Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Военно-морской бум. Часть 2

Продолжение материала от 07.08.2017 (ссылка 1)

РПКСН

На сегодняшний день известно только, что новые "стратеги" (условный шифр "Борей-Б") будут максимально унифицированы с перспективными многоцелевыми ПЛА пр. "Хаски" (ссылка 2). Ранее (2015) гендиректор ЦКБ МТ "Рубин" И. Вильнит говорил: "Наше бюро ведёт проектные проработки по следующей серии. Мы работаем с институтами Военно-морского флота. В соответствии с циклом строительства, эксплуатации и вывода кораблей такие работы спланированы [и уже выполняются]" (ссылка 3).


Главный военно-морской парад в Кронштадте: РКР "Маршал Устинов" и ТАРКР "Пётр Великий", 30.07.2017 (фото из репортажа А. Блинова и И. Дёмкина с mil.ru)


С вступлением в строй восьмого "Борея" (ожидается в 2021 г.) за вычетом трёх лодок пр. 667БДР (средний срок службы которых к 01.01.2021 достигнет 39,8 года) группировка российских МСЯС будет состоять из 14 РПКСН (как в США). Помышлять о сокращении стратегических наступательных вооружений в теперешней международной обстановке было бы несерьёзно, поэтому цифра 14, скорее всего, на неопределённое время станет нормой, а для этого надо будет позаботиться о замене шести 667БДРМ, которые тоже совсем немолоды (к концу срока действия Основ-2030, на 01.01.2030, их средний возраст будет 42,0 года). Так что продолжение строительства РПКСН после завершения серии 955/955А на Севмаше можно считать делом решённым (в том числе во имя осново-полагающего принципа непрерывности кораблестроения).


Многоцелевые ПЛА

По заявлению замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирала В. Бурсука (МВМС-2017) "Опытно-конструктор-ские работы по АПЛ "Хаски", которые являются пятым поколением нашего подводного флота, заложены в ГПВ 2018-2025" (ссылка 4). При этом следует иметь в виду, что проект ГПВ 2018-2025 будет представлен Президенту только в сентябре с.г., а утверждение планируется и вовсе "под ёлочку" (ссылка 5), однако особых опасений по поводу того, что "Хаски" будет вычеркнута из ГПВ лично у меня нет.

Уж в чём − в чём, а в области атомного подплава нам надо решительно стремиться к паритету с США (Британия, Франция, Китай и наши друзья с Индостана тут пока что слишком мелко плавают). Разумеется, построить пол-сотни лодок нам не под силу: после завершения серии "Ясеней" (2023) и ремонта с модернизацией или без наследства СССР у нас будет 7 885/885М, 8 949А/949АМ, 10 971/971М и 2 945А (945 − вряд ли, 671РТМК скоро спишут), итого 27 лодок. Думается, надо держать планку на этом уровне, постепенно обновляя атомные подвод-ные силы − так, чтобы одна наша ПЛА по эффективности равнялась двум "Вирджиниям".

Разумеется, до завершения ОКР и, как минимум, эскизного проекта говорить об облике "Хаски" не имеет смысла. Известны лишь намерения заказчика и конструкторов вооружить новые корабли новыми ракетами (КР "Циркон"), увеличить скрытность минимум вдвое (ссылка 4) и уменьшить габаритные размеры (используя "новые возможности" промышленности) (ссылка 6) − скорее всего, лодки будут однокорпусными.


Неатомные ПЛ

Не за горами те времена, когда аббревиатура ДЭПЛ уйдёт в историю, уступив место НАПЛ (с ВНЭУ), а неатом-ные лодки станут куда более грозным оружием (возможно, американцы очень скоро пожалеют, что отказались от этого направления подводного кораблестроения). Прошла информация, что первой российской НАПЛ с воздухо-независимой энергетической установкой оригинальной конструкции станет уже "Кронштадт" (ссылка 7), но верится с трудом. Более вероятным представляется оснащение ВНЭУ четвёртой и пятой ПЛБ пр. 677, контракт на строительство которых по одной версии "заключат в ближайшее время" (28.06.2017, ссылка 8), по другой − "не раньше осени" (ссылка 9), т.е. самое позднее − ближе к концу 2017 г.

