Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Статистика: корабельный состав ВМС США на 01.01.2018

.
Возобновление темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи – по метке "Статистика".

В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (атомные и неатомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы, литоральные боевые корабли, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т.е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Корабли, переданные флоту (списанные), начиная с 01.01.2018, включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие либо устоявшемуся (традиционному) написанию, либо словарной фонетической транскрипции.




Пять статистических (и прочих) наблюдений:

1. В 2017 г. судпром США передал ВМС одну многоцелевую ПЛА типа "Вирджиния" мод. III, один авианосец типа "Джеральд Р. Форд", два эсминца типа "Арли Бёрк" мод. IIA, один ДВКД типа "Сан-Антонио" и два литоральных боевых корабля (по одному типа "Фридом" и "Индепенденс") − итого 7 единиц суммарным полным водоизмещением 160800 тонн (больше, нежели было у замыкающих Топ-12 на 01.01.2017 Бразилии, Австралии и Испании − ссылка 1). В итоге, несмотря на списание (официальное или неофициальное) сразу 4-х лодок типа "Лос-Анджелес" мод. I, суммарный прирост полного водоизмещения составил 135600 тонн или 4,1% (по большей части, благодаря "Форду").


2. Главным событием 2017 года в области практического кораблестроения (и для США, и в мировом масштабе) безусловно стала передача ВМС авианосца нового проекта, оснащённого электромагнитными катапультами и "вечными" ядерными реакторами, не требующими перезагрузки активной зоны в течение всего 50-летнего срока службы корабля (не считая прочих полезных нововведений).

В связи с этим имеет смысл разобраться с полным водоизмещением как "Форда", так и "Нимица". Официальный сайт ВМС США navy.mil запутал всех (включая автора блога), давая для "Нимица" в одном своём разделе 88000 метрических тонн (ссылка 2),  в другом − целый набор значений от 99800 до 105800 (98235-104112 "длинных" тонн) персонально для каждого корабля серии (ссылка 3). При этом, для засекреченного "Форда" с теми же главными размерениями (Lвл х Bвл х Tпред = 317х40,8х12,5), представляющим из себя, по сути, новый корабль в старом корпусе, приводится "примерно 100000 "длинных" тонн" или 101600 метрических. В итоге, после некоторых размышлений, было решено "назначить" всем авианосцам одинаковое (среднее для "Нимицев") Dполн=103300 тонн, которое хорошо вписывается в диапазон Н. Полмара (ссылка 4) и даёт вполне приемлемый коэффициент общей полноты − 0,62 (как у "Кузнецова").

Необходимо добавить, что после сворачивания в 1992 г. программы NATF (Navy Advanced Tactical Fighter) "ахиллесовой пятой" авианосцев ВМС США являются их авиакрылья, основа которых в ближайшее время (как минимум, 10-15 лет) будет состоять из модернизированных "Супер Хорнетов" (ссылка 5) и новых F-35C. И тех, и других, наверное, можно считать неплохими штурмовиками, но они мало пригодны для ведения воздушного боя (в особенности − ближнего маневренного) с самолётами берегового базирования типа Су-30СМ, Су-35 и Су-57, а также с палубными Су-33. С ожидаемой посадкой на перспективный российский авианосец Су-57К американская авианосная авиация полностью утратит конкурентоспособность. Что касается самолёта 6-го поколения F/A-XX, то пока это всего лишь набор букв.


3. Двумя главными событиями в области планирования военно-морского строительства стали лозунг (иначе не назовёшь) о создании флота из 355 кораблей, объявленный на исходе 2016 г. (15.12), и возобновление строительства фрегатов. Второму вопросу была посвящена отдельная запись (ссылка 6), поэтому остановимся только на первом. Краткая история вопроса в цифрах: в 1952-1955 г.г. численность ВМС превышала 1000 единиц, затем какое-то время колебалась у этого рубежа, опустившись к концу Холодной войны до 513-568 кораблей, а с 2003 г. не дотягивала и до трёх сотен (в 2017 г. − 279 единиц). Предыдущий запланированный уровень мощи ВМС США (force-level goal), сформулированный в марте 2015 г., составлял 308 вымпелов (ссылка 8).

Помимо боевых кораблей основных классов все приведённые цифры включают в себя тральщики, штабные корабли, морские суда снабжения (танкеры и транспорты), буксиры и пр. В декларативном составе флота боевых кораблей основных классов 80%, в реальном и того меньше − на конец 2016 финансового года (30.09) из 275 единиц в ВМС было 204 основных (74%) и 71 прочая (ссылка 9). Чтобы воплотить в жизнь лозунг "355-ship fleet" взамен "308-ship fleet" потребуется добавить в 30-летнюю кораблестроительную программу ещё 57-67 заказов (при условии, что не будут продлеваться плановые сроки службы и заново вводиться в строй корабли, выведенные в резерв).

Справится ли с подобной задачей американский судпром − вопрос второстепенный (надо полагать, что справится), главный же звучит несколько иначе: для чего понадобилось резкое увеличение морской мощи (на 15%, если считать от 308, и на 27%, если от 279) могущественной морской державе, военно-морские силы которой сильнее ВМС всех остальных стран мира вместе взятых (т.е. соответствуют мультидержавному стандарту)?. Несмотря на гиперактивность в области военного кораблестроения, Китай ещё долго (а скорее всего, никогда) не сможет тягаться с Америкой, мы с нашими черепашьими темпами обновления ВМФ − тем более. Казна США не бездонна (особенно, с учётом госдолга), производственные возможности не безграничны − так может быть лучше заняться восстановлением технической готовности, модернизацией и перевооружением того, что есть, а не плодить новые боевые единицы в ущерб имеющимся?


4. Средние и "долевые" значения с прошлого года изменились очень мало (некоторые не изменились совсем): среднее полное водоизмещение (в скобках цифры для 2017 г.) − 16600 (16200) тонн, доля новых кораблей (переданных в течение последних 10 лет) − 22,1% (22,0%) по количеству и 21,2% (19,8%) по водоизмещению, средний возраст − 19,7 (19,7) года без учёта водоизмещения (когда CVN и LCS обладают равным "удельным весом") и 21,0 (21,1) с учётом водоизмещения, средний срок постройки − 3,65 (3,64) года.

Со сроками строительства, однако, дела обстоят не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Официальные даты закладки (keel laying) и передачи заказчику (commission) дают для "Вирджиний" и "Бёрков" 2,72 и 2,79 года в постройке. В то же время известно, что работы на SSN 786 "Иллинойс" и на SSN 787 "Вашингтон" начались за три с лишним года (3,22) до их официальной закладки (ссылка 11), и фактическая продолжительность их строительства в среднем приблизилась к шести годам (5,86). С эсминцами "мухлюют" меньше: DDG 113 "Джон Финн" был заложен всего через 14 месяцев, а DDG 121 "Фрэнк Э. Петерсен мл." − через 10 месяцев после начала работ (ссылка 12, ссылка 13). Впрочем, было бы несправедливо обвинять в подобном невинном шулерстве одних только американцев − им занимаются ВМС всех без исключения стран мира, и навести здесь хоть какой-то порядок вряд ли получится.


5. Для справки: с начала 2018 г. до дня настоящей публикации было передано ВМС ещё три боевых корабля основных классов: ПЛА SSN 788 "Колорадо" типа "Вирджиния" мод. III (17.03), ЭМ DDG 114 "Ральф Джонсон" типа "Арли Бёрк" мод. IIA (24.03) и ЛБК LCS 12 "Омаха" типа "Индепенденс" (03.02). Кроме того, 06.04 ПЛА SSN 698 "Бремертон" типа "Лос-Анджелес" завершила своё последнее развёртывание и в скором времени будет списана.


Ссылка на первоначальный перечень

Tags: ВМС США, ВМС стран мира Статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments