В условиях не просто острого, но острейшего дефицита боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи (прежде всего − демонстрировать флаг) в удалённых районах Мирового океана, главнокомандование ВМФ вынуждено эксплуатировать то, что есть в наличии, на всю катушку. Результаты подобной работы на износ нам приходится с горечью наблюдать в настоящее время. Заезженными в той или иной степени являются все БНК основных классов, заложенные в СССР, средний возраст которых на сегодняшний день составляет уже 31,8 года. В настоящей записи речь пойдёт о некоторых из них.
1. "Неустрашимого" выводят из дока, ПСЗ "Янтарь", 05.07.2017 (фото из заводской газеты "Вперёд!" от 11.07.2017)
По данным Минобороны, за время службы (передан ВМФ 28.12.1990, флаг поднят 24.01.1993) сторожевик прошёл 120 тыс. миль (5,5 экваторов). На свою крайнюю боевую службу в районах Африканского рога и Средиземного моря один из самых наплаванных кораблей постперестроечного периода вышел 19.03.2013, вернулся 17.10.2013 (ссылка 1). "Пилотная" информация о том, что "Неустрашимый" находится в ремонте в Калининграде, появилась на одном из форумов 28.11.2013, Минобороны подтвердило её только два месяца спустя (24.01.2014 − ссылка 2), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров", сообщивший, что "все работы планируется завершить в августе 2015 года" (ссылка 3).
Дело не заладилось, т. к. объём жизненно необходимых работ явно превышал предполагавшийся. Всё это время (СКР не видел моря 3,8 года) на корабль было просто жалко смотреть. Глядя на опубликованные ранее снимки (фото 3), складывалось впечатление, что его разделывают на металл. Наконец, в ходе повторного докования (05.02-05.07.2017) корабль привели в божеский вид. В заводской газете "Вперёд!" (№12 от 11.07.2017) говорится: "В ходе освидетельствования корпуса корабля было выявлено большое количество дефектов, превышающее перечень, ранее заявленный в ведомости. В частности, пришлось полностью заменить кингстонные ящики, что и сказалось на сроках работ.... По плану корабль должен был покинуть док 7 июня, но этот срок был сдвинут на конец месяца. Чтобы уложится в новые временные рамки, была организована двухсменная работа... На протяжении всех пяти месяцев коллектив работал слаженно и в очень напряжённом режиме" (ссылка 4).
Попутно "Неустрашимый" получил новый бортовой номер (572 вместо 512) (фото 5) − чехарда с неоправданной перенумерацией кораблей ВМФ России продолжается. После вывода из дока СКР "стал у причальной стенки для продолжения ремонтных работ, на очереди − монтаж систем и оборудования" (ссылка 4). Ожидаемый срок передачи корабля флоту (надеюсь, с "Ураном") − ноябрь 2017 г. (ссылка 5).
2. СКР "Ярослав Мудрый"
Второй, гораздо более юный (восьмилетний), из двух имеющихся в наличии сторожевиков пр. 11540 снова пропал. Отслужив весьма эффектную полугодовую боевую службу во второй половине 2016 г. (Аденский залив, СЗМ, Куба) после эпопеи с заменой турбины (благодаря И. Крамнику ставшей известной всей стране), 08.05.2017 корабль прибыл в Кронштадтский морской завод для короткого (до середины июня) рутинного межпоходового ремонта, о чём уже сообщалось ранее (ссылка 6). Предполагалось участие "Ярослава Мудрого" в Главном военно-морском параде в Кронштадте 30.07.2017 (ссылка 7), чего однако не произошло. На сегодняшний день, спустя два месяца после озвученного срока окончания ремонта, какие-либо сведения об СКР отсутствуют. Остаётся предположить, что, как обычно, при дефектации был обнаружен значительный дополнительный объём работ, что и привело к досадной задержке.
3. БПК "Адмирал Чабаненко"
Согласно информации, которой располагает автор блога, крайний выход в море нашего единственного БПК (по сути, эсминца), переданного ВМФ 28.01.1999, состоялся (завершился) 02.11.2012 − 4,8 года назад. В течение нескольких дней "Чабаненко" совместно с "Североморском", Ка-27 и Ту-142 отрабатывал задачи по поиску, обнаружению, классификации, поддержанию контакта, слежению и противодействию ПЛ условного противника с применением противолодочного вооружения; ведению морского боя с надводными кораблями; отражению атак средств воздушного нападения с различных высот и направлений; выполнял артиллерийские стрельбы по морским, береговым объектам и плавающим минам, стрельбы ЗРК, торпедные стрельбы, глубинные бомбо-метания, взаимодействие, совместное маневрирование в сложных погодных условиях и организацию связи между кораблями группировки (ссылка 8). В общем, всё по полной программе.
Есть сведения, что 19.11.2012 при нахождении в пункте постоянного базирования на "Чабаненко" возник пожар, однако их нельзя считать вполне достоверными (ссылка 9, ссылка 11). Доподлинно известно, что на 27.07.2013 корабль был уже выведен в резерв. Две цитаты из интервью врио командира БПК корреспонденту газеты "Вечерний Мурманск": 1) "Ресурс корабля выработан. По плану мы должны стать в ремонт в начале 2014 года. Сейчас экипаж занимается тем, что сам, а в некоторых случаях с помощью береговых специалистов восстанавливает механизмы. Это основная наша задача. Пока корабль находится в резерве, часть экипажа переведена на другие корабли, готовящиеся к выходу в море, а часть отправлена в отпуск"; 2) "Ветераны, заставшие ещё флот времён СССР, утверждают, что даже тогда у кораблей не было столь напряжённого графика плаваний. Недавно в сети я нашёл рисунок, на котором изображены планета Земля и вращающийся по орбите вокруг неё корабль с бортовым номером 650. Это вполне соответствует тому, что происходило с кораблём в прошедшие годы" (ссылка 12, в редакции автора блога).
Уже 01.12.2013 (раньше срока!) "Адмирал Чабаненко" был поставлен на 19-й причал 35 СРЗ "для прохождения среднего ремонта в рамках ГПВ, направленной на поддержание стареющей морской техники и вооружения в состоянии боевой и технической готовности". Событие это тогда представлялось знаковым, т. к. проведение средних ремонтов кораблей ВМФ РФ прекратилось в начале 1990-х по причине отсутствия у Минобороны средств для надлежащего обслуживания техники (ссылка 13, ссылка 14). 13.11.2014 заводская газета "Трудовая вахта" сообщила о планируемом окончании ремонта БПК в 2016 г. (ссылка 15), но затем один за другим последовали "сдвиги вправо" − сначала на 2017 г. (ссылка 16), потом на 2018 г. (ссылка 17), в дополнение к чему прозвучала неуверенность нового гендиректора 35 СРЗ в выполнимости и без того непозволительно затянувшихся сроков (ссылка 18).
Однако, самой обескураживающей новостью, касающейся "Чабаненко", стало недавнее (от 11.08.17) сообщение "Коммерсанта" со ссылкой на анонимный источник в ОСК о якобы задуманной ВМФ модернизации так и не отремонтированного БПК − с заменой РТВ и ПКРК ("Москита" на "Оникс"). Если этим безумным планам будет суждено сбыться, столь необходимый флоту корабль застрянет в ремонте в лучшем случае ещё на 3,5 года − около 1,5 лет уйдёт на разработку Северным ПКБ конструкторской документации и ещё два года на ремонтно-модернизационные работы. Если считать с 01.09.2017, то "Адмирал Чабаненко" выйдет в море не раньше 01.03.2021, а общее время простоя ценной боевой единицы составит 7,6 года. В худшем случае ("Коммерсантъ" сообщает, что по документам госзакупок СПКБ должно передать РКД ЦС "Звёздочка", филиалом которого является 35 СРЗ, до 31.12.2019, а модернизация может занять до трёх лет − ссылка 20 с подачи sam7 с forums.airbase.ru) передача корабля флоту состоится в конце 2022 − начале 2023 г. (простой − 9,4 года). Полный бред (будем надеяться, что это какой-то вброс).
Ремонт "Чабаненко" надо заканчивать в 2018 г. (в авральном порядке, с привлечением квалифицированных "белых и синих воротничков" с других верфей) и отправлять БПК в океан, а лет через 10 интенсивной службы можно будет подумать и о модернизации. В пользу данного тезиса говорят два соображения: 1) корабль ещё молодой (18,5 лет); 2) к 2028 г. судоремонт должен работать как часы.
4. ГРКР "Москва"
Один из символов ВМФ России (одна из самых узнаваемых его "визитных карточек") остаётся прикованным к причалу уже 586 суток или 1,6 года (после боевой службы в Средиземном море 24.09.2015-09.01.2016). Самое большее, на что он сейчас способен − пройти 15 кабельтов на буксире и постоять в парадном строю в День ВМФ на радость почтеннейшей публике. 02.02.2017 "Красная звезда" (центральный печатный орган Минобороны России) сообщила о том, что "в 2018 году северодвинская судоверфь ["Звёздочка"] планирует принять ["Москву"] в ремонт и применить на деле опыт, полученный в процессе модернизации "Маршала Устинова" (ссылка 21). Несколькими днями позднее эту информацию со ссылкой на "несколько информированных источников в военном ведомстве и судостроительной отрасли" подтвердили "Известия" (не слишком авторитетный источник, но всё же) (ссылка 22). Казалось бы, всё ясно и понятно, но...
02-03.08.2017 на Морском форуме Авиабазы представитель "Звёздочки" (об этом знают все, и я не вижу смысла играть в конфиденциальность) поведал миру сногсшибательную новость. Диалог: "Не будет в следующем году "Москвы" в ремонте" − "Нужно же ВТГ делать" − "Будут, но не в следующем году" − "Деньги кончились? Или по техническим причинам?" − "Технических препятствий для постановки "Москвы" в ремонт нет" (ссылка 23, ссылка 24). Несмотря на то, что указанный участник forums.airbase.ru является сотрудником пресс-службы одного из предприятий ОСК и по роду своей деятельности призван формировать положительный образ отрасли в медийном пространстве, в комментариях к моим записям он проявил настолько мрачный взгляд на положение дел в судпроме (вкупе с поучительным тоном), что я зарёкся общаться с ним впредь и не готов принимать за чистую монету то, что он говорит о "Москве".
Да, он вхож в заводоуправление и периодически общается с руководством предприятия-исполнителя, но это не значит, что он в курсе того, какие решения принимаются сейчас и будут приняты завтра завтра ОСК, Главкоматом ВМФ, Министерством обороны и Верховным главнокомандующим. "Москву" надо срочно перегонять на Север, начинать дефектацию и восстановление технической готовности. Если корабль поставят в ремонт в середине 2019 г., при оптимистическом прогнозе сроков его выполнения в три года ("Устинов" провёл на "Звёздочке" 5,5 лет) простой крейсера к моменту вывода из резерва и включения в состав сил постоянной готовности составит не менее 6,5 лет. Мы не можем и не должны позволять себе подобного небрежного обращения с нашим весьма немногочисленным корабельным составом.
Заключение
Конечно же, перечисленные в записи корабли ещё послужат, но надо строить новые. Можно переносить сроки закладки, можно корректировать программу кораблестроения, заменяя один проект другим, но ни в коем случае нельзя отказываться от океанской компоненты ВМФ − авианосцев, крейсеров, эсминцев. Без них Россия перестанет быть великой морской державой и великой державой вообще. ■
2. Широкоформатная версия титульного снимка
3. "Неустрашимый" у набережной "Янтаря", 25.10.2016 (фото Drakon 64 с forums.airbase.ru)
4. "Неустрашимый" в доке №8 ПСЗ "Янтарь", 19.02.2017 (фото
5. "Неустрашимый" в доке №8 ПСЗ "Янтарь", 09.05.2017 (фото eto ya с forums.airbase.ru)
6. "Ярослав Мудрый", Кронштадтский морской завод, 20.05.2017 (фото Марк 76 с forums.airbase.ru)
7. "Адмирал Чабаненко", 35 СРЗ, 20.06.2016 (фото Seven_balls с fleetphoto.ru)
8. ГРКР "Москва" незадолго до военно-морского парада, Севастополь, 28.07.2017 (фото Erne с forums.airbase.ru)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →