?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
ВМС НОАК: вызов или стимул? Часть 3. Методом штамповки
navy_korabel
.
В конце августа 2016 г. южнокорейские СМИ ретранслировали крик души своего министерства обороны: "Китай строит военные корабли так быстро, как будто их штампует... Это будет страшно, когда мощный китайский флот станет реальностью" (в переводе militaryparitet.com, с которым я не совсем согласен, но пусть будет так − ссылка 1, ссылка 2). Казалось бы, мы имеем дело с типичным преувеличением (игрой слов) газетчиков, однако бесстрастная статистика говорит о том, что по крайней мере по части "штамповки" они не так уж далеки от истины.




Факты, касающиеся трёх сильнейших морских держав, приведённые в таблице, почти не требуют комментариев, но всё же (по доброй традиции) имеет смысл сделать несколько примечаний:

1) по итогам 2016 г. Китай опередил США как по количеству построенных кораблей основных классов (на 83,3% − 11 против 6), так и по их суммарному полному водоизмещению (на 21,2% − 77 700 против 64 100 тонн);

2) несмотря на серьёзное отставание от США по среднему водоизмещению новостроев (на 33,6% − 7 100 против 10 700 тонн), Китай тем не менее сумел превзойти сам себя по флоту в целом (на 51,1% − 7 100 против 4 700 тонн) − это говорит о том, что ВМС НОАК медленно, но верно уходит из дальней морской в океанскую зону;

3) состоялось долгожданное пополнение китайских атомных подводных сил, которые, как казалось, пребывают в глубоком застое − 12.07.2016 в сети было опубликовано первое фото нового "стратега" ВМС НОАК типа 094A "Цзинь" с более высоким ракетным отсеком (для БРПЛ большей дальности) и немного видоизменённой формой ограждения выдвижных устройств (с плавным переходом от его носовой стенки к палубе бака), а тремя неделями ранее (21.06.2016) в объектив попала и новейшая модификация многоцелевой ПЛА типа "Шань" − 093A с похожей архитектурной особенностью ОВУ; таким образом, можно считать, что к уже имевшимся прибавилось как минимум по одной лодке новых проектов, и допустить, что передача их флоту состоялась в 2016 г.;

4) хотя неатомные ПЛ и не вошли в перечень достижений народного хозяйства КНР за прошедший год, их строительство ведётся, точнее, возобновилось после почти трёхлетнего перерыва (согласно Jane's Defence Weekly) − в декабре 2016 г. три новых лодки типа 039B "Юань-2" (предположительно, с ВНЭУ и ракето-торпедным вооружением) были замечены в достройке на верфи в Ухани (ссылка 3);

5) активно строятся новейшие эсминцы типа 052D "Луян-3" − из 14 запланированных кораблей 7 спущены на воду и достраиваются на плаву (в 2014-2016 г.г. ежегодно спускалось по три корпуса), а 5 уже переданы флоту, из них 12.07.2016 − эсминец "Иньчуань" (б/н 175); 5-й корабль серии ВМС НОАК получили 22.01.2017 (он будет учтён в итоговой таблице Топ-12);

6) ещё более активно идёт строительство фрегатов типа 054A "Цзянкай-2" (по водоизмещению примерно соответствующих нашим СКР пр. 11356) − из 27 предполагаемых (по 9 на кажый флот?) в достройке находятся два, а 23 переданы ВМС (три из них в 2016 г. −  05.01 б/н 532 "Цзинчжоу", 24.02 б/н 531 "Сянтань", 29.12 б/н 515 "Бинджоу");

7) самым весомым (в прямом смысле) пополнением ВМС НОАК в прошлом году стал 4-й ДВКД типа 071 "Юйчжао" (китайский "Сан-Антонио") б/н 988 "Имэншань" (01.02.2016) полным водоизмещением 25 000* тонн;

8) самой многочисленной прибавкой к корабельному составу PLAN явились целых четыре ТДК типа 072A "Юйтин-2" − б/н 916 "Тяньмушань" (12.01.2016), б/н 914 "Уишань", б/н 915 "Цулайшань" и б/н 917 "Утайшань", переданные флоту в один день (07.03.2016), что свидетельствует о неусыпном внимании командования ВМС НОАК и руководства страны к развитию морских десантных сил.


На фоне всего этого буйства военно-морского строительства ВМФ России выглядит совсем бледно. В 2016 г. флоту было передано всего две больших дизель-электрических подводных лодки пр. 06363 по 2 400 тонн и два СКР пр. 11356 по 4 000 тонн, при этом была списана 2300-тонная ПЛБ Б-260 "Чита" пр. 877, т. е. естественный прирост водоизмещения получился всего 10 500 тонн**. Даже если бы до конца 2016 г. судпром порадовал нас обещанными в своё время "Горшковым", "Макаровым", "Совершенным" и "Греном" (ссылка 4) ("Громкий" был очередным беззастенчивым блефом АСЗ), мы имели бы шесть сданных заказов суммарным полным водоизмещением 29 400 т и средним 3 700 т, что составило бы 37,8% и 52,1% от китайского.

Хочется обратиться к руководству (менеджменту) ОСК: ребята, если вам не стыдно перед согражданами, которым вы формально служите за очень большие деньги, постыдитесь перед своими детьми и внуками и побойтесь суда истории − самого справедливого и безапелляционного суда в мире. Это о стимуле.


* Согласно Jane’s Fighting Ships 2015-16 полное? водоизмещение ДВКД типа 071 составляет ок. 18 500 "длинных" тонн (18 800 метрических тонн), хотя самый грубый пересчёт с "Сан-Антонио" (26 300 т, 208,4х31,9х7,0 м против 210х28,0х7,0 м у 071) даёт 23 300 тонн. С тем, что JFS сильно занижает водоизмещение "Юйчжао", согласен и автор отчёта американского Congressional Research Service (ссылка 5, стр 38), так что к истине ближе всё-таки 25 000 тонн, фигурирующие в публикации китайской China State Shipbuilding Corporation (ссылка 6, кит.).

** Справедливости ради, следует отметить, что американцы также потихоньку списывают свои устаревшие ПЛА типа "Лос-Анджелес" − в 2016-2017 г.г. из состава флота исключили и собирались исключить 6 лодок (SSN 700, 701, 705, 711, 713 и 715); касательно списания китайских кораблей данные, разумеется, отсутствуют (за исключением того, что из Military Balance 2016 исчезла ПЛАРБ типа 092, однако эти данные нельзя считать достаточно надёжными).


P.S. С Китаем на какое-то время закончил. Перехожу к итоговой таблице Топ-12, которую постарюсь опубликовать в День защитника Отечества. Работы много, поэтому заранее прошу прощения за то, что не смогу своевременно отвечать на комментарии (в случае их наличия, разумеется). Должен отметить, что, разбираясь с Поднебесной, столкнулся с удивившим меня явлением − своеобразным "преклонением перед Востоком" со стороны некоторых моих читателей (в отличие от пресловутого "преклонения перед Западом", осуждавшегося советской идеологией). Заявляю, что категорически не согласен с прувеличением роли КНР в современном мире и мире завтрашнего дня. Бурный рост экономики и флота не может длиться вечнорано или поздно наступит его замедление, застой или падение (по причине перенасыщения внешнего и внутреннего рынка и конкуренции со стороны других игроков). Мы не должны бояться никого на свете, ибо необычайно сильны, и сила эта будет только нарастать. КНР, безусловно, станет одним из полюсов многополярного мира, но не вместо нас, а наряду с нами. Лично я Вижу их три − Россия, Запад, Китай.






ПЛАРБ типа 094A (фото с guancha.com из публикации janes.com от 15.07.2016)


ПЛАРБ типа 094A и 094 (схема с hisutton.com с подачи popsci.com − из публикации от 10.01.2017)


ПЛА типа 093A (фото с bestchinanews.com из публикации от 27.07.2016)


ПЛА типа 093A (фото, размещённое 21.06.2016 на одном из китайских интернет-форумов, от janes.com)


ПЛА типа 093A (фото, размещённое 21.06.2016 на одном из китайских интернет-форумов, от janes.com)


НАПЛ типа 039B, достраивающиеся в Ухани (фото, размещённое 12.2016 на top81, из публикации janes.com от 05.01.2017)


НАПЛ типа 039B (фото из публикации bestchinanews.com от 27.07.2016)


НАПЛ типа 039B (фото HSH из публикации bestchinanews.com от 06.01.2017)


Проекции эсминца типа 052D и его прототипа 052C (илл. из неназванного китайского источника от 24.08.2012 с bastion-karpenko.ru)


Проекции фрегата типа 054A (схема с errymath.blogspot.com)


Фрегат типа 054A, судя по бортовому номеру (550) − "Вэйфан" (фото с ru.pinterest.com)


Четвёртый ДВКД типа 071 "Имэншань" на испытаниях, 18.09.2015 (фото DelveStudio-2015 с sina.com.cn с подачи bmpd)


ТДК типа 072A "Цулайшань", 07.03.2016 (фото chinanews.com из публикации navyrecognition.com от 09.03.2016)


ТДК типа 072A "Уишань" (б/н 914), "Цулайшань" (б/н 915) и "Утайшань" (б/н 917), 07.03.2016 (фото chinanews.com из публикации navyrecognition.com от 09.03.2016)


  • 1
"...Должен отметить, что, разбираясь с Поднебесной, столкнулся с удивившим меня явлением − своеобразным "преклонением перед Востоком" со стороны некоторых моих читателей..."

https://www.youtube.com/watch?v=lF0xfHETqgM

;-)

Вообще-то я считаю, что "лучше перебздеть, чем не до бдеть". :-) Тем более, что нас этому же и История учит. Тот же 20 век, например. Финляндия, Германия, Афганистан. Да и Чечня в том числе. Кто ж знал, что... А оно, вишь, как... Вот то-то и оно...
А это Вам не полуфеодальный Афганистан с допотопным вооружением. Да и населения в КНР чуток поболе будет, чем в Финляндии. А, учитывая наличие узкоглазых "пятых колон" практически во всех странах, и в РФ в том числе (давайте быть объективными), любой "кипеш" может перерасти в крупнейшую оППу, которую в одиночку (!!!!) ни одной стране мира не победить. И если для США есть какие-нибудь союзники в виде НАТО, то чем может похвастаться РФ? Вот то-то и оно...

Вы так это говорите, будто с Китаем война завтра. Китай даже не противник, и толком не конкурент.

У вас в таблице водоизмещение Фридом поправить нужно.

Проясните пожалуйста с классификацией ПЛ по типу силовой установки. Когда пишется АПЛ все понятно, на ней стоит ядерный реактор. Тогда зачем писать НАПЛ? А как ныне ПЛ официально классифицируются в отечественном ВМФ? Аналогичная каша у меня со СКР/фрегатами/корветами отечественного флота.

Edited at 2017-02-20 02:44 pm (UTC)

Классификация здесь - http://navy-korabel.livejournal.com/98354.html (про СКР и фрегаты - в комментариях). НАПЛ (вместо ДЭПЛ) стали использовать недавно (неофициально) - применительно к лодкам с ВНЭУ.

Свежий репортаж с пятидневных учений десантных сил Флота Южно-китайского моря:
http://orientalist-v.livejournal.com/1791125.html

Edited at 2017-02-20 03:31 pm (UTC)

Спасибо, интересно.

И не только МДС Южного флота)

На мой дилетантский взгляд, в китайском кораблестроении последних лет более всего поражает переход от откровенно отстойного "китайского" корабельного дизайна ко вполне приятному на взгляд, но сохраняющему какие-то неосязаемые национальные черты.

В качестве ответа процитирую себя любимого из комментариев к 1-й части "китайской серии":

"Думаю, что по части корабельной архитектуры, китайцы просто вобрали всё лучшее, что есть в мире, в соответствии со своими эстетическим наклонностями, и, наверное, уже скоро можно будет говорить о фирменном "китайском стиле". Без советской школы дело, разумеется, не обошлось".

"Хочется обратиться к руководству (менеджменту) ОСК: ребята, если вам не стыдно перед согражданами, которым вы формально служите за очень большие деньги, постыдитесь перед своими детьми и внуками и побойтесь суда истории − самого справедливого и безапелляционного суда в мире. Это о стимуле"
ППКС.


"Мы не должны бояться никого на свете, ибо необычайно сильны, и сила эта будет только нарастать. КНР, безусловно, станет одним из полюсов многополярного мира, но не вместо нас, а наряду с нами. Лично я Вижу их три − Россия, Запад, Китай."
Достойный взгляд,НО ненадо забывать уроки истории,Россия не раз помагала более слабым игрокам в пику тогдашним гегемонам,а после эти "товарищи" становились нашими злейшими врагами(навскидку САСШ,Австрийская империя,Турция при Мустафе,Китай при Мао),хотя конечно плоды сотрудничества надо использовать наполную,и делать это сейчас.

Большое спасибо за обзор,очень интересно.Китайцы явно более активно готовятся чем мы.


Edited at 2017-02-20 04:19 pm (UTC)

Пожалуйста.
Ваши добрые слова в мой адрес, как всегда, греют мне душу и придают сил.

Да, сегодня китайцы строят флот гораздо активнее нас, но тут вспоминается старое доброе "медленно запрягаем, но быстро едем")

Укрытия для ПЛ на заднем плане

Не знал, что у китайцев есть такие укрытия. Это по типу Балаклавы?
Интересует вопрос, когда это было сделано, используются ли эти туннели сейчас и, если да, то делает ли это кто-то кроме китайцев?

К сожалению, я не в курсе, а погружаться в тему сейчас совсем нет времени. Рекомендую обратиться к специалисту по Китаю коллеге orientalist_v (в этих же комментариях).

Очень интересно, спасибо. По поводу полюсов мира согласен на все 100%

Пожалуйста.

Рад, что не одинок во вселенной)

Всё таки есть определённые вопросы по вооружению на китайских кораблях.

Может быть я ошибаюсь, но как мне кажется, многое вооружение устанавливаемое на китайские корабли имеет именно российское происхождение. Особенно в части ПВО.
Имеется ввиду, что китай закупает их именно у нас до сих пор.


По китайским кораблям одни сплошные вопросы, по вооружению - в квадрате. То, что происхождение многих систем российское - очевидно, закупки - вряд ли. Не их стиль.

  • 1