На МВМС-2017 В. Бурсук заявил, что лодки "типа "Лада" станут основным проектом для российских неатомных подводных сил. Серия этих субмарин, по его словам, "будет очень большой"; модернизация пр. 677 предполагает оснащение [их] анаэробными силовыми установками" (ссылка 10). До списания "Читы", "Вологды" и "Новосибир-ска" с учётом безнадёжного "Святителя Николая Чудотворца" и ещё непостроенных тогда шести новых черно-морских лодок группировка наших ДЭПЛ насчитывала (условно) 24 единицы − при равномерном распределении получается по одной бригаде на флот. Очевидно, к этому (а может и к большему) и надо стремиться.

Интересная история получается с "Калиной" (закладка головной лодки ожидается в 2018 г. − ссылка 11). Несмотря на то, что пр. 677 был назван основным, строительство обоих проектов "будет вестись параллельно" (ссылка 12). Другими словами, наши неатомные подводные силы какое-то время будут представлены четырьмя типами ПЛ: 877, 636.3, 677 и "Калина" (правда, с началом ритмичного производства лодок новых проектов 877 должны быстро сойти со сцены). Несмотря на очевидную вредность разнотипицы (о чём не так давно говорилось в материале про ПКР − ссылка 13), главное всё же заключается в том, чтобы лодок на флотах было в достаточном количестве и в боеготовом состоянии.


Авианосцы

"ВМФ будет строить авианосец" (В. Бурсук, МВМС-2017, 01.07.2017 − ссылка 14). Месяцем ранее Д. Рогозин высказался более осторожно: "Я думаю, что решение будет приниматься ближе к 2025 году" (ссылка 15). Однако главный аргумент в пользу строительства нового авианосца содержится в Основах-2030, где довольно мало конкретики, но чётко сказано: "Планируется создание морского авианесущего комплекса" (п. 45) (ссылка 16). С учётом того, что указы президента Российской Федерации обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов и обязательны для исполнения на территории России (ссылка 17), сомнений в том, что мы будем строить авианосцы практически не остаётся. О количестве сейчас говорить не будем (чтобы не сглазить), но понятно, что одним кораблём дело не ограничится.

Примечание: под морским авианесущим комплексом понимается соединении надводных кораблей (авианосец, корабли охранения и суда снабжения), прикрытых подводными лодками, авиагруппа, пункты базирования с необходимой инфраструктурой, центр подготовки экипажей кораблей и авиагруппы и некоторые другие элементы (ссылка 18) (ссылка 19).


Тяжёлые крейсера

Класс крейсеров будет украшать и, главное, усиливать собой ВМФ России ещё минимум 35 лет (по другим данным 30-40), начиная с 2020 г. Именно такой срок службы "назначен" ТАРКР пр. 11442М "Адмирал Нахимов" по окончании среднего ремонта с модернизацией (по сути − перестройки) (ссылка 20) (ссылка 21). Модернизация "Петра Великого" (если она будет выполнена по аналогии с "Нахимовым") продлит этот период ещё на 5-6 лет. Что будет дальше − пока неясно, но уж больно соблазнительно иметь в составе флота несколько плавучих крепостей (скажем, по две на СФ и ТОФ), которые играли бы роль ядра КУГ НСЯС (нестратегических ядерных сил) или кораблей охранения КАГ. Поэтому будем надеяться на возобновление строительства ТАРКР к моменту выработки ресурса 11442М.


Эсминцы

Ложкой дёгтя в бочке мёда стал перенос вправо срока закладки головного эсминца пр. 23560 (шифр "Лидер") − с 2018-2019 (ссылка 22) на 2025 г. По сообщению РИА Новости уже "прошёл согласование эскизный проект... Техническое проектирование... включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы... резка металла для восьми эсминцев начнётся уже в 2018 году" (ссылка 23). Почему так? − кто знает. Возможно, не удалось закончить вовремя некоторые ОКР. Корабль очень сложный − там реактор, С-500 и пр.

В целом, несмотря на 6-7 потерянных лет, новость − радостная, т. к. совсем недавно всё было совсем мрачно. Не успел Шойгу неосторожно заявить о фрегатах пр. 22350 как об основных кораблях ВМФ России (ссылка 24), как небо покрылось тучами из заголовков вроде "Россия отказывается строить новейший эсминец "Лидер" и "Россия больше не может позволить себе океанский флот", несмотря на то, что министр обороны говорил о "ближайшей перспективе", которая в общем случае простирается на 3-5 лет (применительно к ВМФ, скорее всего, на более длительный срок − скажем, лет на 10-15).

О пр. 23560 по понятным причинам известно очень мало. Командование ВМФ отводит им роль "опорных точек в Мировом океане", которые должны обеспечить постоянное присутствие ВМФ России в стратегических важных районах планеты и боевую устойчивость наших корабельных соединений. В прессе гуляют 15-18 тыс. тонн (хотя замминистра обороны по военно-техническому обеспечению Ю. Борисов не так давно называл более скромную цифру − 14 тыс. тонн, ссылка 25), боезапас в две сотни ракет (в установках вертикального пуска) и 7 баллов мореходности (по использованию оружия?).

Коротко о месте постройки "Лидеров". Планы не изменились − корабли будут строиться на новом построечном месте на Северной верфи с той разницей, что это будет не сухой док с эллингом, как планировалось ранее, а крытый горизонтальный стапель, что обойдётся в полтора раза дешевле (ссылка 26).

Примечание. Возникают вопросы по поводу резки металла (за семь лет до закладки!). Проектирование корабля считается законченным после утверждения технического проекта (дальше идёт разработка рабочей конструктор-ской документации для верфи, на которой будет строиться корабль (изменения по сравнению с техпроектом возможны, но, как правило, непринципиальные). Честно говоря, я плохо представляю себе, как будут резать металл по эскизному проекту. А если в техпроекте вдруг решат что-нибудь изменить, например, развал бортов или форму кормовой оконечности? Отправят нарезанный металл на переплавку и будут резать снова? Думается, что резка-2018 − это журналистские фантазии автора материала по ссылке 23.


БПК пр. 1155

В середине 2015 г. (на МВМС-2015) главком ВМФ В. Чирков пообещал, что "все восемь кораблей пр. 1155 и 11551 будут вооружены новыми ракетными комплексами "Калибр" и "Оникс", а срок их службы продлится ещё на 10-15 лет (ссылка 27). Продление срока службы − дело само собой разумеющееся (у нас просто нет другого выбора), в остальном же обещание быстро забылось. На сегодняшний день "Адмирал Трибуц" обзавёлся СУАО "Багира", "Маршал Шапошников" (находящийся в ремонте в Дальзаводе) помимо "Багиры" должен получить ПКРК "Уран" и кое-что ещё (в основном − из РТВ) (ссылка 28), а застрявший в 35 СРЗ "Адмирал Чабаненко", похоже, останется при своих (ссылка 29), хотя не исключено, что кое-что перепадёт и ему. 

В начале 2017 г. речь шла уже о пяти кораблях (возможно, с учётом трёх, названных в предыдущем абзаце) и только об "обновлении систем жизнеобеспечения и радиотехнического вооружения" хоть и в большом объёме (ссылка 30). Наконец, на Главном военно-морском параде голос диктора за кадром обнадёжил всех снова: "На рейде Кронштадта БПК "Вице-адмирал Кулаков". БПК пр. 1155 составляют основу противолодочных сил ВМФ и способны действовать в дальней морской и океанских зонах. На всех кораблях этого проекта будет проведена глубокая модернизация систем вооружения, жизнеобеспечения и радиоэлектронного обнаружения" (ссылка 31, видео, 0:55:01). Будем наблюдать за развитием событий, и параллельно − не терять надежды на восстановление "Харламова", который необходим ВМФ России как воздух (насколько мне известно, главная проблема корабля − в двигателях, и решить её теперь будет не так сложно, как раньше). ¦

Окончание следует
Tags: Строительство ВМФ РФ
Subscribe

  • Топ-13 ВМС стран мира на 01.01.2025

    . Ежегодный перечень ВМС ведущих морских держав с суммарным водоизмещением основного корабельного состава от 100 тыс. тонн. Тема блога −…

  • Топ-13 ВМС стран мира на 01.01.2024

    . Ежегодный перечень ВМС ведущих морских держав с суммарным водоизмещением основного корабельного состава от 100 тыс. тонн. Тема блога −…

  • Топ-12 ВМС стран мира на 01.01.2023 (кораблестроение)

    . Статус морской державы определяется не только количеством, суммарным водоизмещением и боевым потенциалом боевых кораблей основных классов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments

  • Топ-13 ВМС стран мира на 01.01.2025

    . Ежегодный перечень ВМС ведущих морских держав с суммарным водоизмещением основного корабельного состава от 100 тыс. тонн. Тема блога −…

  • Топ-13 ВМС стран мира на 01.01.2024

    . Ежегодный перечень ВМС ведущих морских держав с суммарным водоизмещением основного корабельного состава от 100 тыс. тонн. Тема блога −…

  • Топ-12 ВМС стран мира на 01.01.2023 (кораблестроение)

    . Статус морской державы определяется не только количеством, суммарным водоизмещением и боевым потенциалом боевых кораблей основных классов,…