?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Статистика: корабельный состав ВМС Испании на 01.01.2017
navy_korabel
.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи – по метке "Статистика".

В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2017) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие либо традиционным написаниям, либо словарной фонетической транскрипции.




7 статистических наблюдений:

1) Испания является одной из немногих стран мира с развитым кораблестроением, способных не только строить, но и проектировать боевые корабли, которые находят применение как в национальных ВМС, так и за рубежомв этом смысле то обстоятельство, что страна оказалась на последнем месте в рейтинге ведущих морских держав (пропустив вперёд Бразилию и Австралию) представляется вопиющей несправедливостью;

2) в сложившемся положении дел виновата прежде всего правящая элита королевства, оказавшаяся неспособной реформировать далеко не отсталую экономику Испании и сбалансировать её госбюджет − ВВП (ППС) страны почти в полтора (1,42) раза превосходит австралийский, уступая Бразилии ($1690 против $3135 млрд.), но значительно превосходя её по уровню жизни (ВВП ППС на душу населения $34.8 против $15,2 тыс.; для справки: Германия/Британия/Франция − $49,3/43,3/41,0 тыс.) (ссылка 1);

3) наверное, самым ярким примером сказанного в п. 2 является списание 06.02.2013 лёгкого авианосца "Принсипе де Астуриас" (17 500 т полн.), прослужившего всего 24,7 года − попытка решить ничтожную часть экономических проблем за счёт ВМС и обороноспособности государства; столь неразумное решение лишило ВМС Испании возможности иметь на постоянной основе одну авианосную (авианесущую) корабельную группировку и пропустило вперёд Австралию − с флотом, живущим за счёт иностранных проектов; построив (по сути) для австралийских ВМС два УДК типа "Хуан Карлос I" и оставшись с одним, Испания выступила в роли "сапожника, который ходит без сапог";

4) подводные силы Испании пока что представлены тремя устаревшими ДЭПЛ французского проекта ("Агоста") средним возрастом 32,2 года; на замену им строятся 4 НАПЛ с ВНЭУ собственного проекта большего водоизмещения (2200 против 1500 тонн надв.); строительство идёт нелегко, не без ошибок (ссылка 2), что вполне объяснимов итоге, спустя девять с лишним лет со дня закладки головная лодка всё ещё не спущена на воду, передача флоту запланирована на 03.2018;

5) из 11 фрегатов ВМС Испании шесть относятся к широко известному во всём мире, безнадёжно устаревшему типу "Оливер Х. Перри" (средний возраст F-80 − 26,4 года), зато пять других (F-100) являются предметом законной гордости испанских кораблестроителей и военморов и объектом зависти их российских коллег − спроектированные в кооперации с  немцами и голландцами, построенные быстро (в среднем за 3,14 года) в 1999-2006 и 2009-2012 г.г., оснащённые "Иджис" и Mk 41, эти 5900-тонные корабли куда ближе к эсминцам, нежели к фрегатам (они даже внешне похожи на "Бёрки"); с другой стороны, проектанты Северного ПКБ умудрились втиснуть аналогичный состав вооружения (те же 48 ячеек УВП, БИУС с ФАР, 5" АУ, вертолёт) в меньший на четверть 22350, что неоспоримо свидетельствует о превосходстве нашей кораблестроительной школы;

6) разработка перспективного фрегата F-110 на замену пр. F-80 находится на этапе НИОКР, которые позволят определиться с обликом корабля (соответствующий контракт был заключён с "Навантией" в начале октября 2015 г. со сроком окончания 15.12.2017); ожидается, что с момента определения облика (надо полагать − завершения аванпроекта) до [окончания] постройки головного заказа пройдёт десять лет (ссылка 3) − если так, то борт F-111 будет передан ВМС не ранее 2028 г. (а не в 2022 или 2025 г.г., как предполагалось ранее − ссылка 4, ссылка 5); в отсутствие какой-либо определённости (утверждённого проекта) можно лишь добавить, что, скорее всего, это будет уменьшенный до 4800-4900 тонн F-100 со схожим составом более совершенного вооружения, а серия будет состоять из пяти кораблей;

7) морские десантные силы ВМС Испании составляют половину (48,7%) суммарного полного водоизмещения кораблей основных классов, что наводит на мысль об аналогии с австралийским флотом, вошедшим в топ ВМС стран мира, благодаря двум 27500-тонным ДВКД, однако это не совсем так: "Канберры" несут и будут нести только вертолёты (ссылка 6), а их родоначальник (L-61 "Хуан Карлос I") − 10-12 AV-8B "Харриер" II (и примерно столько же "вертушек"), причём при наличии средств "Харриеры" могут быть заменены на F-35B (ссылка 7), от которых в своё время испанцы были вынуждены отказаться (ссылка 8); таким образом L-61 можно по праву считать и R-61 (и. о. лёгкого авианосца).


