?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Надводные силы СФ: Североморск, 23.02.2018
navy_korabel
.
Стратегическое морское супероружие, презентация которого состоялась в ходе послания Президента Федеральному Собранию, производит очень сильное впечатление. Однако, без должного внимания к океанским силам общего назначения наш военный флот со временем полностью превратится в стоп-кран для потенциальных агрессоров, потеряв способность как к достойной демонстрации флага, так и к обеспечению интересов государства в дальних водах с применением военной силы (в виде КРБД, палубной авиации и морской пехоты). Необходимость наращивания океанской компоненты ВМФ России хорошо видна на примере современного состояния Северного флота.


1. "Пётр Великий" и "Маршал Устинов", Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru)


В фоторепортаже, опубликованном на сайте Минобороны 24.02 с.г., можно видеть почти все имеющиеся в распоряжении СФ условно ходовые боевые надводные корабли основных классов: ТАРКР "Пётр Великий", РКР "Маршал Устинов", эсминец "Адмирал Ушаков". БПК "Адмирал Левченко" и (вероятнее всего) "Вице-адмирал Кулаков", БДК "Георгий Победоносец" и  "Кондопога" − ровно половина из 14 единиц, числящихся в боевом составе "С'амого Флота" (1 ТАВКР, 2 ТАРКР, 1 РКР, 1 ЭМ, 5 БПК и 4 БДК). Ещё один безусловно ходовой корабль уже подходит к Североморску − это БДК "Александр Отраковский", заканчивающий межфлотский переход с ЧФ после без малого полугодовой (174-суточной) БС в "Сирийском экспрессе" (встреча запланирована на завтра, с 08:00 до 17:00 − ссылка 1).

Примечание 1. Сумеет ли "Пётр Великий" сходить на боевую службу в 2018 г., до постановки в ремонт с модернизацией по проекту 11442М в 2020 г. (ссылка 2)большой вопрос, зато в отношении "Устинова" (ссылка 3), одного−двух БПК и БДК сомнений нет никаких.

4 из 14 БНК не увидят моря ещё долго: ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (если повезёт − до конца 2020 г.), ТАРКР "Адмирал Нахимов" (до 2021-2022 г.г.), БПК (ЭМ) "Адмирал Чабаненко" (ориентировочно до рубежа 2022-2023 г.г.) и БПК "Адмирал Харламов" (в лучшем случае станет в ремонт после "Чабаненко", в худшем − никогда)*. Пятый выведенный в резерв корабль Северного флота − БДК "Оленегорский горняк", заканчивает восстановление технической готовности в 33 СРЗ в Балтийске, которое, судя по всему, завершится не ранее августа (ссылка 4, №53).

Примечание. *С учётом задержки закладки головного "Лидера", которая должна была состояться до конца 2018 г. (ссылка 5), перворанг "Харламов" необходим флоту как воздух. Насколько известно, БПК вполне ремонтопригоден − он используется в качестве стационарного учебного корабля, на нём есть экипаж, он ухожен ("на развалинах" не стали бы проводить церемонию вступления североморских школьников в Юнармию − ссылка 6).

Несколько слов о "рабочих лошадках" СФ − БПК пр. 1155. О том, что один из запечатлённых в фоторепортаже 1155-х является "Кулаковым", говорит сообщение Минобороны по ссылке 4 и тот факт, что незадолго до Дня защитника Отечества он выходил в море (ссылка 8). "Левченко" определяется невооружённым глазом (б/н 605), однако с ним явно что-то не так. Проведя немало времени в ремонте, он инкогнито показался публике в видеоролике mil.ru (вычислять его пришлось путём умозаключений − ссылка 9) и снова пропал. В общей сложности, сообщений о выходе БПК хотя бы в морские полигоны СФ не было почти три года (ссылка 11). "Североморску" же сам Бог велел поправить здоровье после 212-дневного пребывания на БС в 2017 г. (КОН=0,58). Где он это делает, не сообщается.

Таким образом (по принципу "у кого что болит..."), праздничные фото напоминают о том, что численность БНК ОК СФ (с учётом неизбежных ремонтов) явно недостаточна. Понимая это, главкомат ВМФ в самое ближайшее время планирует усилить наш самый приоритетный флот "Горшковым" и "Касатоновым". Проект 22350 очень хорош − тем более, что в составе СФ кораблей класса "СКР" не было с 2005 г. (ссылка 12). Однако океанскому флоту в первую очередь необходимы перворанги, которые, будем надеяться, начнут поступать на Север с начала 2030-х г.г.



2. "Пётр Великий" и "Устинов", Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru)


3. "Пётр Великий" на причале №7 (надпись на круге) и "Левченко", Североморск, 23.02.2018 (фото с nord-news.ru)


4. Вид с кормы "Пётра Великого" на "Левченко" и "Кулакова" (?), Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru)


5. "Левченко", "Кулаков" (?), "Ушаков", далее − списанные "Гремящие", Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru


6. "Левченко" и "Ушаков", Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru)


7. "Георгий Победоносец" и "Кондопога", Североморск, 23.02.2018 (фото с mil.ru)


8. Североморск (спутниковый снимок Google, 2015)


9. Причалы Североморска: "Пётр" стоит на седьмом, "Гремящие" − на пятом (?), "Харламов" − на третьем (?) (Google, 2015)


  • 1
Красивый репортаж

Репортаж красивый, дела не очень..

Спасибо за репортаж.

Пожалуйста,
хоть он и не совсем мой)

Проект 22350 - 5400т т.е. корабль первого ранга
Для Чабаненко нужно ремонтировать двигатели, сроки окончания ремонта летом 19г. Потом может быть будет время двигателей для Харламова.

Фрегат − корабль 2 ранга. 5400 − полное, стандартное (которое, скорее всего, используется в классификации) − 4500. Был бы рад, если бы "Чабаненко" сдали в 2019 г., но модернизацию пока никто не отменял.

В сети выкладывали картинку, что якобы у Чабаненко в осени 2019г ходовые испытаний

Информация устарела.

перспективы строительства флота

Добрый день! Прежде чем говорить по существу, хотел бы выразить свою благодарность за ваш труд. Всегда внимательно слежу за новыми записями в вашем журнале и с большим интересом их читаю. Сам я по жизни в некоторой степени связан с морем - мой отец моряк, мой дед работал в КБ судостроительного завода в Николаеве, приложил руку к созданию наших последних авианосцев, да и образование у меня морское (хотя я и не пошёл работать по специальности). Вобщем я очень близко к сердцу воспринимаю все горести и успехи нашего флота и всей душой болею за его скорейшее возрождение в океанской ипостаси. Прочтение данной записи навело меня на следующую мысль-предложение - можно ли спрогнозировать темпы выводы из строя текущего состава БНК 1-го ранга и необходимые темпы строительства новых проектов для восполнения убыли? Я понимаю что это будет очень приблизительно и с большим количеством допущений, но всё же. Уверен что специалисту с вашим багажом знаний это будет вполне под силу. Я для себя сделал небольшую графическую иллюстрацию этого прогноза в первом приближении, основываясь на ваших таблицах по составу надводных сил. За основу я взял корабли 1-го ранга, с одной стороны для упрощения, а с другой это наиболее актуальный класс, тк у нас самая печальная ситуация с обновлением этого компонента. По итогу 11 ЭМ и 6 КР - костяк нашего флота, получилось что около 75% этих кораблей были сданы в период с 85-го по 93. Средний срок службы я определил в 45 лет (может я ошибся с цифрой, поправьте меня), тогда выходит что массовая убыль старых кораблей будет происходить в 2030-ых. Также я учёл анонсированную модернизацию наших ЭМ до 2022 с последующим продлением срока службы на 12-15 лет. Кроме того, примерно прикинул когда должно начаться строительство замены (Лидер и пр.), темпы этого строительства с учётом не самой лучшей формы судпрома, доводки головных кораблей и пр. В первом грубом приближении получилось, что если мы начнём строительство в районе 2022 года, то нам придётся хотя бы раз в год закладывать по перворангу на протяжении минимум 13 лет. И это только для того чтобы сохранить наш текущий потенциал, о его увеличении я пока даже не берусь мечтать. Возможно ли это вообще с технологической, экономической, и иных точек зрения? Хотелось бы чтобы мои сумбурные расчёты и мысли дилетанта были оформлены специалистом вашего уровня. Думаю, что такие прогнозы, хотя местами может и неблагодарные, будут интересны подавляющему большинству ваших читателей. Мне видеться что-то в духе настольной карты с которой можно сверяться в будущем, чтобы понимать что же будет происходить с нашим флотом в перспективе, вернёмся ли мы в пул океанских держав или же останемся болтаться на периферии? Со временем этот прогноз можно корректировать, при поступлении новой информации. Заранее спасибо что хоть прочитали мой монолог, надеюсь что вас заинтересует моя мысль как основа для статьи в будущем.

Re: перспективы строительства флота

+,думаю многим такой прогноз был бы интересен,тем более с академическим подходом данного автора.

Re: перспективы строительства флота

Тут нужно понимать одно - как далеко технологически проект нового эсминца уйдет от фрегата проекта 22350.

Если технологически корабли будут на одном уровне, то это сильно упростит задачу по ежегодной закладке, а если Лидер уйдёт хорошо вперед, то мы снова получим долгострой и забитую корпусами достроечную стенку.

И не забываем об одном НО, так и непонятно, что будет выбрано в качестве главной силовой установки. Такое впечатление, что об этом сейчас никто не задумывается, а ведь в России, пока даже на бумаге нет ГЭУ под перспективный эсминец, есть только слухи о возможности проработки вопроса ЯГЭУ. Вопрос по ГЭУ, как показывает пример 22350, очень важный и очень непростой, получается, что даже если Лидер будет генетически идентичным пр.22350, основной проблемой вероятно станет перспективная ГЭУ.

Re: перспективы строительства флота

Не думаю что Лидер по технологиям будет кардинально отличаться от существующих проектов. По сути просто более тяжёлая и автономная платформа, насыщенная современными системами вооружения. Скорее всего в качестве ГЭУ для такого большого корабля выберут ЯСУ, тем более наша промышленность вполне себе дружит с подобными установками, в отличии от ГТД. В любом случае я стараюсь быть реалистом и понимаю что постройка головного корабля будет идти не менее 10 лет, из этого я и исходил когда делал свои прикидки по срокам.

Re: перспективы строительства флота

Я вот лично склоняюсь к тому, что нужно было очертить рамки переходного периода для ВМФ, усиленно клепать на Янтаре проект 11356, одновременно ускоряя 20380, забыть о 20386, далее без фанатизма, но в режиме НИОКР доводить до ума 22350 и 20385, и усиленно восстанавливать боевую готовность действующих кораблей советской постройки. После отказа от поставок дизелей со стороны MTU, отказаться от 21631 и клепать 22800.

А вот дальше, там.., лет через 15, подготовившись технологически, отладив кооперационные цепочки, уже начинать строить океанский флот: 20385/22350/Лидер/УДК/АВ

С технологической и организационной точек зрения подобный подход выглядит очень рационально. К сожалению, не стоит забывать о геополитике, а как показывает история - времени на передышку у нашей страны практически не бывает. Если мы не будем ускоряться, нас просто сомнут (и это не только флота касается)

Нет у нас этих 15 лет.

Судя по тому, как мы строим фрегаты и корветы - 15 лет это ещё очень и очень оптимистично, а ведь, как Вы верно заметили ниже - неопределенность усугубляет и без того непростое положение дел.

Без обид, но Вы невнимательно следите за событиями. Давно утверждён эскизный проект эсминца пр. 23560 с АЭУ, а значит есть и проект АЭУ, элементы которой будут отработаны на ледоколах.

Видимо, да, не все удается отследить...

Здравствуйте.
Прошу прощения, что ответил не сразу.

Спасибо за добрые слова в мой адрес. "Монолог" очень интересный. К сожалению, реализации Вашей идеи в настоящий момент препятствуют два обстоятельства: 1) неопределённость как с имеющимися, так и с перспективными перворангами; 2) отсутствие у меня свободного времени. Надеюсь, что оба фактора не будут длиться вечно)

Спасибо за ответ. Что сказать, я предполагал подобный ответ, но всё же надежда умирает последней) Вы хозяин блога, а мы как читатели можем лишь просить вас прислушиваться к нашим пожеланиям. Я тоже надеюсь что рано или поздно нам будет доступно больше информации и уж тогда мы сможем увидеть таблицу, греющую душу каждого кто болеет за российский флот)

Не боятся, что прилетит всего 1 ракета и уничтожит оба наиболее сильных НК СФ...

Вдруг не прилетит.
Успеют рассредоточиться.

22 июня?
Минометный(?) обстрел Хмеймима?

Я про СВР и СПРН.
P.S. Примеры несопоставимые.


Если прилетит ракета с ядерной боеголовкой, то обратно полетит ядерный же ответ, и на состояние НК СФ всем будет пофиг - весь мир в труху.

А больше ничего такого прилететь не может.

>А больше ничего такого прилететь не может.

Почему - не может? ПВО бдит, и точно не пробдит?

Хорошо, давайте рассмотрим вариант (ядреной) аварии на Петре. Или, как вариант, взрыв при погрузке БК в один из кораблей. Или, как еще один вариант, авария/диверсия при въезде на причал, которая делает невозможным доставку по нему грузов.


А неоткуда и нечем.

Одиночная крылатая ракета - ПВО собьет, да и маловато на два корабля.

Аллахбабах с ПТУРом - даже если и просочится, тем более маловато, такой фигней даже один корабль всерьез не повредить.

>давайте

Неохота мне все рассматривать :)

Потому что все-перечисленное - ненаучная фантастика.

Пототому, что одиночная ракета это бессмысленная глупость.
Бдит. Пробдит один контур, не пробдит другой.
И давно взрывы БК при погрузке случались? В случае взрыва БК там всей бухте угроза и городу в целом
Значит пригонят бульдозер и очистят, на худой конец к соседнему причалу перепаркуют.



>Потому что все-перечисленное - ненаучная фантастика.

Это ядерная авария - ненаучная фантастика? Мало их было на ПЛ СССР?

>И давно взрывы БК при погрузке случались?

Всё случается в первый раз.
Торпеды до Курска не взрывались же? А потом кааак...

>на худой конец к соседнему причалу перепаркуют.

Сколько времени на это уйдет?

  • 1