Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Сдаточный график Севмаша (прогноз). Вар. 2

.
Причинами корректировки предыдущего графика (ссылка 1) послужили, во-первых, сообщение СМИ об отказе от "Бореев-Б" в пользу "Бореев-А" (ссылка 2), во-вторых, график коллеги mehkek, построенный на основании моего, но с акцентом на продолжительности постройки и количестве одновременно строящихся заказов (ссылка 3). В настоящей записи будут даны новые факты и соображения.

АПКР 885 Казань 2017 (04) 08 (31) - Вести Севмаша 31.jpg
Спуск "Казани" (скриншот из "Вестей Севмаша", №31/2017)


Откорректированный сдаточный график Севмаша построен с учётом следующих новых вводных.

1. В сообщении по ссылке 2 сроки строительства шести новых РПКСН пр. 955А обозначены не совсем корректно. С одной стороны, там говорится, что они "будут построены после 2023 года", с другой − что "строительство новой серии подлодок проекта 955А начнётся... после 2023 г.". Если предположить, что закладка первого "Борея-А" дополнительной серии состоится в 2024 г., и он будет передан ВМФ в 2030 г., между последним 885М и головной "Хаски" образуется сдаточная брешь в четыре года, а цех №55 освободится не ранее 2033-2034 г. (см. п. 3), что представляется неприемлемым. Поэтому сделано допущение, что шестой 955А будет заложен уже в следующем году.

2. По имеющимся данным, возможности стапельно-сдаточного производства Севмаша позволяют строить одновременно 14 атомных подводных крейсеров − 8 в цехе №50 (два дока 302,5х44,4 м с двумя стапельными линиями в каждом − ссылка 4, ссылка 5) и 6 в цехе №55 (один док 373,6х78,0 м с тремя стапельными линиями − ссылка 6, ссылка 4). В настоящий момент строятся 13 заказов, два из которых − на плаву.

3. Как уже говорилось в журнале, в ГПВ 2018-2027 предусмотрено "начальное финансирование" по программе создания нового авианосца (ссылка 8). Также сообщалось, что цех №55 (эллинг №2) изначально предназначался для "постройки в перспективе крупных авианосцев" (ссылка 9). Автор блога продолжает настаивать на том, что самое позднее в начале следующей ГПВ (в 2028-2029 гг.) необходимо заложить сразу два авианосца нового проекта − один на Севмаше для СФ, другой на "Звезде" для ТОФ (Балтийский завод, скорее всего, будет и дальше строить ледоколы, да и стапель его для АВ не то, чтобы мал, но тесноват, а керченский "Залив" вряд ли так скоро восстановит свои компетенции; "Звезду" же собираются запустить на полную мощность уже в 2020 г. − ссылка 11, и к 2028 г. она гарантированно будет готова строить авианосцы). При ориентировочном сроке постройки 75000-тонного АВ 10 лет, стапельный период продлится около 5 лет. С учётом того, что за первым корпусом надо будет закладывать 2-й и 3-й, цех №55 будет занят до 2043 г.

4. Начиная с 2028 г., когда цех №55, как я надеюсь, будет целиком занят авианосной тематикой, для основной продукции СМП останется только цех №50 с четырьмя стапельными линиями (третий крытый эллинг стапельно-сдаточного производства − цех №42 − судя по всему, предназначен для докового ремонта и модернизации подводных лодок специального назначения, для чего не так давно было реконструировано его судоподъёмное устройство (слип) − ссылка 12, стр. 23). Длина стапельной линии цеха №50 недостаточна для размещения на ней одного корпуса 955 и одного 885 (Lнб х Bнб − 170х13,5 и 139х13,0 м соответственно), однако в предлагаемом графике начиная с 2028 г. на стапеле будет не более 1-2 "Бореев-А" и 6-7 "Хаски", причём длина "Хаски" ожидается заметно меньше длины "Ясеня". Кроме того, технология постройки вовсе не предполагает нахождение на стапельной линии двух корпусов во всю длину − один из них может быть собран полностью, другой − состоять лишь из нескольких блок-секций.

5. С добавлением в портфель заказов Севмаша авианосцев обозначенная ранее "норма выработки" две лодки в год (ссылка 13) представляется избыточной − тем более, что представленный на графике выход на схему "одна закладка в год − одна сданная лодка в год" (начиная с 4-й "Хаски") и срок постройки 7 лет (*) позволит насытить кораблями многоцелевые атомные подводные силы до разумно-достаточного уровня (по две дивизии по 6 единиц на СФ и ТОФ − итого 24 ПЛ) до 2045 г. вкл., т. е. в рамках Программы военного кораблестроения до 2050 г.

(*) Помимо ТТХ, "Хаски" будет отличаться от "Ясеня" экономической эффективностью. "Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле" (гендиректор СПМБМ "Малахит" В. Дорофеев − ссылка 14). Поскольку стоимость корабля неразрывно связана со сроками его строительства и размерениями, ускорение постройки с 8 до 7 лет (на год больше, нежели по ссылке 1) и уменьшение длины представляются вполне реальными.


Ниже, для удобства восприятия текста, приведены не потерявшие актуальность факты и соображения из предыдущей записи (прошу прощения за повтор).

1. Очередные заказы, строящиеся по усовершенствованным проектам 955А ("Борей-А") и 885М ("Ясень-М") − "Князь Владимир" и "Казань" − будут переданы заказчику в 2019 г. (ссылка 15, ссылка 16). В этом случае, время, проведённое ими в постройке составит около семи и десяти лет.

4. Кроме "Бореев" и "Ясеней" СМП строит две ПЛА спецназначения в интересах ГУГИ − "Хабаровск" и "Белгород", которые в отличие от 955А и 885М являются "штучным товаром". С учётом уникальности обоих проектов (09851 и 09852) и сдвига вправо сроков по основной тематике предприятия, можно утверждать, что сделанные ранее оценки продолжительности постройки ПЛАСН (2014-2020 − ссылка 17, и 2012-2018 − ссылка 18) были слишком оптимистичными. В настоящем прогнозе строительство "Хабаровска" и "Белгорода" продлено на два года (с 6 до 8 лет).

6. Закладка головной лодки новой серии многоцелевых ПЛА пятого поколения (шифр "Хаски"), по словам замглавкома ВМФ по вооружению В. Бурсука, предполагается ориентировочно в 2023-2024 г.г. (ссылка 20), а передача флоту, разумеется, уже за пределами ГПВ 2018-2027 (ссылка 22).

7. С учётом необходимости корректировки проектов по результатам испытаний головных лодок серий 955А и 885М и внесения изменений в конструкцию серийных заказов, в 2020 г., скорее всего, будет сдан только "Белгород", зато в 2021-2022 г.г. автор взял на себя смелость увеличить сдаточную программу до трёх единиц в год. Однако, даже при столь смелом допущении из приведённого ниже графика видно, что завершить строительство "Бореев-А" и "Ясеней-М" в 2021 и 2023 г.г., как предполагалось ранее (ссылка 23), не получится при всём желании.

8. Даже такой весьма далёкий от совершенства предполагаемый сдаточный график Севмаша даёт известные основания для оптимизма в отношении будущего атомных подводных сил ВМФ России.


Севмаш График строительства (1).jpg

"Неправильный" сдаточный график Севмаша, построенный исходя из условия закладки шестого РПКСН пр. 955А в 2024 году:

Севмаш График строительства (21).jpg
Tags: Атомные подводные силы, Кораблестроение, Севмаш
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments