?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Ремонт "Кузнецова": пролог (1)
navy_korabel
.
Благодарю всех откликнувшихся на просьбу поддержать блог. Прошу прощения за задержку с публикацией − тема оказалась слишком объёмной (пришлось даже разделить её на две части).

С одной стороны, говорить о грядущем среднем ремонте ТАВКР "Адмирал Кузнецов" ещё рано (слишком мало информации), с другой, очень хочется (авианосец является одной из центральных тем блога и объектом моей горячей привязанности). Поэтому всё же осмелюсь рискнуть и обобщить имеющиеся сообщения, мнения и предположения, добавив к ним, как водится, своё собственное в'идение того, что готовит судьба системообразующему кораблю ВМФ России.


1. "Кузнецов" прибывает в пункт постоянного базирования (35 СРЗ) после боевой службы в Средиземном море, 10.02.2017 (фото пресс-службы 35 СРЗ)


Лужа для Рахманова

Не прошло и двух лет со дня назначения А. Рахманова на должность главы ОСК, как бывший чиновник Минпромторга, который должен был уже худо-бедно освоиться на новом месте, позволил себе публичное высказывание, которое раз и навсегда поставило крест на его репутации:

"Для нас существующий подход к ремонту крупнотоннажных кораблей – "Адмирала Кузнецова", "Петра Великого" – не является чем-то однозначным и оптимальным по одной простой причине – размер затрат на ремонт кораблей, которым уже 30-35 лет, приближается к стоимости строительства нового корабля, а срок их эксплуатации будет гораздо меньше, чем у корабля новой постройки... А надо ли это делать, и если надо, то при каких условиях? Это вопрос общей концепции жизненного цикла – если срок эксплуатации корабля 30 лет, то необходимо ли продлевать ему жизнь? Для нас вопрос судоремонта, особенно крупных, технически сложных кораблей не очевиден. Поэтому, прежде чем говорить о том, где это делать, нужно спросить – а зачем это делать?" (ссылка 1).

После триумфального средиземноморского боевого похода 25-летнего "Кузнецова" и 18-летнего "Петра", за которым, затаив дыхание, следил весь мир (в особенности, зрители российских телеканалов − благодаря прикомандированным съёмочным группам, работавшим на кораблях нашей КАГ, по сути, без сна и отдыха), слова А. Рахманова звучат совсем уж нелепо и непрофессионально*. По не совсем понятным причинам (скорее всего, в угоду какому-то внутрикорпоративному перераспределению средств) госчиновник, главный кораблестроитель России наплевал на интересы страны и её ВМФ, забыв о том, что на серийное строительство БНК 1 ранга мы выйдем только лет через 10, а до тех пор важнейшим приоритетом ОСК будут ВТГ и ремонты с модернизацией имеющихся перворангов. Предложив пустить на металлолом красу, гордость и основу боевой мощи нашего военного флота, АР сел в такую лужу, что до конца своей карьеры ему придётся ходить в мокрых штанах.


* Более того, высказывание по ссылке 1 датировано 08.04.2016, т. е. когда решение о боевой службе было уже принято и оба вышеназванных корабля активно готовились к походу, начавшемуся полгода спустя (15.10.2016). С учётом того, что президент ОСК никак не мог об этом не знать, речёвка Рахманова воспринимается как откровенный саботаж, что характеризует её автора с самой неприглядной стороны.


Срок и цена

По словам гендиректора Невского ПКБ, уже выполнившего техпроект среднего ремонта с модернизацией пр. 11435, С. Власова работы могут занять от 2-х до 3,5 лет − всё будет зависеть от решения Минобороны, которое должно утвердить объём финансирования и, как следствие, перечень подлежащих выполнению работ (ссылка 2). Рахманов, отношение к достоверности сообщений которого я уже высказал ранее, называет срок в 2 года (ссылка 3), анонимы из "оборонки" и ВМФ − около 2-х и 2,5 (ссылка 4) (ссылка 5). К С. Власову доверия, конечно, больше, но тут надо иметь в виду поправку на реалии нашего судпрома, а именно: сроки окончания ремонта "Нахимова", "Устинова" и "Чабаненко" были сдвинуты вправо строго на 2 года (с 2018 на 2020, с 2014 на 2016 и с 2016 на 2018 соответственно).

Согласно различным источникам, постановка "Кузнецова" в ремонт может произойти в конце мая 2017 г. (ссылка 4), до июля 2017 г. (ссылка 5) и в 2018 г. (ссылка 6) (ссылка 7). Перенос начала среднего ремонта на 2018 г. целесообразен по крайней мере по трём причинам: 1) после тщательно проведённого предпоходового ремонта (01-10.2016) корабль боеготов и может нести боевую службу; 2) до принятия новой программы вооружения на 2018-2025 г.г. (ГПВ-2025) в 2017 г. могут возникнуть проблемы с финансированием ремонтных работ; 3) "выигранный" год можно использовать для подготовки недоученных пилотов МиГ-29К(УБ) 100 окиап (оригинал).

С учётом сказанного выше, самым оптимистичным (но малореальным) сроком окончания ремонта ТАВКР является 2019 г., самым пессимистичным (но наиболее достоверным) − 2023-2024 г.г. с продлением срока службы минимум на 20 лет (ссылка 8), как раз до того момента, когда в составе ВМФ России появятся авианосцы новых проектов, заложенные в 2025-2035 г.г. Что касается стоимости работ, указанной в материале по ссылке 8 (65 млрд руб.), то она представляется вполне адекватной, за исключением доли ОКР (30 млрд руб. или 46%), хотя последняя и объясняется вполне разумными причинами − необходимостью разработки заново узлов и агрегатов, уже не выпускающихся в нашей стране.


Место действия

Вскоре по завершении дальнего похода КАГ СФ в СМИ появились сообщения о том, что Центр судоремонта "Звёздочка" готов выполнить ремонт с модернизацией "Кузнецова", причём из контекста следовало, что сиё знаменательное событие будет происходить по фактическому адресу головного предприятия ЦСЗ, т. е. в г. Северодвинске (ссылка 9), чему препятствуют два немаловажных обстоятельства. Во-первых, головная "Звёздочка", исправно починяющая атомные подводные крейсера и не только, перегружена заказами. Вместо "Тулы" в завод придёт "Брянск", вместо "Орла" − скорее всего, "Воронеж", вместо "Устинова" − "Москва". Кроме того, в работе находится "Леопард", ждут своей очереди однотипные "Волк", "Самара" и "Братск", ДЭПЛ "Ярославль", в подвешенном состоянии − "Карп". Какой тут ещё ТАВКР?!

Во-вторых, несмотря на внушительные размеры наливной док-камеры (205х130=26650 кв. м − два футбольных поля) авианосец не поместится там даже по диагонали (Lвл=270 м против 243 м), более того − не сможет даже войти в слишком узкие ворота (на фото 4 видно, как в док-камеру заходит АПКР пр. 949А "Смоленск" с Bнб=18,2 м против Bвл=33,4 м у ТАВКР пр. 11435; у РКР пр. 1164, также проходившего докование в ЦСЗ, Bнб=20,8 м).

Всё встаёт на свои места, если вспомнить, что 35 СРЗ является мурманским филиалом ЦС "Звёздочка", где базируется "Кузнецов", а в одном из сообщений говорится, что "крупный заказ могут получить 35-й или 82-й судоремонтные заводы (оба в Мурманске)" (ссылка 4). Дело в том, что доки 35 СРЗ (Северный и Южный) пока не могу вместить авианосец, хотя соответствующий проект их реконструкции уже разработан ПФ "Союзпроектверфь", и один из вариантов, подразумевающий объединение обоих доков в один, 27.04.2016 одобрен для дальнейшей реализации научно-техническим советом, состоявшим из представителей КГНЦ, Невского ПКБ, ЦС "Звёздочка" и 35 СРЗ (рис. 8).

Разумеется, такое масштабное мероприятие, как реконструкция докового комплекса, который сможет проводить докование не только 11435, но и 11442, быстро провести не удастся, и в этот раз (как и в прошлый) придётся воспользоваться плавдоком ПД-50 82 СРЗ в Росляково (неготовность Севмаша принять сейчас 11435 объяснять излишне).


Самолёт РЛДН

Самым серьёзным изъяном авианосца пр. 11435, без сомнения, является отсутствие самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН, более привычная аббревиатура − ДРЛО). При этом, до сих пор бытует мнение, что для взлёта тяжёлого ЛА с турбовинтовентиляторными двигателями (ТВВД) и максимальной взлётной массой в 40 000 кг (у Су-33 − 33 000 кг) требуется катапульта, однако это не так. Наверное, мало кто помнит, что в первоначальном варианте Як-44(РЛД) помимо двух турбовинтовых двигателей под крылом предусматривались четыре подъёмных ТРД в фюзеляже, но позднее была применена новая конструктивно-компоновочная схема самолёта РЛДН трамплинно-катапультного взлёта, в которой высокая взлётная тяговооружённость и обдув верхней поверхности крыла для повышения его подъёмной силы до уровня, достаточного для взлёта с трамплина, обеспечивались двумя ТВВД Д-27.

Главная изюминка Як-44 − двигатели Д-27, не имеющие аналогов в мире, были разработаны Запорожским МКБ (ЗМКБ) "Прогресс", т. е. во враждебном нам государстве, однако оба ключевых элемента ТВВД, определяющие его высокий технологический уровень (винтовентилятор и редуктор) производились в России − Ступинским КБМ (в настоящее время − НПП "Аэросила") и Московским МПП "Салют" (сейчас НПЦ газотурбостроения "Салют"), а значит мы имеем всю техническую документацию, навыки и в любой момент можем возобновить их производство (по 4 Д-27 используются на одном-двух опытных Ан-70 ВВС Украины).

Техпредложение по Як-44 (2 ТВД плюс 4 ТРД) на основе полученного ранее задания (ТТЗ?) ОКБ Яковлева подготовило к ноябрю 1979 г., проектирование по новой схеме продолжилось только в октябре 1984 г. (2 ТВВД). В январе 1990 г. состоялась защита эскизно-технического проекта и макета самолета Як-44. По основным ЛТХ он значительно превосходил E-2C "Хокай" с катапультным взлётом. В том же году началась постройка первого лётного образца. В августе была закончена доработка конструктивно-технологического макета (который решили использовать в качестве ГВМ), он был разобран, погружен на баржу, доставлен речными путями в Чёрное море на борт "Кузнецова" и снова собран.

Оценка эксплуатационных характеристик Як-44 при базировании на борту ТАВКР проводилась в сжатые сроки в течение первой половины сентября. Проверялись возможности буксировки и швартовки самолёта на полётной палубе и в ангаре, накатывания на платформу подъёмника и подъёма на полетную палубу, спуска в ангар и установки на штатное место, сопряжение самолета с постами технического обеспечения в ангаре и на палубе. Работы проводились комплексной бригадой из сотрудников ОКБ им. Яковлева, НПКБ, завода "Универсал", ЧСЗ, представителей ВВС и ВМФ. 

Вследствие некоторой переразмеренности, явившейся платой за трамплинный взлет, а также многофункциональный радиотехнический комплекс (РТК), работающий не только по воздушным и надводным, но и по наземным целям, Як-44 имел несколько большие габариты, нежели "Хокай", однако он достаточно хорошо вписывался в полётную и ангарную палубы корабля и не требовал заметного (с точки зрения эффективности всей корабельной авиагруппы) уменьшения числа истребителей. С другой стороны, необходимо признать и положительные качества трамплинного взлета, благодаря относительно высокой надёжности трамплина, как взлётного устройства, особенно в характерных для боевой деятельности ВМФ России северных широтах.

Предполагалось, что на "Кузнецове" и "Варяге" будут базироваться до 3-4 самолётов РЛДН Як-44, на борту 11437 должен был размещаться увеличенный парк корабельных самолетов, включая 6 самолётов РЛДН. Однако, после развала Советского   Союза из-за сокращения финансирования дальнейшие работы по самолету Як-44 замедлились, а в 1992 году, после прекращения постройки ТАВКР пр. 11437, были остановлены на этапе постройки опытных самолётов для лётных испытаний**.

** Использованы факты и цитаты из статьи В. Абидина "Орлиный глаз флота. Самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44Э", Крылья Родины, №10/2009 (стр. 30-41).


Таким образом, на сегодняшний день мы имеем утверждённый эскизно-технический проект Як-44, "обкатанный" на "Кузнецове" конструктивно-технологический макет самолёта, и, самое главное, техническую документацию на ТВВД Д-27 (или, по крайней мере, на важнейшие его составные части). Кроме того, у нас есть время (до 3,5-5,5 лет) и, если верить СМИ, 30 млрд руб. на ОКР. Почему бы не предположить, что всё это даст нам к 2023-2024 г.г. палубный самолёт РЛДН?



2. Док-камера головного предприятия ЦС "Звёздочка" (спутниковый снимок со zvezdochka-ru)


3. Док-камера "Звёздочки", вид на ворота. Уровень воды соответствует уровню моря (фото со zvezdochka-ru)


4. АПКР пр. 949А "Смоленск" входит в док-камеру "Звёздочки" (фото со zvezdochka-ru)


5. РКР пр. 1164 "Маршал Устинов" в док-камере "Звёздочки" во время доковой операции (фото со zvezdochka-ru)


6. Схема имеющихся сухих доков 35 СРЗ (илл. из статьи А. Дунаева и А. Назарова в "Вестнике технологии судостроения и судоремонта" №24/2016 от Curious с forums.airbase.ru)


7. Первый вариант реконструкции сухих доков 35 СРЗ (илл. из статьи А. Дунаева и А. Назарова в ВТСС №24/2016 от Curious с forums.airbase.ru)


8. Второй вариант реконструкции сухих доков 35 СРЗ (илл. из статьи А. Дунаева и А. Назарова в ВТСС №24/2016 от Curious с forums.airbase.ru)


9. "Кузнецов" в ПД-50 82 СРЗ, Росляково (Мурманск), 08.07.2015 (фото от sam7 с forums.airbase.ru)


10. Палубный самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД (Крылья Родины, №10/2009)


11. Палубный самолёт радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД (рис. В. Погодина, Авико Пресс с сайта "Уголок неба" − airwar.ru)


Спасибо, как всегда очень информативно.

Нууу) Сделать самолёт за 6-7 лет это малость оптимистично. Современная история военного авиастроения такого не знает.
Другое дело, что создавать палубный ДРЛО всё равно надо и делать его будут. Но, думаю, не раньше утверждения ГПВ-2030.
А вот то, что ремонт Кузи может до 2024 года затянуться, конечно печально, ведь, в эти годы он как раз очень может в Средиземке пригодится.

Edited at 2017-04-08 12:01 pm (UTC)

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь colonelcassad сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) http://navy-korabel.livejournal.com/160330.html [...]

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь mvg1963 сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) http://navy-korabel.livejournal.com/160330.html [...]

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь alternathistory сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) http://navy-korabel.livejournal.com/160330.html [...]

Спасибо, замечательно! :-)
К Вашей статье есть одно, но очень большое возражение ;-). Это "ЕСЛИ"...
... если курс правительства на финансирование останется прежним.
... если взгляды военных на АУГ останутся прежними.
... если следующий правитель не станет ломать достижения предыдущего (а в нашей истории подобных примеров не просто не мало, а чудовищно много. Практически всегда при смене руководства полностью менялись приоритеты в строительстве ВС, ВВС и ВМФ).
Ведь как Вы показываете в своей статье, даже сейчас, при одном курсе правительства на протяжении полутора десятилетий новый пришедший "эффективный менеджер" легко всё валит. И непонятно, сделано это специально, по чьей-то наводке, или просто по глупости. В любом случае лет 70 назад только за подобное высказывание количество "безвинных" жертв репрессий увеличилось бы как минимум на 1 человека. А ведь если покопаться в этой истории с пристрастием, то можно найти и того, кто РЕКОМЕНДОВАЛ и ПРОДВИГАЛ данного индивидуума. Нет, не хватает нам сейчас весёлых парней из НКВД. ;-)
А статья замечательная!

Пожалуйста и спасибо за положительный отзыв.

> непонятно, сделано это... по чьей-то наводке, или просто по глупости...

И то, и другое (наводка, думается, от СВ). Утешает то, что Рахманов - подставная фигура (вроде Сердюкова).

Почти уверен, что в обозримом будущем "политика партии" останется неизменной, а про отношение руководства страны к авианосцам лучше всего говорит массированная рекламная кампания похода КАГ в СЗМ.

Ремонт "Кузнецова": пролог (1)

Пользователь erazmys сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (1)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ремонт "Кузнецова": пролог (1) [...]

Мнение Рахманова относительно ремонтов вполне обосновано. Сейчас скажи кому, сколько ремонт "Нахимова" уже стОит за четыре года до сдачи, так многие призадумаются, прежде чем камнями в Рахманова кидать и обидными словами обзывать.

Вы уже объяснялись как-то в верноподданности главе ОСК (что для сотрудника ОСК вполне понятно), так и не ответив на мой прямой вопрос, согласны ли Вы с тем, что "Кузнецова" и "Петра" ремонтировать не надо?

Сколько стоит ремонт "Нахимова" Вы тоже не скажете (что тоже понятно - форма допуска обязывает не говорить, а только намекать), однако:

"В детали погружаться не будем, но в целом могу сказать: по объёмам работ это сопоставимо с постройкой, а по деньгам - в ДВА раза ниже стоимости нового корабля" (про 971 из интервью Калистратова РГ, которое, возможно, Вы и брали).

Думается, что дела с "Нахимовым" (который, кстати, в этой теме оффтоп) обстоят подобным же образом, а может даже лучше (согласно тому же интервью, ремонт "Устинова" обошёлся в ПЯТЬ раз дешевле нового корабля).

Скажу честно, в последние годы я живу очень бедно (иногда месяцами на макаронах с луком), однако как патриот России и её ВМФ нисколько не жалею ни о дорогущем ремонте "Нахимова", ни о грядущих (не менее дорогих) "Петра" и "Кузнецова". Только радуюсь, чего и Вам желаю.

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь lobanizdat сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) http://navy-korabel.livejournal.com/160330.html [...]

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь tankvidel сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] Як-44РЛД (рис. В. Погодина, Авико Пресс с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) отсюда [...]

Ремонт "Кузнецова": пролог (1)

Пользователь alexzgr1970 сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (1)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ремонт "Кузнецова": пролог (1) [...]

На счет 82го завода - очень сомневаюсь, что наши смогут обеспечить ремонт такого уровня. Раньше бы легко все что хочешь сделали бы. Сейчас и база не та, да и квалификация никудышная. А в доки 35го кузя не влезет. Так что Северодвинск.

Вы не поняли меня дважды:

1) думал, что про Северодвинск (Севмаш) всем всё ясно - "Нахимов" стоит перед цехом 50; если туда поставить ещё и "Кузнецова", выводить заказы из 50-го будет невозможно - http://navy-korabel.livejournal.com/138283.html

2) в 82 СРЗ выполнят только докование - с этим коллектив предприятия справляется отлично (дальний поход КАГ в Средиземное море после доковых ремонтов "Кузнецова" и "Петра" 05-11.2015 − хорошее тому подтверждение).

Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"

Пользователь legarhan сослался на вашу запись в своей записи «Перспективы модернизации "Адмирала Кузнецова"» в контексте: [...] с сайта "Уголок неба" − airwar.ru) http://navy-korabel.livejournal.com/160330.html [...]

Я еще удивился, почему так мало комментариев к посту.

А дело оказывается в том, что автор удаляет 99% комментариев.

Зачем?

Не говорите глупостей.

Удалён один упадническо-ёрнический комментарий и скрыты два более-менее "нормальных", т. к. у меня нет сейчас времени на ответ. Постараюсь ответить в течение дня.

Ремонт "Кузнецова": пролог (1)

Пользователь politruk23 сослался на вашу запись в своей записи «Ремонт "Кузнецова": пролог (1)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ремонт "Кузнецова": пролог (1) [...]

А что действительно можно без особых затрат продолжить проект закрытый четверть века назад? Там ведь ни комплектующих не найти, ни людей, которые в своё время вели проект. Разве не придется проектировать всё заново?

> без особых затрат...

Если Вы не считаете 5 лет работы и 30 млрд руб. "особыми затратами", то я даже не знаю что и ответить. Похоже, что Вы вообще читаете текст через строчку (движкам Ан-70 далеко не четверть века).