Первый этап статистического обзора ВМС двенадцати ведущих морских держав заканчивается. Остаётся последняя запись с итоговой таблицей и комментариями к ней, работа над которой займёт какое-то время, т. к. необходимо учесть все корабли, вступившие в строй в 2016 г., и сделать соответствующие корректировки в базе данных (скорее всего, это случится ближе к середине февраля). Проведение второго этапа − сравнения 12 военных флотов по ударной мощи (как и полноценное фукционирование блога в целом), будет напрямую зависеть от возможности работать не покладая рук, не отвлекаясь на житейскую суету. Хочется надеяться, что эту маленькую :) проблему удастся решить.







Великолепная пятёрка − фрегаты типа F-100 "Альваро де Басан" (из рекламного проспекта компании "Навантия")


УДК/АВЛ L-61 "Хуан Карлос I" и ДВКД L-52 "Кастилья", 17.06.2013 (фото с сайта ВМС Испании)


УДК/АВЛ L-61 "Хуан Карлос I" − "Харриеры", "Си Кинг", "Ирокез" (AB-212), 21.06.2012 (фото с сайта ВМС Испании)


"Хуан Карлос I" и весь испаский флот как инструмент проецирования силы (илл. с fierasdelaingenieria.com, 16.07.2010)


План ангара УДК/АВЛ "Хуан Карлос I" (илл. с buquesdeguerra.com)


Эффектное ретро: "Хуан Карлос I", "Принсипе де Астуриас" и три "Санта Марии" (фото с sajeevpearlj.blogspot.ru)


Проектное изображение НАПЛ типа S-80 (из рекламного проспекта "Навантии")


Предполагаемый вид перспективного фрегата ВМС Испании типа F-110 (фрагмент илл. с secretprojects.co.uk, публикация 2014 г.; в полном виде − по клику)

  • 1
Здравствуйте, огромное спасибо за труды.Интересно, авианосец списали на иголки или продали(кому?). Подлодок всего 3 и те старые, новые строятся ДЕВЯТЬ ЛЕТ, совсем Испания скатилась вниз. Еще раз спасибо, было бы хорошо к 23 февраля итоговую таблицу. До свидания.

Здравствуйте. Пожалуйста.

Авианосец продали на металл, с ПЛ проблемы, но Испания, думается, ещё себя покажет. Для этого есть всё необходимое - национальная кораблестроительная школа и судпром. Надеюсь, что сумею выполнить Ваше пожелание.

на Ф-35Б Хуан Карлос рассчитывает в будущем?

Будут деньги, будут и F-35B. Ни минуты в этом не сомневаюсь.

>> учтены боевые корабли основных классов ... полным водоизмещением от 2000 тонн ... та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира.

Касательно Испании у применяемой методики имеется очевидное узкое место - у нее достаточно много океанских патрульных кораблей ( Дескубьерты в 1500 т, новые Метеоры в 2500 т и пр.) которые при таком подходе не учитываются. Хотя они есть и имеет свою силу.

>> виновата прежде всего правящая элита королевства, оказавшаяся неспособной реформировать далеко не отсталую экономику

Ну, при уровне безработицы в ~25% (а среди молодежи ~50%), любые не-железобетонно-обоснованные расходы могут привести к тому, что элиту слегка немножко переизберут. Реальная военная угроза для Испании на текущий момент отсутствует. Потому и расходы опущены на самый минимум.

>> столь неразумное решение лишило ВМС Испании возможности иметь на постоянной основе одну авианосную (авианесущую) корабельную группировку

Эта АУГ с Принцем (именуемая Альфа) имела в рамках НАТО вполне конкретную задачу - ПЛО зоны Гибралтарского пролива от толп советских АПЛ. Нету толп советских АПЛ - нет и смертельной необходимости в специализированной АУГ. потому и Хуан сделан настолько многоцелевым и при необходимости сможет исполнять все обязанности Принца (т.е. он не и.о., а именно что легкий авианосец, просто обозванный как УДК, чтобы гусей не дразнить).
Второй такой корабль было бы конечно приятно заиметь, но на какие капиталы покупать ему авиагруппу (которая стоит как бы несколько побольше корабля)?

>> 5900-тонные корабли куда ближе к эсминцам, нежели к фрегатам

А тут вы собственно по каким признакам отличаете эсминцы от фрегатов?

1. У нас ПСКР не относятся ни к ВМФ, ни даже к Минобороны, а к БО ПС ФСБ - поэтому я игнорирую их и в чужих ВМС. Meteoro и пр. вооружены 1х1 76-мм АУ и того хуже - какая же это сила?

2. Элита должна не дрожать за своё место, а развивать экономику вверенного ей государства (в идеале).

3. В самом лучшем случае корабли находятся в море половину срока службы (КОН=0,5). Это означает, что вероятность выхода единственного УДК/АВЛ в произвольный момент времени не превышает 50%.

4. Эсминцы от фрегатов я отличаю по рангу и зоне действия: эсминцы - корабли 1 ранга (от 5000 тонн) океанской зоны, фрегаты - 2 ранга дальней морской зоны.

>>1. У нас ПСКР не относятся ни к ВМФ, ни даже к Минобороны, а к БО ПС ФСБ - поэтому я игнорирую их и в чужих ВМС. Meteoro и пр. вооружены 1х1 76-мм АУ и того хуже - какая же это сила?

Те же Дескубьерты в своих 1500 тоннах все таки имеют еще и 8хГарпунов и 6 торпед и какую-никакую ГАС с РЛС. и функционально особо не отличаются от, например, Санта-Марий кроме как отсутствием вертолетов.

Если ограничиваться задачами флота как "рубилово эскадра на эскадру" то можно конечно силой это не считать.

Но испанцы океан вокруг себя контролируют вполне - и именно этими кораблями. Они морем живут и с этого кормятся, и как раз вопросы "проецирования чего-то куда-то" для них сильно вторичны.

>>2. Элита должна не дрожать за своё место, а развивать экономику вверенного ей государства (в идеале).

Так они и пытаются по мере возможностей. Но истоки кризиса находятся вне их страны.

>>3. Это означает, что вероятность выхода единственного УДК/АВЛ в произвольный момент времени не превышает 50%.

И, что характерно, этого испанцам хватало и 30 лет назад, и хватает сейчас.

>>4. Эсминцы от фрегатов я отличаю по рангу и зоне действия: эсминцы - корабли 1 ранга (от 5000 тонн) океанской зоны, фрегаты - 2 ранга дальней морской зоны.

На самом деле основное их отличие не в водоизмещении/автономности, а в назначении. Эсминец - это корабль, у которого ударное вооружение (артиллерия, противокорабельные торпеды, ракеты) превалирует над противолодочным. Фрегат (с момента возрождения этого класса в период Второй Мировой) - это корабль, основное назначение которого - ПЛО.

Так с голландскими «Де Зевен Провинсиен» вышел казус - одну пару сразу поименовали фрегатами, а вторую пару несколько раз переквалифировали то в эсминцы, то опять во фрегаты, хотя отличия между ними были скорее организационные ( как "эсминцы" они работали по программе придания кораблям возможностей ПРО ).

Те же "Перри" язык не повернется назвать "кораблями морской зоны", потому как созданы они были под задачу проводки трансатлантических конвоев.

А антикварные тайваньские Гиринги при своих 3000 тонн все равно оставались эсминцами.

P.S. Тайвань, кстати по корабельному составу Испании все же сильней. За исключением АВ, но у них собственно остров можно зачесть за "непотопляемый авианосец"...

Если посмотреть на проекты современных фрегатов, то такой подход уже не актуален. Сейчас явно преобладают ударные функции и ПВО.

Прошу прощения, но у меня решительно нет времени на столь развёрнутую дискуссию. Меня интересуют исключительно корабли основных классов (критерии изложены в первом абзаце). Вашу точку зрения я услышал.

Нет проблем.
Удачи в начинаниях.

> Те же Дескубьерты в своих 1500 тоннах все таки имеют еще и 8хГарпунов и 6 торпед и какую-никакую ГАС с РЛС. и функционально особо не отличаются от, например, Санта-Марий кроме как отсутствием вертолетов

Торпедные аппараты сняты, добавлены RHIB (надувные лодки). Из ракетного вооружения остались только Гарпуны (интересно, есть ли в ПУ ракеты).

http://www.armada.mde.es/ArmadaPortal/page/Portal/ArmadaEspannola/buques_superficie/prefLang_en/08_patrulleros--02_patrulleros-clase-descubierta--01_patrullero-infanta-elena-p-76

Как всегда интересно,спасибо за вашу работу.

Я чувстврвал, что работа близится к своему логическому концу!
Удачи, и спасибо!

Пожалуйста. Близится :)

Большое Вам спасибо за эту работу, надеюсь Вы и дальше сможете находить на неё время.

И очень приятно выглядящий пост, ну - просто красиво.

Спасибо за комплимент - эстетику моих записей ещё никто не хвалил, хоть я и стараюсь :) Пока будет блог, будет и эта тема. Флот нельзя рассматривать в вакууме - всё познаётся в сравнении.

  • 1