?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Статистика: корабельный состав ВМС Бразилии на 01.01.2017
navy_korabel
.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи – по метке "Статистика".

В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2017) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие их традиционным написаниям либо словарной фонетической транскрипции.




10 наблюдений (статистических и не только):

1) на первый взгляд может показаться, что ВМС Бразилии попали в Топ-10 ведущих морских держав по недоразумению − только потому, что в их боевом составе находится самый старый в мире авианосец полным водоизмещением 34 200 т, в противном случае они расположились бы где-нибудь между Турцией и Канадой (ситуация напоминает ту, что сложилась в 1920 г., когда флот Советской России, лежавший в руинах, номинально занимал в табеле о рангах шестое место благодаря трём безнадёжно устаревшим дредноутам типа "Севастополь"), но так только кажется;

2) протяжённое океанское побережье (8 500 км) и колоссальные запасы нефти на шельфе (подробности − ссылка 1) не оставляют Бразилии выбора − несмотря на экономический кризис, у неё нет другого пути, кроме как привести ВМС в порядок, укрепить их и по-настоящему стать сильнейшей морской державой Латинской Америки и одной из сильнейших в мире; при наличии политической воли (точнее − при неизменности взятого курса) положение дел может измениться в лучшую сторону − не завтра, но в разумные исторические сроки (скажем, к 2035 г.);

3) в настоящее время бразильские ВМС представляют из себя весьма жалкое зрелище − они очень давно не обновляются и поэтому стремительно стареют (самый новый их корабль вступил в строй в 2008 г.); размещению новых заказов на своих и зарубежных верфях до последнего времени бразильцы предпочитали (точнее − им приходилось) покупать корабли, бывшие в употреблении, на "вторичном рынке" вооружений; планы развития морских сил носили сумбурный, необязательный и далёкий от реальности характер (яркий пример − ссылка 2);

4) доля кораблей чисто зарубежных проектов в бразильском флоте составляет 86% (включая содействие − 100%), зарубежной постройки − 57% (по водоизмещению 83%), бывших в употреблении − 33% (69%);

5) на сегодняшний день ВМС Бразилии являются самыми "пожилыми" в первой десятке (Топ-10/12) и одними из самых "пожилых" в мире, средний возраст кораблей основных классов составляет 31,3 года; рекордсмены: АВ "Сан-Паулу" (53,5 года), ТДК (41,7), фрегаты (38,1); доля новых (переданных флоту 10 и менее лет назад) − 4,8% (!);

6) первым номером в планах развития бразильских ВМС стоит программа PROSUB, предусматривающая радикальное обновление подводных сил (сейчас − 5 ДЭПЛ пр. 209/1400 надводным водоизмещением 1450 тонн со средним возрастом 19,5 лет); в рамках программы уже реализуется масштабный индустриально-инфраструктурный проект, предусматривающий создание комплекса для строительства, базирования, обслуживания и ремонта новых ПЛ, ведётся одновременное строительство 4-х лодок типа "Риашуело" (головной S 40 − с 16.07.2011), представляющих из себя увеличенные французские НАПЛ "Скорпен" (с 1600 до 2000 тонн надв.) (ссылка 3) (ссылка 4);

7) вишенкой на торте программы PROSUB является создание первой бразильской атомной подводной лодки SN-Br, которая обеспечит Бразилии членство в элитном клубе атомного подплава (наряду с США, Россией, Британией, Францией, Индией и Китаем); с "неатомными" частями конструкции помогут французы (DCNS), реактор (наземный прототип которого строится или уже построен), как и ядерное топливо будут исключительно бразильскими; программу PROSUB планируется завершить в 2025 г.;

8) под №2 в приоритетах развития ВМС Бразилии числятся корветы типа "Тамандаре" (ранее обозначались как CV03) полным водоизмещением 2500 тонн в количестве 4 единиц (ссылка 5); отсутствие в ближайших планах хотя бы фрегатов (на замену безнадёжно устаревшим "Нитероям") свидетельствует об очень напряжённом оборонном бюджете и (пока что) весьма ограниченных возможностях бразильского судпрома; тем не менее, новые корветы будут заметно отличаться от имеющихся НК наличием 16? УВП ЗРК "Си Септор" (ссылка 6) с дальностью более 25 км (ссылка 7);

9) развитие авианосной составляющей бразильских ВМС не потеряло своей актуальности, но отошло на третий план − несмотря на то, что амбициозная программа, предусматривающая постройку двух новых авианосцев по 50 000 тонн, всё ещё фигурирует на официальном сайте Marinha do Brasil (ссылка 8), в ближайшее время реализоваться ей не суждено; вместо "журавля в небе" все оставшиеся силы будут брошены на старый добрый "Сан-Паулу", который с 22.02.2012 находится в затянувшемся ремонте после второго большого пожара (первый − 17.05.2004); к 2021 г. авианосец получит новую ГЭУ (дизель-электрическую вместо котлотурбинной) (ссылка 9) и новую авиагруппу, в состав которой войдут AF-1B − модернизированные AF-1 "Скайхок", срок службы будет продлён до 2028 г. (по другим данным − до 2039 г.).

10) таким образом, ещё какое-то время (10-15 лет, а то и более), несмотря на солидное среднее водоизмещение (5700 тонн) ВМС Бразилии будут оставаться флотом ближней морской зоны, имея своей основной задачей защиту побережья и "золотоносного" шельфа; в мировом табеле о рангах им, скорее всего, придётся немного подвинуться, пропустив вперёд тех, кто дышит им в затылок; будущее бразильского флота напрямую зависит от экономического положения, уровня жизни и политического климата в стране − если с этим всё будет в порядке, наш партнёр по БРИКС сможет достаточно быстро нарастить свою морскую мощь (за счёт АВ, АПЛ и пр.) и стать доминирующей силой в Южной Атлантике.


Примечание. Водоизмещение кораблей ВМС Бразилии взято в основном из справочника Jane's Fighting Ships 2009-2010, в котором, как правило, используются английские "длинные" тонны (1016 кг), имеющие особое написание (tons) в отличие от метрических тонн (tonnes). Значения водоизмещения, полученные автором блога пересчётом английских тонн в метрические могут отличаться от других опубликованных данных.






АПЛ и НАПЛ, создаваемые в рамках программы PROSUB (илл. с thinkdefence.co.uk)


Перспективный корвет ВМС Бразилии типа "Тамандаре" (илл. с naval.com.br). Вооружение: 2х2 ПКР "Экзосет", 16? УВП ЗРК "Си Септор", 1х1 114-мм и 1х1 40-мм АУ, 2х3 ТА, вертолёт "Си Хок"


  • 1
"ВМС Бразилии попали в Топ-10"

Огласите весь список, пожалуйста! Уж очень удивляет в нем наличие Бразилии.

Топ-10 уже завершён, но есть ещё две морские державы, оставить которые за кадром никак нельзя. Постараюсь представить их до конца месяца, а в начале следующего - итоговую таблицу (скорее всего, Топ-12).

"ещё две морские державы"

Хм. Гадаю между Испанией, Голландией, Австралией и Канадой.

Ждём не дождёмся!!!

Удачи, давно жду этого события!

Спасибо. Надеюсь, что дождётесь :)

> и новую авиагруппу, в состав которой войдут AF-1B − модернизированные AF-1 "Скайхок", срок службы будет продлён до 2028 г. (по другим данным − до 2039 г.).

Скайхоки))) До 2039))) Грозная сила)
Скорее всего, в нынешних условиях бразильцы будут постепенно отставать и стареть.

До 2028 (2039) г. будет продлён срок службы "Сан-Паулу". "Скайхок" - на первое время. Очень может быть, что бразильцы попробуют посадить на палубу своего АВ шведский "Грипен".

Т.е. закажут у шведов палубный вариант?

SAAB считает Бразилию потенциальным покупателем "Си Грипен" - https://lenta.ru/news/2012/08/09/gripenng (на "Грипены" для ВВС контракт уже заключён).

>> корветы типа "Тамадаре"
>> корвет ВМС Бразилии типа "Тамадаре"

Тамандаре. в честь адмирала времен Парагвайской Войны. и вследствие чего - еще одноименной провинции...

Спасибо.

Двойная :) опечатка. В таблице - как надо.

Да, с Бразилией неожиданно получилось. Спасибо, узнаю много нового из Ваших статей!

Пожалуйста.

Честно говоря, я тоже не ожидал, т. к. ранее темой интересовался мало. Главной неожиданностью стало наличие весьма амбициозных планов в условиях далеко не блестящего экономического положения в стране.

тема на самом деле гораздо шире.

имеет смысл рассматривать ее в контексте векового военно-морского противостояния в треугольнике A-B-C ( Аргентина - Бразилия - Чили ) - начиная хотя бы с "линкорной лихорадки" начала прошлого века, "крейсерским паритетом" после Второй Мировой (когда американцы "от щедрот" отстегнули каждой стороне по паре Бруклинов ) ну и т.п. вплоть до того кто кому зачем и в какой момент поставлял свое б/у-старье - там картины открываются презанятнейшие...

до момента когда аргентинцы покусились на Фолкленды и в результате фактически потеряли флот и осмысленную стратегию его развития. и соответственно и бразильцы потеряли необходимость держаться ноздря в ноздрю со своим постоянным соперником.

амбициозность же у них унаследована от более благоприятных времен. и в целом была вполне оправдана. скажем, на момент "сразу после начала кризиса" примерно в ~2010 г Бразилия все еще выглядела как будущая ( годам эдак к 2040..50 ) местная сверхдержава - если бы реализовала все свои проекты - наподобие АПЛ и собственной спутниковой группировки.

сгубило же страну отсутствие иммунитета в твиттеру и фейсбуку.

У Аргентины с флотом совсем плохо. 3 ПЛ постройки 70-80-х и туземные Меко-фрегаты и меко-корветы. Причем если у фрегатов обзорная РЛС еще ничего, то у корветов она попросту очень хилая. Вообще из кораблей Аргентины и Бразилии только один Бароссо имеет адекватное радиотехническое вооружение.

Чили, конечно же, гораздо сильнее. Три фрегата проекта 23 (и один сильно модернизированный 22-й с Бараками и EL/M-2238) заметно круче. Ну и две новых ПЛ и две старых ПЛ

.

По моим подсчётам "на салфетке", суммарное полное водоизмещение боевых кораблей основных классов (НК - от 2000 т) ВМС Чили - около 50 тыс. тонн, Аргентины - всего 20 тыс. тонн.

Основных соперников у Чили два - Аргентина ( раздавленная и депрессующая ) и Перу ( вполне себе здравствующая ). так что Чили просто вынуждена вести предельно адекватную военно-морскую политику.
у Бразилии - в соперниках ходила только Аргентина. После ее поражения особого стимула к срочному развитию флота не осталось.

в общем, 50-тыс-чилийских-тонн - наиболее боеспособные ВМС в регионе.
а до 1980-х все шли более менее ноздря-в-ноздрю.
и увлечение постройкой МЕКО-корабликов было вполне синхронным.

P.S. во второй табличке опечатка - у Рейдмейкера указан тип 23.

К моему удивлению, Перу идёт с Чили, как Вы сказали", "ноздря-в-ноздрю" - с разницей всего в 1400 тонн (статпогрешность). За "23" спасибо - забыл нажать Ctrl, когда копировал ячейку в Excel'е.

Тема интересная, но, к сожалению, нет времени заняться ею основательно. Про былое "величие" наслышан. Какое-то время Аргентина имела в составе ВМС целых два авианосца (1969-1970), у Чили был сверхдредноут. Жаль, что всё в прошлом - наблюдать упадок всегда грустно. Думаю, что у Бразилии шансы всё ещё есть.

  • 1