?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?
navy_korabel
.
Несмотря на то, что головной атомный подводный крейсер (АПКР) пр. 885 начали проектировать, заложили, спустили на воду, передали ВМФ и ввели в состав сил постоянной готовности СФ соответственно 26, 23, 6, три и около года назад (28.09.1990, 21.12.1993, 15.06.20101, 30.12.2013 и 03.20162), состав его вооружения до сих пор относится к разряду гостайны. Прежде всего, это касается количества торпедных аппаратов, и всё же начнём с ПУ.


1. АПКР К-560 "Северодвинск" в ПД-50, 82 СРЗ, Росляково, Мурманск, 15.01-18.02.2017 (фото avsky с forums.airbase.ru)


Пусковые установки

С установками вертикального пуска (УВП) всё более-менее ясно (по крайней мере, для пр. 885 без буквы "М"), однако и тут периодически случаются разночтения. Так, в выпуске №12/2015 уважаемой мною "Морской коллекции" фигурируют 8 ПУ комплекса "Калибр-ПЛ" с боезапасом 24 ракеты или ракето-торпеды [1-6], а в соответствующей статье англоязычной Википедии − 32 "Оникса" или 40 "Калибров" (ссылка 1).

Чтобы внести ясность, для начала воспользуемся размещёнными ниже фотоматериалами. На фото 2 (корма слева, нос справа) отчётливо видны первые три крышки УВП правого борта (если ПУ пронумерованы в соответствии со ст. 377 Корабельного устава, они должны иметь номера 1, 3 и 5). На фото 3 и 4 можно разглядеть все четыре крышки УВП левого борта − вытянутым прямоугольником с диагональной штриховкой, как и на ПБ, обозначена вторая с носа УВП (не уверен, но, может быть, это ПУ для ракет с СБЧ, доля которых во времена Холодной войны составляла 25% [2-512]?).

На фото 5, сделанном на Обуховском заводе и опубликованном без подписи 17.05.2013, запечатлена круглая плоская деталь с четырьмя круглыми отверстиями, которая, судя по всему, относится к УВП пр. 885, т. к. завод производит изделия для ВМФ (на момент публикации − 25% от общего объёма), а именно "пусковые установки для противокорабельных ракет семейства Club ["Калибр"] корабельного и подлодочного базирования" (ссылка 2). Судя по диаметру отверстий (не менее 800 мм, если взять за ориентир длину плеча рабочего), деталь вполне подходит для УВП "Ясеня"диаметр ТПС "Оникса" равен 720 мм. В некоторых источниках установка именуется СМ-343, однако это не совсем так.

Самая достоверная информация по БЧ-2 пр. 885 (от С. Кудрявцева, доцента кафедры "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" БГТУ "Военмех"): "Основным вооружением АПЛ проекта 885 являются ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр" с крылатыми ракетами вертикального пуска, размещёнными в ТПС. Для сопряжения этих ракетных комплексов используется универсальная корабельная система управления стрельбой. Тридцать два ТПС с ракетами находятся в восьми универсальных вертикальных шахтных ПУ СМ-346, расположенных в два ряда. ПУ СМ-346 разработаны в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В. Ф. Потапова. Конструкторская документация на ПУ передана заводу-изготовителю для серийного производства в 1989 г.

Универсальная пусковая установка СМ-346 предназначена для размещения ТПС СМ-324 или ТПС 3С44 с крылатыми ракетами различных комплексов. ПУ СМ-346 устанавливается в прочном корпусе АПЛ. Четыре ТПС с крылатыми ракетами размещаются в люльке, подвешенной внутри контейнера пусковой установки на амортизаторах продольной и поперечной амортизации. Создание универсальной пусковой установки СМ-346 открыло широкие возможности по варьированию ракетного боекомплекта в зависимости от поставленных боевых задач и по модернизации ракетных комплексов..." [3-4].


Торпедные аппараты

Приличной фотографии, дающей исчерпывающее представление о количестве ТА на "Ясене", в открытом доступе нет до сих пор.  Все торпедные аппараты расположены ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ) − при съёмке лодки в надводном положении они не видны по определению, а при доковании торпедный отсек всегда прикрывают брезентом (фото 7 и 8). Поэтому даже уважаемые судомоделисты с профильного форума Авиабазы, воссоздающие по крупицам облик АПКР пр. 885, не могут быть уверены доподлинно в достоверности своих чертежей. В своё время в качестве возможных вариантов назывались шесть (илл. 9) [4-52], восемь (илл. 10) [4-52] [5-67] [6-653] и десять ТА (оригинал).

Наверное, первым снимком, на котором торпедные аппараты "Ясеня" (точнее, закрывающие их снаружи щитки) можно наблюдать "в натуре" стало фото 1, сделанное в период 15.01-18.02.2017 в плавдоке ПД-50 82 СРЗ (Росляково, Мурманск). Благодаря удачно съехавшему брезенту (по недосмотру, а может быть и нарочно − вспомним историю со "Статусом-6") отчётливо видны два верхних ТА левого борта, кончики третьего и четвёртого и угадывается пятый. Наряду с картинкой со стенда в вестибюле "Малахита" (фото 11) и моделью, представленной на "Армии-2016" (фото 12), снимок от коллеги avsky даёт достаточно оснований считать, что АПКР пр. 885 вооружён десятью торпедными аппаратами.

Вопрос с калибром ТА пока остаётся открытым. Есть мнение, что при наличии большого количества УВП для разнообразных крылатых ракет и ракето-торпед необходимость в крупнокалиберных (650-мм) подводных боеприпасах отпадает сама собой, однако А. Царьков, включивший в состав вооружения "Северодвинска" помимо 8 533-мм ТА два 650-мм [1-6], считает иначе. Про 650-мм ТА упоминают в своей замечательной книге и В. Ильин с А. Колесниковым [7-160].

Напомню, что для создания оптимальных условий для работы носовой антенны ГАК большого диаметра впервые в истории нашего атомного подводного кораблестроения торпедные аппараты были вынесены из носовой оконечности во 2-й отсек и расположены по бортам под углом к диаметральной плоскости (ссылка 3). Судя по одному из интервью гендиректора "Малахита", все связанные с этим проблемы удалось решить − на испытаниях подтвердилась правильность схемы акустической развязки носовой оконечности, торпедные аппараты стреляли нормально (ссылка 4) (надо полагать, что каким-то образом удалось обеспечить и вызывавшую опасения продольную прочность торпед при выходе из ТА под ненулевым курсовым углом на больших скоростях подводного хода).

На первый взгляд, число ТА на борту 885 представляется избыточным − ведь в пр. 671 всего шесть 533-мм аппаратов, в 671РТ, 671РТМ(К) и 971 − четыре (плюс 2/2/4 "экзотических" 650-мм). Думается, что отличие торпедного вооружения "Ясеня" от предшественников сродни различию между самозарядными винтовками (карабинами) с магазинами разной ёмкости (скажем, СВТ и СКС). С учётом ошибок в прицеливании и применения ложных целей, в скоротечном дуэльном подводном бою количество готовых к стрельбе боеприпасов играет едва ли не решающее значение − тем более, что наши главные противники (ПЛА типа "Вирджиния") могут выпустить залпом всего четыре торпеды.

Кроме того, большое количество торпедных аппаратов позволяет при необходимости иметь в них б'ольшую номенклатуру средств поражения, готовых к немедленному применению. В сочетании с универсальными УВП (американские ПЛА несут в своих 12 VLS только "Томагавки") 10 ТА делают пр. 885 недосягаемым для конкурентов.


Заключение

Несмотря на все наши кораблестроительные недомогания, атомные подводные крейсера с необыкновенно мощным и разнообразным вооружением в настоящее время строим только мы, причём строим серийно − пять корпусов одновременно. На "Казани" неделю назад приняли воздух (смонтировали систему ВВД ссылка 5), спуск на воду К-561 и закладка седьмого "Ясеня" с вероятностью близкой к 100% произойдут в 2017 г. (ссылка 6, ссылка 7, ссылка 8).

Напомню, что кроме 885М на Севмаше строятся пять РПКСН пр. 955А и две ПЛАСН пр. 09851 и 09852, и к концу года суммарное надводное водоизмещение подводных атомоходов, строящихся на стапелях одного СМП превысит 150 000 тонн. Наряду с ударными темпами строительства ДЭПЛ на Адмиралтейских верфях, это даёт довольно веский повод говорить о постепенном оздоровлении российского военного кораблестроения − раз получилось у двух предприятий, получится и у других. Я не могу (и не хочу) запретить грустить, возмущаться, ругаться матом и пить горькую тем, кто не верит, что нам удастся построить полноценный океанский флот (судя по комментариям, таковых немало), но одновременно не могу и не хочу отказывать себе в удовольствии верить в это.


Примечания

1 В 1996-2004 (на протяжении 8 лет) строительство не велось (было заморожено).
2 В марте 2016 г. подводная лодка была зачислена в состав сил постоянной готовности Северного флота − ссылка 9.

Использованная литература
(через дефис может быть указан номер страницы)

1. А. Царьков "Российский военно-морской флот 2016 г.", "Морская коллекция", приложение к журналу "Моделист-конструктор", №12/2015.
2. А. Широкорад "Оружие отечественного флота. 1945-2000", под общей редакцией А. Тараса, Минск − Харвест, М. − АСТ, 2001.
3. С. Кудрявцев "Конструктор пусковых установок морских ракетных комплексов В. Ф. Потапов", газета "За инженерные кадры" Балтийского государственного технического университета (БГТУ) "Военмех" №3/2015.
4. С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", альманах "Наваль Коллекция" №7, специальный выпуск, 2001.
5. Ю. Александров, А. Гусев "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", часть 1 "Подводные лодки" (по материалам Jane's Fighting Ships 1999-2000), Галея Принт, СПб, 2000.
6. Jane's Fighting Ships 2009-2010, Janes Information Group, London, 2009.
7. В. Ильин, А. Колесников "Подводные лодки России", АСТ−Астрель, М., 2006.



2. К-560 "Северодвинск", Североморск, 09.05.2015 (фото из репортажа А. Лузика и Л. Федосеева с mil.ru)


3. "Северодвинск" на госиспытаниях, 15.10.2013 (фрагмент фото от CrazyMk с forums.airbase.ru; в полном виде, 4670 p − по клику)


4. К-560 "Северодвинск", церемония подъёма флага, 17.06.2014 (фото пресс-службы Севмаша с ria.ru)


5. Деталь УВП СМ-346, Обуховский завод, СПб (фото из saidpvo.livejournal.com от 17.05.2013 с подачи militaryrussia.ru)


6. Двухракетный залп ПКРК "Оникс", предп. 07.11.2013 (фото из zvezdochka-ru.livejournal.com)


7. "Северодвинск", спуск на воду с помощью плавдока "Сухона", 15.06.2010 (фото с flot.com с подачи militaryrussia.ru)


8. "Северодвинск", 15.06.2010 (фото "Новый оборонный заказ" №4/2010 с periscope2.ru)


9. Боковой вид АПКР пр. 885, "исправленный Кафовский" (схема igorkot с forums.airbase.ru, 27.08.2015, оригинал − по клику)


10. Продольный, поперечный разрезы и план АПКР пр. 885 (схема paralay с forums.airbase.ru, 15.11.2015, оригинал − по клику)


11. Боковой вид АПКР пр. 885 со стенда СПМБМ "Малахит" (фрагмент фото Curious от 15.09.2015 с forums.airbase.ru, в полном виде − по клику)


12. Модель АПКР пр. 885 на выставке "Армия-2016" (фрагмент фото Curious от 06.09.2016 с forums.airbase.ru, в полном виде − по клику)


13. Продольный разрез АПКР пр. 885 (схема Алексея Коновалова − Deep Blue Sea, 10.10.2011?). Уточнение: третий отсек − жилой, четвёртый − электро-механический, ссылка 3)


14. Внешние виды АПКР пр. 885 (схема igorkot с forums.airbase.ru, 28.09.2016, оригинал − по клику)


15. Внешние виды АПКР пр. 885 (схема igorkot с forums.airbase.ru, 02.12.2016, оригинал − по клику)


16. Вид сбоку АПКР пр. 885, носовая оконечность правого борта (схема igorkot с forums.airbase.ru, 07.03.2017, оригинал − по клику)


  • 1
"раз получилось у двух предприятий, получится и у других" А. Шишкин

Спасибо за порцию воскресного оптимизма!

Пожалуйста. Честно говоря, для меня самого это что-то вроде автоподзарядки)

а новые торпеды на 650 сейчас разрабатывают?

обстоятельно, спасибо

А с чем могло быть связано предположение о 40 калибрах и 32 ониксах? На том, что калибр меньше оникса и их в стакан можно поставить 5 ракет вместо 4? Такое вообще возможно?

Каждая ракета (что "Калибра", что "Оникса") находится в своём стакане (ТПС), стаканы − в люльке, люлька − в контейнере ПУ. Делать две разных съёмных (!) люльки (на 4 и 5 ТПС) − это извращение.

Лет 30-40 назад можно было бы рассчитывать на црушную медаль «За заслуги в разведке» (Distinguished Intelligence Medal) =)
Не та уже разведка, ох не та.


ЦРУ с его ресурсами узнаёт куда больше моего, просматривая наши сайты, блоги и соцсети. Но, главное, я работаю не на них, а на своих сограждан, недополучающих информацию, которую они имеют право знать.

помогите, не могу сопоставить даты закладки 885/885м:
28.09.1990, 21.12.1993, 15.06.10, 30.12.2013 и 03.2016
?, северодвинск, ?, ?, ?, ?

В первом абзаце речь идёт только о головном "Ясене" (заложен 21.12.1993).
Если Вас интересуют другие, Вам сюда − http://navy-korabel.livejournal.com/155940.html.

Выскажусь в поддержку автора. Если Александр не будет нам рассказывать о том, что у нас хорошего на флоте, то, с учётом традиций информационной закрытости, которая идёт со времён СССР, обязательно найдутся те, кто скажет, что ничего хорошего у нас нет, флота нет, и ни будет никогда. И в дискуссии с такими всепропальщиками нам, патриотам России будет нечего противопоставить. Последствия проигрыша идеологического спора понятны всем: это потерянные люди. Поэтому работа Александра носит характер гораздо более важный, чем кажется на первый взгляд. Я думаю, что Александр заслуживает поддержки типа стипендии или гранта, которую получает автор сайта "Сделано у нас" за свою работу, а не сравнения с агентом ЦРУ.

Сердечное спасибо.

Вот что значит сложное изделие. Разработана лодка была еще в СССР, а серийное производство еще только начинается.

Изделие сложное - в этом Вы правы, в остальном - нет. Проект советских времён и 885М отличаются как 1144 и 11442М или 971 и 971М - новые корабли в старых корпусах (в авиации - как Су-35С и Су-27).

Спасибо за материал ув. Александр.

У меня при просмотре фото Северодвинска в море возникло стойкое ощущение, что у него диффирент на нос.

У Северодвинска есть полосы с диагональной штриховкой в носу и корме. По схемам вроде видно что они должны быть примерно на одном уровне от воды, но на фото







Видно что штрихованная полоса в носу не видна, в то время как полоса в корме достаточно высоко от воды.

С чем это связано? Строительная перегрузка, или что-то прячут?:)

Незагруженные ПУ, может быть.

Александр, спасибо за очень интересный пост! Я стараюсь читать все ваши посты и хотел бы отметить , что данный очень хорош и по содержанию и по стилистике письма. Искренне поздравляю !
* Добавлю , что уважаемый RalF на "Морском" подтвердил дату спуска "Казани" (с некоторыми забавными ритуальными деталями :) ) - 30 марта.

Пожалуйста.

Спасибо за положительный отзыв.

Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом? [...]

Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?» в контексте: [...] назывались шесть (илл. 9) [4-52], восемь (илл. 10) [4-52] [5-67] [6-653] и десять ТА ( оригинал [...]

Хорошая новость -- Казань спустят 30 марта. http://flotprom.ru/2017/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%887/

Будет хорошая, когда спустят)

Калейдоскоп 3.1

Пользователь aedit сослался на вашу запись в своей записи «Калейдоскоп 3.1» в контексте: [...] вие "Северодвинска", проходившего докование в ПД-50 некоторое время назад ( ссылка 3 [...]

ух,как это я пропустил этот пост?Очень информативная и интересная статья,а увидел ее по ссылке отсюда (http://navy-korabel.livejournal.com/164380.html ),сердечное вам спасибо за вашу работу.

Edited at 2017-05-20 10:19 pm (UTC)

Пожалуйста. Рад стараться)

  • 1