворота, как хочется думать, достаточно широки для этого, процессу воспрепятствуют и малая длина ковша наливного бассейна напротив цеха 55, и узкий мелкий полушлюз (выход из бассейна), и, наконец ‒ "полусухая" технология спуска.

Под "полусухим" спуском (термин автора блога), который применяется в обоих эллингах, понимается следующее. В цехе 50 вместо наполнения водой одного из имеющихся в нём сухих доков готовый к спуску заказ перемещается со стапельного места по судовозному рельсовому пути на судовозном поезде в наливной бассейн, при наполнении которого и оказывается в своей стихии. В цехе 55 заказ перекатывается (на подобном судовозном поезде) в стоящий на бетонном основании передаточный плавучий док "Сухона" (202,5х42,5 м), который при наполнении бассейна водой всплывает, выдвигается из ковша (что напротив цеха) на глубокую выводную прорезь, дожидается спуска воды из бассейна, выходит через полушлюз в акваторию завода (устье Никольское Северной Двины), где притапливается и производит окончательный спуск корабля на воду. Замысловато, не правда ли? И совершенно неприемлемо для спуска авианосца.

Чтобы спуск стал возможным, надо всего лишь реконструировать наливной бассейн Севмаша по плану полувековой давности: "Ширина выводного отверстия полушлюза была достаточной для пропуска через него плавдока со спускаемым кораблём, однако она уже не соответствовала стапельным возможностям нового наливного дока. Преодоление этой очередной диспропорции в параметрах сооружений комплекса откладывалось на будущее. При возникновении в будущем необходимости строительства крупных надводных кораблей предполагалось... [обеспечить] прямой вывод кораблей из дока в акваторию завода. Такая разбивка на этапы позволила в те годы весьма существенно сократить затраты на решение первоочередной задачи – постройки атомных подводных лодок новых поколений" (ссылка 4).

Наконец, о "нежелательной" (по мнению некоторых оппонентов) загрузке СМП "непрофильной" продукцией (авианосцами вместо АПЛ). В настоящий момент на Севмаше строятся 4 "Борея", 4 "Ясеня" и по одной ПЛАСН пр. 09851 и 09852 (29.07 будет заложен пятый "Ясень", а в декабре ‒ спущен один "Борей" и заложен другой). Точное распределение заказов по цехам автору не известно, но, скорее всего, в цехе 50 строятся АПКР пр. 885, а в цехе 55РПКСН пр. 955. После завершения в 2020 г. серии 955, а в случае задержки строительства по техническим или экономическим причинам или увеличения серийности до 12 единиц (что было бы вполне логично при нынешней международной обстановке) ‒ примерно в 2024 г., цех 55 освободится на длительное время (для многоцелевых АПЛ хватит цеха 50*), и в нём можно будет заложить наш первый авианосец нового проекта (что хорошо согласуется по срокам с заявлением замминистра обороны ‒ ссылка 5).


Резюме. У нас уже сегодня есть крытое построечное место для строительства нового авианосца, которое освободится после передачи ВМФ последнего РПКСН пр. 955А. В конце 2025 г. (а может быть и раньше) мы сможем заложить там головной заказ, предварительно (или даже в ходе стапельного периода) реконструировав наливной бассейн для обеспечения "мокрого" спуска корабля (в два этапа) в акваторию Северной Двины. В сравнении со строительством космодрома Восточный, Керченского моста и Новороссийской ВМБ реконструкция бассейна покажется подрядчику игрой в песочнице.


* Согласно информации, которая даёт схема 5 (в понимании автора блога), и размерениям стапельных мест (сухих доков), в цехе 50 имеется четыре стапельных линии (по две в каждом доке), на которых можно одновременно строить 8 (восемь) многоцелевых АПЛ (АПКР) пр. 885. Для сравнения: цех 55 располагает тремя стапельными линиями для одновременной постройки 6 (шести) РПКСН пр. 955 длиной порядка 160-170 м.



3. Спутниковый снимок Севмаша с google.ru/maps

4. Увеличенный спутниковый снимок Севмаша с google.ru/maps (цеха 50, 55, наливной бассейн)


5. Комплекс стапельно-спусковых сооружений Севмаша на сегодняшний день (за небольшим исключением): 1 ‒ наливной (сухой) док цеха 55, 2 ‒  Северный док цеха 50, 3 ‒ Южный док цеха 50, 4 ‒ наливной бассейн, 5 ‒ ковш наливного бассейна (для передаточного плавдока), 6 ‒ нижняя ступень наливного бассейна (выводная прорезь), 7 ‒ полушлюз с батопортом, 8 ‒ предаточный плавдок, 9 ‒ судовозные рельсовые пути (перспективное развитие по проектам 1970-1990-х г.г. длиной 310-330 м, сейчас ‒ 1х150 и 3х230 м) (Ю. Гуткин, "Судостроение" №3/2011 via plarb.ru)


6. Цех 55 (фрагмент фото О. Кулешова). Видно, что створки ворот расположены уступом и, скорее всего, сдвигаясь к стенам эллинга могут образовать проём до 4/6 его ширины (порядка 85 м)


7. Цех 55 (фото с сайта Севмаша). Ворота открыты наполовину.


8. Предполагавшееся проектное решение (которое, уверен, будет реализовано ‒ А.Ш.) по организации прямого вывода заказов из наливного дока цеха 55: 1 – головная часть дока; 2 – нижняя ступень дока; 3 – ограждающая стена нижней ступени; 4 – верхняя ступень дока (существующая, цех 55) (Ю. Гуткин, "Судостроение" №3/2011 via plarb.ru)


9. Проект реконструкции Севмаша с выставки-конференции "Нева-2011" (фото А. Карпенко). Видно, что цех 55 (с которого, очевидно для наглядности, снята верхняя часть) получил прямой выход к наливному бассейну гораздо б'ольших размеров и иной конфигурации
Tags: Кораблестроение, Новый авианосец, Севмаш
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →