?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Next Entry
Сдаточный график Севмаша до 2035 г. (прогноз)
navy_korabel
Внимание! Откорректированный график − по ссылке.

В самом конце 2012 г. после 11-летнего перерыва (2001, "Гепард") Северное машиностроительное предприятие (СМП, Севмаш) передало ВМФ новую атомную лодку − головной РПКСН пр. 955 "Борей". В следующем году было сдано целых два атомохода (пр. 955 и головной АПКР пр. 885 "Ясень"), в 2014 г. − ещё один "Борей", после чего Севмаш взял довольно продолжительный тайм-аут (до 2019 г.). Уже понятно, что ни к обещанному когда-то 2020 г., ни даже к 2023 г. две серии атомных подводных крейсеров закончены не будут. Севмаш − одна из лучших российских верфей, но крайняя техническая сложность выпускаемой ею продукции не позволяет резко увеличить темп строительства. Попробуем на основании имеющейся (открытой) информации составить сдаточный график СМП на ближайшие 17 лет.

Севмаш 2013 (05) - sevmash.ru (1) - militaryrussia.ru.jpg
Второй "Борей" и головной "Ясень" у достроечной набережной Севмаша, 05.2013 (фото с sevmash.ru с подачи militaryrussia.ru)


При составлении графика автор руководствовался следующими фактами и соображениями.

1. Очередные заказы, строящиеся по усовершенствованным проектам 955А ("Борей-А") и 885М ("Ясень-М") − "Князь Владимир" и "Казань" − будут переданы заказчику в 2019 г. (ссылка 1, ссылка 2). В этом случае, время, проведённое ими в постройке составит около семи и девяти лет.

2. По серийности 955(А) вопросов нет, однако до сих пор непонятно уменьшение серии 885(М) на одну единицу. Число семь, как известно, нацело пополам не делится, в то время как у нас два равноценных океанских флота. Возможно, несправедливость будет исправлена в ГПВ 2018-2027.

3. По заявлению замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирала В. Бурсука, в самое ближайшее время Севмаш должен выйти на темп сдачи в две лодки в год (ссылка 3). Такой темп хорош даже для США, где с 2011 г. усилиями двух верфей ежегодно сдаётся лишь одна ПЛА.

4. Кроме "Бореев" и "Ясеней" СМП строит две ПЛА спецназначения в интересах ГУГИ − "Хабаровск" и "Белгород", которые в отличие от 955А и 885М являются "штучным товаром". С учётом уникальности обоих проектов (09851 и 09852) и сдвига вправо сроков по основной тематике предприятия, можно утверждать, что сделанные ранее оценки продолжительности постройки ПЛАСН (2014-2020 − ссылка 4, и 2012-2018 − ссылка 5) были слишком оптимистичными. В настоящем прогнозе строительство "Хабаровска" и "Белгорода" продлено на два года (с 6 до 8 лет).

5. Передача ВМФ головного корабля следующей модификации "Борея" − 955Б "Борей-Б" − запланирована на  2026 г. (ссылка 6). С учётом серийности новых американских ПЛАРБ типа "Колумбия" (12 единиц в 2042 г. вместо 14 "Огайо" − ссылка 8), для полного обновления наших МСЯС должно быть построено четыре 955Б (при этом, греет душу тот факт, что здесь мы опережаем США примерно на 13 лет).

6. Закладка головной лодки новой серии многоцелевых ПЛА пятого поколения (шифр "Хаски"), по словам того же В. Бурсука, предполагается ориентировочно в 2023-2024 г.г. (ссылка 9), а передача флоту, разумеется, уже за пределами ГПВ 2018-2027 (ссылка 11). В настоящем прогнозе сделано предположение, что головная "Хаски" будет построена за 7 лет и после недолгой (скажем, полугодовой) опытной эксплуатации войдёт в состав СПГ в 2031 г., как и первый серийный корабль, а далее конвейер Севмаша заработает в полную силу (две лодки в год, срок постройки 6 лет*). Таким образом, до 2035 г. включительно будет построено 10 новых ПЛА. В целом же, по мнению автора, ВМФ России должен иметь минимум 24 многоцелевых ПЛА − по две дивизии (2х6) на Севере и Тихом океане.

Примечание. *Согласно заявлению гендиректора СПМБМ "Малахит" В. Дорофеева, помимо технических характеристик, ПЛА пр. "Хаски" будет отличаться [от "Ясеня"] экономической эффективностью − "Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле" (ссылка 12). Поскольку стоимость корабля неразрывно связана со сроками его строительства, ускорение постройки с 8 до 6 лет представляется вполне реальным.

7. С учётом необходимости корректировки проектов по результатам испытаний головных лодок серий 955А и 885М и внесения изменений в конструкцию серийных заказов, в 2020 г., скорее всего, будет сдан только "Белгород", зато в 2021-2022 г.г. автор взял на себя смелость увеличить сдаточную программу до трёх единиц в год. Однако, даже при столь смелом допущении из приведённого ниже графика видно, что завершить строительство "Бореев-А" и "Ясеней-М" в 2021 и 2023 г.г., как предполагалось ранее (ссылка 13), не получится при всём желании.

8. Из-за несвоевременного запуска в производство "Хаски", в 2024-2031 г.г. (на протяжении 8 лет) СМП ожидает недозагрузка по основной продукции (одна лодка в год). Спасти положение тут может закладка восьмого "Ясеня", увеличение группировки МСЯС за счёт четырёх дополнительных РПКСН пр. 955Б и заказ ещё двух-трёх стратегических ПЛАСН пр. 09851. Тем не менее, даже такой далёкий от совершенства предполагаемый сдаточный график Севмаша даёт достаточно оснований для оптимизма в отношении будущего атомных подводных сил ВМФ России.


Севмаш График строительства.jpg


  • 1
Получается, первый серийный 885 застрял

Планы, планами а реально программу перевооружения подплава запороли.
Особенно МАПЛ, и с США пока и близко нельзя сравняться по срокам постройки

Запороли?! Мы только выходим на серийное строительство − не торопитесь делать выводы. Перевооружить подплав − не поле перейти. "Вирджинии" реально строят около 6 лет. 885 гораздо сложнее.

Вирджиния попроще? В чем это заключается? Интересно просто, сам не специалист и близко в этой теме.

Хотя бы в том, что 885 на треть больше "Вирджинии" по надводному водоизмещению (9500 против 7100 т), что нашло отражение в классификации − 885 не ПЛАК (как 971), а атомный подводный крейсер.

Было бы класно, если бы вы вот в подобном виде:

сделали бы, только с разбивкой на штапельный итп периоды.
(это я на основе вашей таблицы сделал)

замечу, что загруженность при таком раскладе варьируется довольно существенно (13-7), может быть в окнах следует ожидать закладки чего еще?

Ценное дополнение к моему графику (возможно, будут правки). Спасибо.

пожалуйста, я вас давно пытаюсь сподвигнуть на такие графики :) помня ваши записи про состояние ПЛ 971 и 949А проектов.

У Севмаша как минимум 3 эллинга крытых. Довольно трудно будет посчитать предполагаемый простой, с учётом ремонтных работ и модернизаций...

Тема записи − обновление атомных подводных сил (ремонты и модернизации − дело "Звёздочки" и "Нерпы"). Да, на СМП три эллинга, но главных два (50, 55) − http://www.sevmash.ru/rus/manufacture/stapel.html

Севмаш откровенно перехвалили (на фоне остальных он конечно молодцом смотрится).
Но по срокам на 885М да 955А они откровенно посыпались.

Будем надеется, что вот эта новость не на пустом месте возникла.
http://tass.ru/armiya-i-opk/5203179
"Президент также добавил, что четко по плану должно идти строительство пяти ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта "Борей"."

И придется им вернутся к первоначальным планам.
Полагаю, что все 955А должны быть построены к 2021 году как это изначально и планировалось.....
ИМХО при грамотном управление трудовыми ресурсами + фактор что смежников приведут всех в чувство в ручном режиме напрямую из АП, вполне реально выдержать все сроки (по мере сдачи заказов у них будет высвобождение рабочих рук, а закладки Хаски и Бореев-Б это уж точно вопрос не ранее чем периода 2023-2025 годов)

Гхм, а с чего Хаски начнут строить за 6 лет всего? По Ясеням у вас довольно реалистично (8 лет). С одной стороны судпром может отчасти восстановится, с другой подводные лодки пятого поколения будут строить впервые.

Здравствуйте.

Первые 4 - по 7 лет.
Далее - читайте Примечание.

Вот ещё что хотел спросить у вас (не в тему, конечно).
На сколько растёт водоизмещение корабля при добавлении оборудования/вооружения?
Т.е. условно - ставим, например, на 22350 дополнительные 16 ячеек УКСК. Сами по себе они весят, скажем, 30 тонн.

Компоновка у боевых кораблей очень плотная. Свободного места ещё для двух УКСК на 22350 нет, надо делать цилиндрическую вставку и корректировать техпроект по полной программе. На салфетке не посчитаешь.

Новость по теме: вместо 4 Бореев-Б после 2023 года будет построено еще 6 Бореев-А

https://flotprom.ru/2018/Севмаш8/

  • 1