Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

"Адмирал Григорович": один за всех

.
02.03.2017 после 36 часов ожидания вблизи Босфора из-за сильного тумана, окутавшего Черноморские проливы, СКР ЧФ "Адмирал Григорович" вместе с БДК "Ямал" и "Георгий Победоносец" вошёл в проливную зону и, преодолев 164 мили за 7,5 час. (со средней скоростью 21,9 уз вместо обычных 10-14 уз), вышел в Эгейское море (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3). Превысив на переходе боевую экономическую скорость хода (18 уз), корабль навёрстывал упущенные часы, и на то были причины − в Средиземном море ждал смены ветеран ВМФ России СКР "Сметливый", находившийся на БС уже более 4-х месяцев (125 сут., с 28.10.2016). Сдав вахту, "Сметливый" вошёл в Дарданеллы 04.03.2017 (ссылка 4).


"Адмирал Григорович" в Босфоре, 02.03.2014 (фото Yörük Işık)


"Григорович" вышел из Севастополя 27.02.2017. С учётом межфлотского перехода БФ-ЧФ (06.05−09.06.2016), совмещённого с боевой службой, это уже четвёртая БС в его недолгой карьере (две других состоялись 24.09−07.10.2016 и 03.11−19.12.2016, причём в ходе второй из них 15.11.2016 были произведены пуски по крайней мере трёх КРБД 3М14 комплекса "Калибр-НК" по объектам ИГИЛ. Таким образом, за период 06.05.2016−06.03.2017 сумарное время нахождения СКР на БС составляет 100 суток (КОН=0,33), что заслуживает как минимум оценки "хорошо".

Между тем, на Балтике неспешно, без особого напряжения сил продолжается боевая подготовка "Адмирала Эссена" (после докования, вызванного печально известной навигационной аварией от 10.10.2016) и неприлично затянувшаяся передача флоту "Адмирала Макарова". Дело дошло до совершенно нелепых слухов о том, что корабли сознательно придерживают на БФ для участия в параде по случаю Дня ВМФ 30.07.2017 (!), и эти слухи имеют под собой вполне осязаемое основание − с момента окончания докового ремонта "Эссена" (22.12.2016) прошло уже 2,4 мес. (74 сут.), а с начала госиспытаний "Макарова" (07.10.2016) (ссылка 5) − 4,9 мес. (150 сут.).

С "Макаровым" вообще тёмная история. Технология постройки и методика испытаний СКР пр. 11356Р была отлажена на первых двух заказах, поэтому по элементарной логике продолжительноть строительства третьего корабля серии должна быть меньше, нежели у "Григоровича" и "Эссена" (5,23 и 4,90 года соответственно), однако уже сегодня она составляет 5,02, а к 01.06.2017 достигнет 5,25 года. 01.06 названо потому, что  накануне Дня защитника Отечества ("с особой жестокостью") официальный представитель "Янтаря" С. Михайлов сообщил о планируемой передаче "Макарова" флоту в июне с.г. (ссылка 6), забыв дать хоть какие-то пояснения по поводу своего заявления месячной давности, согласно которому сделать это планировалось до конца первого квартала (ссылка 7) (завершить испытания в 2016 г. плохому танцору, как изаестно, помешала плохая погода − ссылка 8).

Вызывает вопросы второй ("заключительный") этап госиспытаний, проведённый на Севере (17.10−25.11.2016, включая межфлотский переход), в ходе которого корабль "успешно провёл испытания комплексов вооружения" (ссылка 9), после чего пришлось проводить третий (незапланированный) этап на Балтике. Но как бы там ни было, непреложным остаётся тот факт, что в настоящий момент за троих (а точнее − за шестерых) работает один "Григорович".


Заключение

К моему великому удивлению и огорчению, в комментариях к предыдущей записи (ссылка 10) в подавляющем большинстве оказались те, кто по тем или иным причинам ратует за продажу индусам второй тройки СКР пр. 11356. По этому поводу хотелось бы сказать следующее.

1. Безусловно, пр. 11356 является компромиссным, промежуточным, временным вариантом (называйте как хотите), и было бы куда полезнее, приятнее и престижнее строить серийно не СКР "три-плюс", а фрегаты 4-го поколения пр. 22350. Однако, есть проблема, которая заключается в том, что в ближайшее время 22350 мы серийно строить не сможем − бездарное руководство Северной верфи сделало для этого всё возможное. С призывом заложить новейший фрегат на "Янтаре" я впервые выступил 21.06.2015 (ссылка 11), потом ещё раз (ссылка 12), и ещё (ссылка 13, прим.), но поскольку ничего подобного на сегодняшний день так и не произошло, следует иметь в виду, что головной 11356Р "Янтарь" строил более 5 лет (несмотря на то, что завод уже имел дело с "11356И") − заложив 22350 в 2017 г., мы получим его не ранее 2024 г.

2. Судя по всему, к 2025 г. (вкл.?) мы сможем обеспечить фрегатами пр. 22350 только "Самый Флот" (СФ), в лучшем случае укомплектовав там одну полноценную однородную бригаду из 6 единиц (ссылка 14) в составе Кольской флотилии разнородных сил. В то же время, нам надо срочно (немедленно, ещё вчера) насыщать многоцелевыми БНК дальней морской зоны и другие флоты − прежде всего Тихоокеанский и Черноморско-Средиземноморский. Боюсь, что у нас просто нет других вариантов, кроме как освободить ПСЗ "Янтарь" от всего лишнего (БДК, заказов ГУГИ и рыболовецких колхозов) и сделать из него конвейер по производству СКР пр. 11356 (по аналогии с Адмиралтейскими верфями и ДЭПЛ пр. 636.3), не забывая при этом постепенно и планомерно подготавливать завод к переходу на фрегаты и эсминцы? 4-го поколения.

3. Так как главным препятствием на пути к поточному производству сторожевиков является отсутствие отечественной ГЭУ, её создание следует включить в перечень приоритетных работ ОДК и ОСК (если этого уже не сделано). Рыбинскому НПО "Сатурн" по-любому придётся делать типоразмерный ряд ГТД для ВМФ, чаще всего именуемых сейчас М75РУ, М70ФРУ и М90ФР (каждый последующий вдвое мощнее предыдущего − 7 000, 14 000 и 27 500 л.с.) − без них военному флоту не жить (уверен, что проблему несоответствия мощностных характеристик старых и новых двигателей при желании удастся решить). Кроме того (несмотря на жуткий бедлам в обозначениях и мощностях ГТД, царящий в литературе и в сети − тема, к которой хотелось бы вернуться), доподлинно известно, что ДТ59 применяется не только на 11356, но и на 1155, а это означает необходимость не только их ремонта, но и агрегатной замены (ибо ремонтировать что-либо бесконечно невозможно), и, следовательно − запуск в мелкосерийное производство как минимум на ближайшие 10 лет. Наконец, нам уже не раз обещали импортозаместить ГЭУ СКР пр. 11356 (ссылка 15, ссылка 16) − пора сделать это.

4. Гендиректор "Янтаря" Э. Ефимов (26.05.2016): "Мы надеемся, что к 2018 г. НПО "Сатурн" выполнит поручение правительства и наладит выпуск отечественных аналогов украинской продукции... Со своей стороны мы сделали заявку, чтобы нас включили в план производства. Сейчас рыбинское предприятие загружено работой, но изготовление двигателей для наших фрегатов у них в планах есть. Если это произойдёт, то в 2018 году по решению заказчика "Янтарь" продолжит строительство фрегатов для Военно-морского флота... Созданный задел по кораблям проекта 11356 позволит нам достроить их в кратчайшие сроки. С момента заключения контракта до сдачи первого корабля пройдёт два с половиной − три с половиной года. Сдавать их мы сможем с полугодичным интервалом, то есть первый корабль − через два с половиной года, второй − через три, третий − через три с половиной" [т. е. в 20202022 г.г. − А.Ш.] (ссылка 17).

5. Российско-индийское соглашение по 11356 от 15.10.2016, разумеется, должно быть реализовано, но не сию минуту и не за счёт боеспособности ВМФ России, а некоторое время спустя − когда будут улажены все вопросы, связанные с серийным строительством СКР для любимой Родины. В идеале "Янтарь" способен строить одновременно не менее шести кораблей (два в эллинге, два на предспусковых позициях и два в достройке на плаву)лично я не против, чтобы один или два из них строились по паспорту экспортного облика в интересах ВМС наших закадычных друзей.



"Макаров" снова в лесах, ПСЗ "Янтарь, 24.02.2017 (фото С. Жванского с fleetphoto.ru)
Tags: СКР пр. 11356
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments