Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Новый эсминец: пауза

Авторский вариант статьи, опубликованной 21.06.2018 в газете "Взгляд" (ссылка 1).

В одном из своих недавних интервью президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) А. Рахманов косвенно обозначил отказ от строительства для ВМФ России новых боевых надводных кораблей океанской зоны − эсминцев проекта 23560 "Лидер". В ответ на вопрос корреспондента "Известий" о том, почему отказались от их строительства, он ответил "Тут все вопросы к заказчику. Если Минобороны решит, что его ["Лидер"] надо начать строить, − мы возьмёмся за это" (ссылка 2). У скептически настроенного читателя может сложиться впечатление, что в Военном ведомстве с лёгкостью меняют одни непродуманные решения на другие, в то время как на самом деле от строительства эсминцев нового проекта никто и не думал отказываться.


Проектное изображение одного из вариантов перспективного эсминца (21956) − за неимением достоверных изображений 23560 (илл. с сайта Северного ПКБ)


В первоначальном плане деятельности Минобороны России на 2013-2020 гг., касающемуся оснащения современными образцами вооружения, военной и специальной техники, новый эсминец числился в разделе "Разработка перспективных образцов ВВСТ. Принятие на вооружение. Начало серийного производства" (надо полагать, имелась в виду закладка головного корабля) с датой "до 30.12.2018" (ссылка 3).

Согласно годовым отчётам Северного ПКБ, эскизное проектирование эсминца пр. 23560 началось в апреле 2015 г. и к концу следующего года было завершено на 100% (ссылка 4). Разработку техпроекта планировалось начать в июне 2016 г., однако рассмотрение вариантов эскизного проекта затянулось, и его утверждение заказчиком состоялось ориентировочно в июле-августе 2017 г. (ссылка 5), после чего в процессе создания корабля была сделана пауза. Именно так − сделана пауза, а не дан красный свет, ибо без основного корабля океанской зоны полноценного Военно-Морского Флота у России не будет (как не было бы армии без основного танка, а авиации − без истребителя завоевания господства в воздухе). Работа над проектом эсминца была приостановлена по крайней мере по двум причинам.


Сначала фрегаты

Первой причиной стали проблемы со строительством фрегатов. Ещё в 2005 г. был озвучен "замысел командования ВМФ, поддержанный флотской наукой − последовательное создание головных кораблей: сначала корвет, затем фрегат, потом эсминец и далее авианосец" (ссылка 6). Если с корветами, пусть и со скрипом, дела идут (серия 20380/20385 строится на двух заводах, четыре корабля активно оперируют на Балтике и в Северном море, два из них прошли проверку в дальних водах), то постройка фрегатов пр. 22350 была благополучно сорвана заводом-строителем (Северная верфь) и разработчиком ЗРК "Полимент-Редут" ("Алмаз-Антей").

Как известно, головной корабль серии "Адмирал Горшков", строительство которого началось более 12 лет назад, до сих пор не передан флоту. Ещё три корпуса находятся в достройке и на стапелях, однако с 2013 г. не было заложено ни одного нового фрегата и, скорее всего, несмотря на заявление о серийности 22350 в шесть единиц (ссылка 8), заложено уже не будет. Вместо них предполагается строить улучшенную модификацию "Горшкова", которую называют 22350М (хотя по принятой пятизначной системе индекс должен быть 22351 или типа того).

Информации о новом проекте очень мало: он будет иметь большее водоизмещение и лучше вооружён. Возможно, новый фрегат будет даже океанской зоны (мини-эсминец) и, как это ни парадоксально, первого ранга (по имеющимся данным, более 5000 тонн нормального или стандартного водоизмещения). Не исключено, что заказ на серию 22350М разместят на двух верфях − Северной (СПб) и ПСЗ "Янтарь" (Калининград) (ссылка 9), что было бы очень хорошо, поскольку на "Янтаре" умеют быстро строить корабли. В целом, как это ни обидно, в ГПВ 2018-2027 помимо атомных и неатомных подводных лодок вошли в основном фрегаты и корабли "береговой обороны" (ближней морской зоны), отсрочив создание надводной океанской компоненты ВМФ на 7-10 лет.


Новый стапель

Другой весомой причиной приостановки работ по созданию нового эсминца стало отсутствие подходящих построечных мест. О главных размерениях пр. 23560 можно лишь догадываться. Наиболее достоверное водоизмещение известно от бывшего замминистра обороны по военно-техническому обеспечению Ю. Борисова − 14 000 тонн (ссылка 11). При подобном полном водоизмещении главные размерения должны быть близки к следующим − длина наибольшая 199 м, ширина наибольшая 22,5 м, осадка средняя 6,8 м (получены методом подстановки для коэффициентов теоретического чертежа, соизмеримых с аналогами, в частности − с ракетными крейсерами пр. 1164).

Крытые эллинги Севмаша (Северодвинск) в настоящий момент целиком и полностью заняты атомной подводной тематикой ("Бореи", "Ясени", ПЛА спецназначения), судостроительный комплекс "Звезда" на Дальнем Востоке ещё не готов, керченский "Залив" ещё не восстановил свои компетенции (и случится это нескоро), производственные возможности "Янтаря" ограничены габаритами передаточного (спускового) дока − длина до 170 м, петербургский Балтийский завод плотно занят атомными ледоколами, стапельные места действующего эллинга Северной верфи позволяют строить заказы с той же наибольшей длиной, что и на "Янтаре".

В самом конце прошлого года между Северной верфью и Метростроем был подписан долгожданный контракт на строительство стапельной площадки (вместо планировавшегося ранее сухого дока) с двухпролётным эллингом размером 250х140 м со сроком окончания работ в I кв. 2019 г. (ссылка 12). Активная фаза работ должна была начаться в апреле с.г. (ссылка 13) и, судя по опубликованным спутниковым снимкам, она уже началась (ссылка 14). Новый эллинг в Санкт-Петербурге, в котором "для разогрева" сначала планируется построить два десантных вертолётоносца (УДК) (ссылка 15), снимет с повестки дня вопрос "где строить "Лидеры"?", однако для ускоренной постройки серии для двух флотов необходима ещё одна верфь, которой в идеале может стать ССК "Звезда".


23560: факты и догадки

Предположительные главные размерения нового эсминца приведены выше. Они близки к размерениям малопривлекательного внешне концепт-проекта Крыловского научного центра, пагодообразная надстройка которого вызывает ассоциации с японскими линкорами Второй мировой войны, однако растиражированное в СМИ водоизмещение (17 500 т) явно завышено. Озвученные же Ю. Борисовым 14 000 т хорошо вписываются в общемировую тенденцию увеличения водоизмещения основных надводных кораблей океанской зоны. Малосерийный (пока что малосерийный) "Зумвальт" весит 16 000 т, китайский Type 055 − порядка 12 000 т, даже версия III блистательного "Арли Бёрка" (самого лучшего и самого массового эсминца современности) вплотную приблизилась к 10 000 тонн.

Уже известно, что из двух вариантов главной энергетической установки (газотурбинной и атомной), предложенной заказчику проектантом, выбрана атомная ГЭУ (ссылка 16), которая позволит "Лидерам" чувствовать себя комфортно как в дальнем одиночном плавании (в мирное время), так и в составе корабельных авианосных и ударных групп (во главе с атомными авианосцами и ТАРКР пр. 11442М).

О составе вооружения пр. 23560 можно судить только по концепт-проекту КГНЦ, однако здесь, в отличие от формы надстройки, фантазия его авторов, надо полагать, была всё же ограничена требованиями ВМФ (назовём это аванпроектом ТТЗ). Если так, то, согласно рекламным материалам, представленным на "Армии-2017", "Лидер" будет нести порядка 200 ракет различного назначения (128 ЗУР ПВО и ПРО, 64-72 КРБД, ПКР и ПЛУР), 130-мм АУ (возможно даже 152-мм − А.Ш.), два вертолёта и пр. (ссылка 17).

Что касается новых сроков выполнения программы создания нового эсминца, то есть информация, что его техническое проектирование (основной этап разработки проекта, в ходе которого подтверждаются и детализируются решения принятые в эскизном проекте) начнётся после 2020 года, а постройка головного корабля − ориентировочно в 2025 г. (ссылка 15) (для скорейшего обновления основного корабельного состава ВМФ России очень хотелось бы, чтобы одновременно началось строительство двух заказов на СВ и двух − на "Звезде").

По поводу серийности эсминцев пр. 23560 есть данные, что сначала планировалось заказать 12 кораблей (по шесть для СФ и ТОФ), затем это количество было сокращено до восьми единиц (четыре плюс четыре) (ссылка 18). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что серийность эсминцев определяется тем же критерием, что и серийность авианосцев (ссылка 20), а именно − наличием двух КАГ, постоянно находящихся на БС (одна из состава СФ, другая − ТОФ) и обеспечивающих проекцию силы на любой район Мирового океана.

Количество эсминцев в КАГ должно быть не менее двух при наличии в ёё составе ещё, скажем, четырёх больших фрегатов пр. 22350М. Четыре ЭМ на боевой службе означает 12 в боевом составе ВМФ (с учётом 4-х в готовности сменить тех, кто на БС, и 4-х в ремонте). Иначе постоянного присутствия не будет.


Трудности классификации

В заключение − немного семантики. Эсминец − это эскадренный миноносец, т.е. миноносец, способный действовать в составе эскадры (на переходе морем и в бою). Эсминцы появились незадолго до Русско-японской войны и предназначались в частности для охранения крупных боевых кораблей от атак миноносцев, отсюда их оригинальные названия − контрминоносцы или истребители. В других европейских языках второй вариант используется до сих пор (англ. destroyer) и совсем не входит в противоречие со здравым смыслом. В русском же флоте термин "истребитель" некоторое время был в ходу, но не прижился − "эсминец" сочли более уместным и благозвучным.

Всё было хорошо, пока главным оружием эсминцев были мины, точнее − самодвижущиеся мины (торпеды). Однако с принятием на вооружение крылатых ракет КСЩ и вступлением в строй вооружённого ими эсминца "Бедовый" (1958) явственно обозначился смысловой диссонанс. Чтобы привести в соответствие основное вооружение и класс, в 1966 г. все ракетные эсминцы (пр. 56М и 57бис) переклассифицировали в большие ракетные корабли (БРК), но всего через 10 лет было начато строительство новой серии эскадренных миноносцев (пр. 956 "Сарыч").

Применительно к "Лидеру" с крейсерским водоизмещением и огромным ракетным боезапасом "эсминец" и вовсе режет слух. Некоторым оправданием в данном случае может послужить трепетное отношение военных моряков к морским традициям. Ну или если Главный штаб ВМФ принял решение зарезервировать класс "крейсер" для ещё б'ольших, нежели 23560, кораблей, которые рано или поздно вполне могут сменить тяжёлые атомные ракетные крейсера пр. 11442М "Пётр Великий" и "Адмирал Нахимов".


P.S. Через месяц после того интервью Рахманова, в котором якобы "отказались от "Лидеров", замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал В. Бурсук как ни в чём ни бывало сообщил о скором (после 2020 г.) начале строительства новых эсминцев (ссылка 21, стадии проектирования − "испорченный телефон").
Tags: Эсминцы пр. 23560
Subscribe

  • 2020: частично честная приёмка

    . Не так давно, в записи, посвящённой итогам 2019 года, в блоге выражалось удовлетворение наметившейся положительной тенденцией в отношениях…

  • 20385 с Д500

    . Корветы семейства 20380 − пока немногочисленные, но только пока − стали настоящим украшением ВМФ России, который они…

  • Урок "Маккейна"

    . 24 ноября с. г. в седьмом часу утра по Москве БПК ТОФ "Адмирал Виноградов" чуть было не повторил героическое деяние СКР…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • 2020: частично честная приёмка

    . Не так давно, в записи, посвящённой итогам 2019 года, в блоге выражалось удовлетворение наметившейся положительной тенденцией в отношениях…

  • 20385 с Д500

    . Корветы семейства 20380 − пока немногочисленные, но только пока − стали настоящим украшением ВМФ России, который они…

  • Урок "Маккейна"

    . 24 ноября с. г. в седьмом часу утра по Москве БПК ТОФ "Адмирал Виноградов" чуть было не повторил героическое деяние СКР…