Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Статистика: корабельный состав ВМС Китая на 01.01.2018

.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав (ссылка 1).

В представленном статистическом исследовании учтены боевые корабли основных классов (атомные и неатомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы, литоральные боевые корабли, мореходные десантные корабли) полным водоизмещением от 2000 тонн (надводным от 1000 тонн), т.е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Корабли, переданные флоту (списанные), начиная с 01.01.2018, включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие либо устоявшемуся (традиционному) написанию, либо словарной фонетической транскрипции.

Часть текста в отредактированном виде была опубликована в газете "Взгляд" 13.07.2018 (ссылка 2).



Девять статистических (и прочих) наблюдений:

1. Для начала необходимо разобраться с корабельным составом атомных подводных сил ВМС НОАК и исправить неточности, допущенные в предыдущих записях на эту тему (ссылка 3, ссылка 4, ссылка 5). Первая китайская ПЛАРБ (1987) и единственная пр. 092 (б/н 406), судя по всему, списана или выведена в резерв. Из авторитетного The Military Balance лодка пр. 092 исчезла в 2016 г., однако это не означает, что её вывод из состава флота произошёл годом ранее (на обложке MB указывается год, следующий за отчётным), просто в 2015 г. стал окончательно ясен статус ПЛАРБ. Ресурс Global Security предполагает, что списание 092 могло произойти ещё в 2011 г. (ссылка 6).

На конец 2017 г. китайские МСЯС располагали (и располагают сейчас) четырьмя ПЛАРБ пр. 094 − в этом единодушны и MB 2018, и Jane's Fighting Ships 2017-2018 (с подачи CRS ссылка 8). Согласно JFS, лодки пр. 094 были переданы ВМС в 2007, 2010, 2012 и 2015 гг. и ещё одна должна войти в состав ВМС НОАК в 2018 г. В феврале 2014 г. в сети были опубликованы снимки трёх ПЛАРБ в заливе Ялонг на острове Хайнань (ссылка 9 с подачи militaryparitet.com)фотографии нечёткие, но ПЛ выглядят похожими друг на друга. В июле 2016 г. в сети появилось первое фото модификации 094A (ссылка 11), отличающейся несколько более высоким ракетным отсеком, скруглением угла между носовой стенкой и крышей ограждения рубки (выдвижных устройств) и модным приливом в месте носового притыкания ОВУ к корпусу (ссылка 12). Наиболее отчётливо новый ракетоносец был показан в репортаже с морского парада 12.04.2018 (ссылка 13). Таким образом, уточняя сказанное, можно предположить, что ВМС НОАК располагают тремя ПЛАРБ пр. 094 и одной 094А.

Водоизмещение лодок пр. 094 определено пересчётом с наиболее близких к ним по архитектурно-конструктивному типу РПКСН пр. 667БД. По данным FAS, длина китайских ПЛАРБ по конструктивной ватерлинии близка к 133 м (ссылка 14). У наших подводных крейсеров, согласно справочнику Ю. Апалькова, Lнб=155 м, Lвл=152 м (посчитано по боковому виду), Dнадв=10500 т, Dподв=13600 т. Пересчёт по Lвл даёт для 094 Dнадв=9200 т, Dподв=11900 т (при условии, что ПЛАРБ пр. 094 также спроектированы по двухкорпусной схеме, что весьма вероятно). Надводное водоизмещение 094А увеличено на 100 тонн (по аналогии с его приростом при переходе от 667БД к 667БДР).


2. Согласно The Military Balance 2018, в составе ВМС НОАК до сих пор находятся три из пяти ПЛА самого первого проекта китайских многоцелевых атомных лодок (091) средним возрастом 29,6 года (правда, с оговоркой "операционный статус неясен"). Все они (по другим данным, две из них) относятся к "удлинённой" модификации базовой версии (Dнадв = 4500 х 1,016 = 4600 т согласно JFS 2009-2010). Особой ценности они не представляют − это как если бы в составе ВМФ России оставались ПЛА пр. 627(А) или самые первые 671.

Лодки второго поколения пр. 093 претерпели несколько модернизаций (ссылка 15 с подачи imp_navigator). Две ПЛА базовой модификации (с прямоугольным в боковой проекции ограждением рубки) были переданы ВМС в 2006 и 2007 гг., после чего последовала длительная пауза. Любопытная история развития семейства 093 содержалась в недавно отредактированной статье китайской Википедии − там говорилось, что лодки следующей модели (093A) с приливом у носовой стенки ОВУ и скруглением его верхнего переднего угла (как у 094A) являются не вновь построенными, а модернизированными в 2012 г. ПЛА пр. 093 (б/н 407, 408), после чего в 2015 г. в серию пошёл пр. 093B с небольшим возвышением над палубой сразу за ОВУ (китайцы поэтично называют его "панцирем черепахи" − надо полагать, что это крыша ракетного отсека для противокорабельных крылатых ракет, как принято считать, YJ-18 − аналогов наших 3М54), и сейчас в строю находятся три лодки этого типа (б/н 413-415) − итого пять ПЛА пр. 093A/093B (ссылка 16).

В отличие от китайских источников (включая тайваньские), англоязычные издания подразделяют пр. 093 на две модификации − собственно 093 и 093A. Некоторые из них, например, ежегодный отчёт Минобороны США (DoD) Конгрессу, оставляют индекс 093B для ПЛА, которые должны появиться в течение ближайших десяти лет и нести помимо более совершенных ПКР ещё и малозаметные КР класса "корабль-берег" (ссылка 21, стр. 24). Согласно JFS 2017-2018 (via CRS), после паузы, в 2016 г., сдали сразу две лодки. Фото одной из них (с ракетным отсеком) появились в сети в середине того же года, 12.04.2018 две таких же ПЛА продемонстрировали на параде в Южно-Китайском море, а 11.06.2018 ещё две (если не те же самые) − в ходе посещения Си Цзиньпином базы Северного флота ВМС НОАК (ссылка 13).
                     
В отчёте DoD 2017 среди уже построенных фигурируют две лодки пр. 093 и четыре пр. 093A, в MB 2018 − тоже (правда, с "неясным операционным статусом"), JFS 2017-2018 (via CRS), в котором отсутствуют данные за 2017 г., утверждает, что в общей сложности ожидаются те же самые шесть ПЛА. В итоге, предположим, что дела обстоят следующим образом: на начало 2018 г. в составе ВМС НОАК было три лодки пр. 091, две пр. 093, модернизированных до уровня 093A (с целью снижения шумности), и четыре пр. 093B, две из которых были переданы флоту в 2017 г. По причине отсутствия достоверных данных надводное водоизмещение 093A принято равным ПЛАБ пр. 671РТМ с такими же главными размерениями (4900 т) с округлением до 5000 т, 093B − увеличено на 500 т ("врезка" ракетного отсека).


3. С неатомными подводными силами тумана немного меньше, но и тут его хватает. Если не вдаваться в детали, в составе ВМС НОАК находится четыре типа ПЛ − 035, 877/636, 039 и 039A/B/C. С российскими проектами, пр. 039 (созданным на базе французской "Агосты") и 039A* проблем нет − их число из года в год остаётся неизменным (12, 13 и 4 соответственно, хотя MB упорно продолжает настаивать, что 039 у Китая 12 штук). Сложности возникают при подсчёте безнадёжно устаревших ДЭПЛ пр. 035 нескольких модификаций (китайская версия советских средних ПЛ пр. 633, построено 23 единицы), которые планомерно заменяются лодками пр. 039A/B/C (по данным Global Security, последние три года − по одной в год по достижении срока службы в 25 лет − ссылка 17). MB 2018 даёт 11 Type 035 в строю, хотя по другим имеющимся данным (вкл. китайскую Википедию − ссылка 18) их должно быть 14.

Примечание. *С обозначением пр. 039A/B/C произошло то же недоразумение, что и с нашими 20386 и 11711. Последняя цифра (буква) должна обозначать модификацию исходного проекта, в то время как уродец 20386 − это принципиально новый проект, не имеющий ничего общего с 20380 и 20385 − точно так же, как 11711 с 1171, а 039A/B/C с 039. НАПЛ пр. 039A/B/C представляют из себя причудливый гибрид российской 636 (архитектурно-конструктивный тип кроме традиционного китайского "оперения") и шведской "Готланд" (ВНЭУ на основе двигателя Стирлинга). Было бы правильнее обозначать их 041, но, как утверждают в zh.wikipedia, в КНР такого индекса нет.

Количество построенных лодок пр. 039A/B/C в различных источниках колеблется от 13 (MB) до 18 (zh.wikipedia). Наиболее достоверным представляется число 17. JFS 2017-2018 (via CRS) даёт такую статистику по годам: 2006 − 1, 2009 − 2, 2010 − 1, 2011 − 3, 2012 − 5, 2015 − 2. По 2017 г. данных нет, однако в самом начале года Jane’s Defense Weekly опубликовал фото трёх ПЛ, достраивающихся на плаву в Ухани, которые согласно данным с одного из форумов были спущены на воду ориентировочно 12.12.2016 (ссылка 20 − репост, оригинал недоступен). С учётом того, что подводные лодки спускаются на воду в высокой степени технической готовности, а достройка на плаву шести ДЭПЛ пр. 636.3 для ЧФ на Адмиралтейских верфях заняла в среднем 7,3 мес., можно утверждать, что запечатлённые на снимке ПЛ были приняты в состав ВМС НОАК в 2017 г. 17 лодок из запланированных 20 даёт и DoD 2017 (хотя, документ, составленный 15.05.2017, вероятнее всего, несколько торопил события) (ссылка 21, стр. 24).

Суммарная численность китайских неатомных подводных сил также сильно разнится в зависимости от источника − MB 2018 даёт 48 единиц, DoD 2017 − 54 (ссылка 21, стр. 94). В настоящем исследовании с учётом всех оговорённых допущений (включая и то, что на 01.01.2018 в строю находились все ПЛ пр. 035 моложе 25 лет) она принята равной 56, что примерно соответствует трём бригадам российского образца (по 6 ПЛ) на каждом из трёх флотов ВМС НОАК (Северном, Восточном и Южном), хотя есть сведения, что лодки сведены в 3х2 флотилии ПЛ (ссылка 22).


4. В 2017 г. ВМС НОАК получили четыре БНК ОК − два эсминца пр. 052D и два фрегата пр. 054A. С учётом двух ПЛА пр. 093B, трёх НАПЛ пр. 039C, предположительно переданных флоту, и одной предположительно списанной ДЭПЛ пр. 035, суммарное (полное) водоизмещение боевых кораблей основных классов китайских ВМС увеличилось на 39 400 тонн (5,1%) и достигло 816 000 тонн при 172 единицах общей численности корабельного состава. Для сравнения: прирост ВМС США за тот же период составил 135 600 тонн (4,1% с учётом 4-х списанных ПЛА типа "Лос-Анджелес"), 76% из которых приходится на "Форда" (в сумме 208 вымпелов и 3 457 400 т) (ссылка 23); прирост ВМФ России − 6 400 тонн (0,8%), а именно − СКР "Адмирал Макаров" и корвет "Совершенный" (в сумме 104 вымпела и 779 900 т).

5. Средние и "долевые" значения с прошлого года изменились очень мало (некоторые не изменились совсем): среднее полное водоизмещение (в скобках цифры для 2017 г.) − 4700 (4700) тонн, доля новых кораблей (переданных в течение последних 10 лет) − 39,5% (38,4%), средний возраст − 12,6 (12,3) года. Со сроками строительства дела обстоят столь туманно, что они не рассматриваются вовсе.

6. Стало известно об исключении из состава ВМС в 2015 г. и передаче морской полиции (береговой охране) Китая трёх самых старых фрегатов пр. 053H2G (последний, четвёртый из них, был исключён уже в 2018 г. и, по одним данным, будет передан Камбодже, по другим − морской полиции). Также в 2018 г. были списаны два из 10 фрегатов пр. 053H3, которые, как сообщается, пополнят ВМС Бангладеш, а в 2012 − один из трёх ТДК пр. 072, переданный Даляньской морской академии, вероятно, для использования в качестве учебного корабля.

7. Два самых впечатляющих проекта китайского военно-морского строительства на начало года ещё не были реализованы (и не реализованы до сих пор), но их завершение уже не за горами. Речь идёт о первом авианосце, строящемся в Китае с нуля (пусть и на базе советского пр. 11436), и о первом большом эсминце крейсерского водоизмещения (порядка 12 000 тонн полн.). Авианосец пр. 001A (предположительно названный "Шаньдун") 13.05-19.06 прошёл заводские ходовые испытания (ссылка 24) и, возможно, будет передан ВМС до конца 2018 г. Головной эсминец пр. 055 был спущен на воду 28.06.2017, первый серийный − 28.04.2018, ещё два − 03.07.2018. Есть информация, что на двух верфях (в Шанхае и Даляне) строится в общей сложности шесть кораблей данного проекта с ожидаемым сроком окончания строительства с начала 2019 до середины 2021 гг. (ссылка 25). Ещё один знаковый проект − УДК пр. 075, соизмеримый по водоизмещению с "Америкой" (порядка 40 000 тонн), начат постройкой в I кв. 2017 г. с предполагаемой передачей флоту в конце 2021 г.

8. В 2018 г. китайский судпром планирует передать ВМС первый авианосец собственной постройки пр. 001A (пусть и на базе советского пр. 11436), три эсминца пр. 052D, три фрегата пр. 054A и один ДВКД пр. 071. В результате, даже без учёта ПЛ, о которых ничего не известно (хотя, возможно, будет сдано ещё несколько 039C) и без больших (ориентировочно, 12000-тонных) эсминцев пр. 055 (головной, как уже говорилось, должен вступить в строй в начале 2019 г.), прирост ВМС НОАК составит не менее 118 700 тонн (14,5%). Таким образом, по годовому объёму военного кораблестроения (БНК ОК) Китай уже выходит на уровень США. С учётом того, что очередные авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" планируются к передаче ВМС в 2024 и 2027 гг., а китайцы уже строят свой третий АВ, первый УДК, сравнимый по размерам с американскими, и не менее шести эсминцев крейсерского водоизмещения, КНР будет периодически надевать майку лидера в гонке морских вооружений, развивающейся у нас на глазах по воле политбюро КПК.

9. Для справки: с начала 2018 г. до дня настоящей публикации ВМС НОАК был передан только один боевой корабль основных классов − фрегат пр. 054A "Жичжао" (12.01), о ПЛ сведений нет.


В таблицу включены только те данные, которые по той или иной причине изменились по сравнению с предыдущей таблицей (по данным на 01.01.2016 − ссылка 4).

Tags: ВМС Китая, ВМС стран мира Статистика 2018
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments