.
Интервью гендиректора Цента судоремонта "Звёздочка" С. Маричева от 25.07 в части информативности безусловно не оправдало ожиданий − не были озвучены сроки окончания ремонта "Леопарда" и "Волка" (первый стоит в заводе уже семь лет, второй − без малого четыре), осталась за кадром "Москва". Интерес вызывает официальное подтверждение приостановления в 2015 г. контракта на ремонт "Карпа" и "Костромы" (до сих пор об этом говорили только анонимные источники и участники профильных форумов) и кое-какие подробности о ремонте "Кузнецова".

ТАВКР "Адмирал Кузнецов" в ремонте в 35 СРЗ (фото, опубликованное 20.07.2018 на китайском сайте m.weibo.cn, via hufden)
Интервью гендиректора Цента судоремонта "Звёздочка" С. Маричева от 25.07 в части информативности безусловно не оправдало ожиданий − не были озвучены сроки окончания ремонта "Леопарда" и "Волка" (первый стоит в заводе уже семь лет, второй − без малого четыре), осталась за кадром "Москва". Интерес вызывает официальное подтверждение приостановления в 2015 г. контракта на ремонт "Карпа" и "Костромы" (до сих пор об этом говорили только анонимные источники и участники профильных форумов) и кое-какие подробности о ремонте "Кузнецова".

ТАВКР "Адмирал Кузнецов" в ремонте в 35 СРЗ (фото, опубликованное 20.07.2018 на китайском сайте m.weibo.cn, via hufden)
Часть I. Обвинительная
Строго говоря, гендиректор ЦСЗ тянет одеяло на себя. Наименование "Звёздочка" ассоциируется прежде всего с головным предприятием, специализирующимся на ремонте атомных подводных лодок и расположенном в Северодвинске, в то время как "Кузнецов" будет ремонтироваться и модернизироваться в Мурманске − главным образом в 35 СРЗ и частично в 82 СРЗ (докование в ПД-50). Волею судеб 35 СРЗ стал филиалом "Звёздочки" (хотя сама необходимость создания центра судоремонта с предприятиями, разбросанными по всей стране, вызывает вопросы), и у гендиректора ЦСЗ есть формальное право говорить "мы будем ремонтировать ТАВКР". Кроме того, "заявленный объём работ таков, что специалистов 35 СРЗ попросту не хватит для его выполнения [в пиковый период на корабле будет работать до 2000 человек с большой долей командированных]. Придётся отправлять в Мурманск работников головного предприятия из Северодвинска". По кадрам вопросов нет − "мы" звучит здесь вполне уместно, чего не скажешь об управлении.
Интервью Маричева ненавязчиво внушает читателю, что на "Звёздочке" всё хорошо. На самом деле там всё очень плохо − за исключением ремонтов по техническому состоянию (ВТГ) 667БДРМ и 949А, которые худо-бедно выполняются в срок (тут без вариантов полетели бы головы). "Звёздочка" работает настолько скверно, что воспринимается примерно так же как ДВЗ "Звезда" (не путать с ССК "Звезда", строительство которого ещё не закончено) или Северная верфь до Пономарёва, то есть как позор отечественного кораблестроения.
Гендиректор "Звёздочки" говорит о нерешённом вопросе с финансированием ремонта с модернизацией ПЛАК пр. 971. Было бы интересно знать, докладывал ли он (на пару с главкомом ВМФ) Министру обороны и Верховному главнокомандующему о том, что на Тихом океане у нас одна (всего ОДНА) боеготовая многоцелевая ПЛА ("Кузбасс"), в то время как две лодки ТОФ ("Самара" и "Братск") уже почти четыре года (с 26.09.2014) подпирают причалы в Северодвинске в ожидании ремонта. Было бы интересно знать, кто-нибудь докладывал Верховному, что от легендарной "звериной" дивизии (24 дпл) в строю остался, по сути, один "Гепард", который вместе с "Северодвинском" и отремонтированными на "Нерпе", несмотря ни на что, "Псковом" и стареньким "Обнинском" и составляет все некогда могучие атомные подводные силы Северного флота. Было бы интересно знать, осведомлён ли ВВП о том, что "Звёздочка", послав куда подальше свою основную тематику, занимается строительством (!) "интересных" судов обеспечения (с финансированием которых проблем нет!), серийно ремонтирует ДЭПЛ ВМС Индии (вместо небоеготового "Ярославля" и других лодок 161-й бригады СФ) и загружает дочернюю "Нерпу" утилизацией атомных ледоколов, т.е. подрывает обороноспособность страны.
Коль скоро и Маричев, и Королёв доросли до уровня государственных мужей, то и мыслить, и действовать они должны по-государственному − на благо России и её Вооружённых сил. Если наверху неправильно понимают приоритеты Военно-Морского Флота (по неведению или идя на поводу чиновников, преследующих свои корпоративные интересы), и глава ЦСЗ (у которого на руках в общей сложности шесть многоцелевых ПЛА), и главком ВМФ (у которого всего пять лодок в строю и три в отстое, нуждающихся в срочном ремонте) обязаны непрестанно писать докладные записки (вплоть до рапортов об увольнении), обивать пороги министерских, правительственных и кремлёвских кабинетов, выбивая необходимые решения и деньги. Иначе им лучше освободить свои места для тех, кто сделает это за них.
Часть II. О ремонте ТАВКР
По части ремонта ТАВКР конкретики в интервью значительно больше. Во-первых, напрашивается вывод о том, что работы по авианосцу на прямом контроле у ВВП − иначе зачем было уговаривать (точнее, принуждать) неповоротливых чиновников судпрома сокращать срок ремонта с модернизацией с заявленных "Звёздочкой" и ОСК четырёх до двух с половиной лет (т.е. на 37,5% или более, нежели на треть). Можно сказать, что "Адмирал Кузнецов" наконец-то приобрёл статус национального достояния.
Во-вторых, уточнён срок отсутствия авианосца в составе сил постоянной готовности флота − 2,5 года в заводе и 7 месяцев на испытаниях, считая с даты подписания контракта (с середины апреля 2018 г.), т.е. 3 года и 1 месяц. С учётом того, что "мы [ЦСЗ] приступили к работам, как только был согласован график, не дожидаясь подписания контракта", и озвученной другим источником даты фактического начала дефектации и подготовительных работ (октябрь 2017 г. − ссылка 1), срок увеличивается до 3-х лет и 7 месяцев.
Примечание. 7 месяцев на испытания на первый взгляд кажутся избыточными, но, если вспомнить сообщение о планируемой установке на авианосце новой системы всепогодной и круглосуточной посадки (ссылка 2), остро необходимой для повышения боевой эффективности ТАВКР, вопрос отпадает сам собой (плюс начало сезона северных штормов, который совпадает с началом испытаний − ссылка 3).
В-третьих, первоочередной задачей обозначен масштабный ремонт главной и вспомогательной энергетических установок корабля, и это правильно. Авианосец должен чаще выходить в море в море − его КОН следует довести минимум до 0,33 (за период с 01.01.2007 до 10.2017 он составляет всего 0,12−!). Особую роль в эксплуатационной надёжности ГЭУ играют котлы и система их автоматического регулирования − тут вся надежда на СКБК. Приятной неожиданностью стал факт заключения договора на поставку ещё 4-х котлов для кормового машинно-котельного отделения. Ранее сообщалось, что будут заменены только 4 котла, а другие 4 отремонтированы (ссылка 4).
В-четвёртых, для непонятливых (к сожалению, есть такие, у кого боевые службы нашей корабельной авианосной группы в дальних водах вызывают "недоумение") ещё раз разъяснено для чего необходим ремонт с модернизацией и само существование "Кузнецова": а) для его боевого применения (если потребуется); б) для сохранения школы палубных лётчиков "самолётного" направления; в) для поддержания в тонусе кораблестроительной кооперации, включающей в себя сотни предприятий, которую после распада СССР пришлось выстраивать заново; от себя лично − ТАВКР необходим как исходная точка, стартовая черта для создания авианосцев нового поколения (текст интервью − ссылка 5). ■
Строго говоря, гендиректор ЦСЗ тянет одеяло на себя. Наименование "Звёздочка" ассоциируется прежде всего с головным предприятием, специализирующимся на ремонте атомных подводных лодок и расположенном в Северодвинске, в то время как "Кузнецов" будет ремонтироваться и модернизироваться в Мурманске − главным образом в 35 СРЗ и частично в 82 СРЗ (докование в ПД-50). Волею судеб 35 СРЗ стал филиалом "Звёздочки" (хотя сама необходимость создания центра судоремонта с предприятиями, разбросанными по всей стране, вызывает вопросы), и у гендиректора ЦСЗ есть формальное право говорить "мы будем ремонтировать ТАВКР". Кроме того, "заявленный объём работ таков, что специалистов 35 СРЗ попросту не хватит для его выполнения [в пиковый период на корабле будет работать до 2000 человек с большой долей командированных]. Придётся отправлять в Мурманск работников головного предприятия из Северодвинска". По кадрам вопросов нет − "мы" звучит здесь вполне уместно, чего не скажешь об управлении.
Интервью Маричева ненавязчиво внушает читателю, что на "Звёздочке" всё хорошо. На самом деле там всё очень плохо − за исключением ремонтов по техническому состоянию (ВТГ) 667БДРМ и 949А, которые худо-бедно выполняются в срок (тут без вариантов полетели бы головы). "Звёздочка" работает настолько скверно, что воспринимается примерно так же как ДВЗ "Звезда" (не путать с ССК "Звезда", строительство которого ещё не закончено) или Северная верфь до Пономарёва, то есть как позор отечественного кораблестроения.
Гендиректор "Звёздочки" говорит о нерешённом вопросе с финансированием ремонта с модернизацией ПЛАК пр. 971. Было бы интересно знать, докладывал ли он (на пару с главкомом ВМФ) Министру обороны и Верховному главнокомандующему о том, что на Тихом океане у нас одна (всего ОДНА) боеготовая многоцелевая ПЛА ("Кузбасс"), в то время как две лодки ТОФ ("Самара" и "Братск") уже почти четыре года (с 26.09.2014) подпирают причалы в Северодвинске в ожидании ремонта. Было бы интересно знать, кто-нибудь докладывал Верховному, что от легендарной "звериной" дивизии (24 дпл) в строю остался, по сути, один "Гепард", который вместе с "Северодвинском" и отремонтированными на "Нерпе", несмотря ни на что, "Псковом" и стареньким "Обнинском" и составляет все некогда могучие атомные подводные силы Северного флота. Было бы интересно знать, осведомлён ли ВВП о том, что "Звёздочка", послав куда подальше свою основную тематику, занимается строительством (!) "интересных" судов обеспечения (с финансированием которых проблем нет!), серийно ремонтирует ДЭПЛ ВМС Индии (вместо небоеготового "Ярославля" и других лодок 161-й бригады СФ) и загружает дочернюю "Нерпу" утилизацией атомных ледоколов, т.е. подрывает обороноспособность страны.
Коль скоро и Маричев, и Королёв доросли до уровня государственных мужей, то и мыслить, и действовать они должны по-государственному − на благо России и её Вооружённых сил. Если наверху неправильно понимают приоритеты Военно-Морского Флота (по неведению или идя на поводу чиновников, преследующих свои корпоративные интересы), и глава ЦСЗ (у которого на руках в общей сложности шесть многоцелевых ПЛА), и главком ВМФ (у которого всего пять лодок в строю и три в отстое, нуждающихся в срочном ремонте) обязаны непрестанно писать докладные записки (вплоть до рапортов об увольнении), обивать пороги министерских, правительственных и кремлёвских кабинетов, выбивая необходимые решения и деньги. Иначе им лучше освободить свои места для тех, кто сделает это за них.
Часть II. О ремонте ТАВКР
По части ремонта ТАВКР конкретики в интервью значительно больше. Во-первых, напрашивается вывод о том, что работы по авианосцу на прямом контроле у ВВП − иначе зачем было уговаривать (точнее, принуждать) неповоротливых чиновников судпрома сокращать срок ремонта с модернизацией с заявленных "Звёздочкой" и ОСК четырёх до двух с половиной лет (т.е. на 37,5% или более, нежели на треть). Можно сказать, что "Адмирал Кузнецов" наконец-то приобрёл статус национального достояния.
Во-вторых, уточнён срок отсутствия авианосца в составе сил постоянной готовности флота − 2,5 года в заводе и 7 месяцев на испытаниях, считая с даты подписания контракта (с середины апреля 2018 г.), т.е. 3 года и 1 месяц. С учётом того, что "мы [ЦСЗ] приступили к работам, как только был согласован график, не дожидаясь подписания контракта", и озвученной другим источником даты фактического начала дефектации и подготовительных работ (октябрь 2017 г. − ссылка 1), срок увеличивается до 3-х лет и 7 месяцев.
Примечание. 7 месяцев на испытания на первый взгляд кажутся избыточными, но, если вспомнить сообщение о планируемой установке на авианосце новой системы всепогодной и круглосуточной посадки (ссылка 2), остро необходимой для повышения боевой эффективности ТАВКР, вопрос отпадает сам собой (плюс начало сезона северных штормов, который совпадает с началом испытаний − ссылка 3).
В-третьих, первоочередной задачей обозначен масштабный ремонт главной и вспомогательной энергетических установок корабля, и это правильно. Авианосец должен чаще выходить в море в море − его КОН следует довести минимум до 0,33 (за период с 01.01.2007 до 10.2017 он составляет всего 0,12−!). Особую роль в эксплуатационной надёжности ГЭУ играют котлы и система их автоматического регулирования − тут вся надежда на СКБК. Приятной неожиданностью стал факт заключения договора на поставку ещё 4-х котлов для кормового машинно-котельного отделения. Ранее сообщалось, что будут заменены только 4 котла, а другие 4 отремонтированы (ссылка 4).
В-четвёртых, для непонятливых (к сожалению, есть такие, у кого боевые службы нашей корабельной авианосной группы в дальних водах вызывают "недоумение") ещё раз разъяснено для чего необходим ремонт с модернизацией и само существование "Кузнецова": а) для его боевого применения (если потребуется); б) для сохранения школы палубных лётчиков "самолётного" направления; в) для поддержания в тонусе кораблестроительной кооперации, включающей в себя сотни предприятий, которую после распада СССР пришлось выстраивать заново; от себя лично − ТАВКР необходим как исходная точка, стартовая черта для создания авианосцев нового поколения (текст интервью − ссылка 5). ■