Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Сколько стоит океанский флот? (2)

.
Настоящая запись представляет из себя корректуру предыдущей (ссылка 1) и имеет целью убедить сомневающихся и укрепить свою собственную уверенность в том, что примерно к середине XXI века Россия сможет построить полноценный океанский военный флот, который по боевым возможностям будет занимать твёрдое второе место в мире, либо даже делить первое с ВМС США (при условии, что по ударной мощи один наш корабль будет равен двум американским, что вполне возможно). Ниже представлены сводная таблица, обоснована численность и даны пояснения по части стоимости боевых кораблей основных классов и производственных мощностей для их постройки.



1. Основными соединениями ВМФ России будут две постоянно действующие оперативные эскадры, состоящие из кораблей Северного и Тихоокеанского флотов. В зону ответственности первой из них будет входить Атлантика и Средиземное море, второй − восточная часть Индийского и Тихий океаны, обеих эскадр − западная часть Индийского океана (Аравийское море, Персидский и Аденский заливы), Арктика (Севморпуть) и Южный океан. Ориентировочно в течение полугода корабли будут находиться в море (прежде всего, в районах с повышенной геополитической напряжённостью), зарубежных ПМТО или с визитами в иностранных портах.

2. Каждая оперативная эскадра будет состоять из многоцелевого авианосца (флагманского корабля соединения), двух эсминцев пр. 23560 (основы наряда кораблей охранения АВ), трёх фрегатов 1 ранга пр. 22351 (22350М), а также десантной группы (один УДК и два БДК). Из-под воды эскадру будут прикрывать две многоцелевых (крейсерских) атомных подводных лодки − одна с носовой четверть-сферы, другая с кормовой.

3. Для того, чтобы одна оперативная эскадра постоянно находилась на боевой службе, надо готовить вторую к выходу в море, когда срок БС первой будет подходить к концу (либо для её экстренного усиления в момент обострения международной обстановки) − имеется в виду восстановление технической готовности матчасти (межпоходовые ремонты), боевая подготовка и отдых личного состава. Корабли третьей эскадры в это время будут проходить плановый длительный текущий или средний ремонт (с модернизацией). Таким образом, чтобы иметь две постоянно действующих оперативных эскадры, общую численность корабельного состава океанской компоненты необходимо утроить.

4. Для некоторых классов/подклассов боевых кораблей (РПКСН, АПКР/ПЛАК, ПЛБ, ФР2, КРВ, БДК) численность считалась по-другим принципам, которые изложены ниже.

5. Общий объём финансирования определён из условия, что из 19 трлн руб., запланированных на перевооружение (так в источнике) в ГПВ 2018-2027 "каждый вид и род войск [СВ, ВКС, ВМФ, РВСН, ВДВ] получит примерно одинаковое количество средств" (ссылка 2). В этом случае, на долю флота придётся порядка 3,8 трлн руб. Сделано предположение, что в последующих трёх ГПВ (условно: 2028-2037, 2038-2047, 2048-2057) планка удержится на том же уровне (с учётом инфляции) и составит в сумме за 40 лет в ценах 2018 года 15,2 трлн руб.

6. Как оказалось, помимо производства новой техники в ГПВ входят также расходы на её создание и ремонт ("поддержание в боеготовом состоянии"ссылка 3). Должен признаться, что ранее я думал иначе и даже высказывал ошибочную точку зрения в комментариях, за что приношу свои извинения. Есть сведения, что в ГПВ 2011-2020 на закупку нового вооружения и военной техники предусматривалось 70% запланированных средств, остальные примерно поровну шли на модернизацию/ремонт и на НИОКР (ссылка 4). В итоге от 15,2 остаётся только 10,64 трлн руб.

Комментарии по классам:

РПКСН − согласно информации от источника в ОПК, после 2023 г. вместо планировавшихся 955Б будет построено ещё шесть кораблей пр. 955А (ссылка 5); в итоге МСЯС, скорее всего, будут состоять из двух равновеликих дивизий (по 7 РПКСН на СФ и ТОФ); предполагаемые сроки передачи ВМФ − ссылка 6. Цена "Борея-А" взята из сообщения "Коммерсанта" от 28.05.2012 (ссылка 8) с учётом инфляции (ссылка 9).

АПКР (и, возможно, ПЛАК − классификация "Хаски" пока не ясна) − суммарная численность многоцелевых ПЛА, по мнению автора блога должна быть не менее 24 единиц (по две дивизии по шесть ПЛА на СФ и на ТОФ), которых должно хватить и на БС в составе оперативных эскадр, и на обеспечение развёртывания РПКСН, и на "свободную охоту"; исходная цена АПКР пр. 885М (47/41 млрд руб. для головного/серийного корабля − ссылка 11), умноженная на коэффициент инфляции, составляет на 07.2018 75/65 млрд руб.; средняя стоимость ПЛА пр. "Хаски" уменьшена до 55 млрд руб. с учётом заявления гендиректора "Малахита" о том, что "наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле", сделанного им по поводу завершения аванпроекта ПЛА и 70-летия предприятия (ссылка 12); надводное водоизмещение "Хаски" уменьшено с 9500 (885) до 8000 тонн, что соответствует ПЛАК пр. 971.

ПЛБ − предполагается целесообразным иметь шесть бригад по шесть ПЛ: по одной на СФ, БФ, в Чёрном море и в Тартусе (по причине невозможности свободной ротации лодок ЧФ из-за ограничений конвенции Монтрё − ссылка 13) и две на ТОФ (из-за необходимости иметь бригаду не только в Улиссе, но и в Вилючинске − в качестве подводной составляющей камчатского ОВРа), а также по причине очень большого количества НАПЛ в составе ВМС Китая, Японии и Южной Кореи (90);  стоимость ПЛБ пр. 636.3 взята из данных по контракту на первые шесть лодок (ссылка 14), стоимость 677 пересчитана с нереализованного контракта с Китаем на поставку четырёх НАПЛ пр. "Амур-1650" предположительной ценой $2 млрд  (ссылка 15) за вычетом процента чистой прибыли Рособоронэкспорта за 2014 г. (44% − ссылка 16) (и то, и другое − с учётом инфляции). "Калина" (с ВНЭУ) за неимением сведений оценена в 20 млрд руб.

АВ − исходная стоимость принята средней из двух наибольших значений (для водоизмещения 80-85 тыс. тонн), названных бывшим гендиректором Невского ПКБ С. Власовым в двух его интервью (от 03.02.2014 − ссылка 17, и 22.04.2014 − ссылка 18) − 250 и 300 млрд руб., конечная получена путём умножения исходной на коэффициент инфляции и увеличения её в полтора раза (для приблизительного учёта авиагруппы). Dполн − как у 11437.

ЭМ − за неимением какой-либо информации стоимость определена пересчётом с перспективного российского АВ без авиагруппы пропорционально соотношению средней стоимости американских эсминцев "Зумвальт" и "Арли Бёрк" (для первого взята средняя цена всех трёх кораблей серии, для второго − средняя цена трёх заказов мод. III, запланированных на 2019 финансовый год) к средней стоимости первых трёх "Фордов" (ссылка 20, ссылка 21). Для наглядности: "Зумвальт" − $13032/3=$4344 млн; "Бёрк" − $5293/3=$1764 млн; среднее между DDG 1000 и DDG 51 $3054 млн; "Форд" CVN 78, 79, 80 − $12964, $11341, $12602 плюс $1598, ср. $38505/3=$12835 млн; 3054/12835=0,238; 275 млрд руб. (перспективный АВ) х 1,3689 (инфляция с 03.2014 по 07.2018) х 0,238 = 90 млрд руб. (ЭМ пр. 23560). Dполн = 14 000 тонн (ссылка 22).

ФР − количество ФР1 (фрегатов 1 ранга, если такое возможно) определяется составом оперативных эскадр, их водоизмещение (8000 тонн полн.) сначала озвучил В. Бурсук на МВМС-2017 (ссылка 23) (названная серийность в 10 единиц не поддаётся логическому объяснению), затем подтвердил гендиректор СВ И. Пономарёв (ссылка 24); после постройки достаточного числа больших фрегатов для СФ 4 корабля исходного пр. 22350 (5400 тонн полн.) следует перевести на БФ, либо сделать рокировку: 4 22350 на ЧФ, 3-4 СКР 11356 (после постройки трёх оставшихся) на БФ; стоимость ФР пр. 22350 с 18 млрд руб. на 03.2011 (ссылка 25, индекс "20385" − опечатка) благодаря инфляции выросла на сегодняшний день до 29 млрд руб., цена СКР пр. 11356 с 02.2013 − с 14 (ссылка 26) до 20 млрд. руб.; стоимость 22351 (22350М) пересчитана с 22350 по водоизмещению с округлением до 10 млрд руб.

КРВ − предполагается иметь по одной бригаде корветов семейства 20380 (по 6 единиц) на каждом из 4-х флотов в качестве основы сил охраны водного района (ОВРа), в состав которых помимо них будут входить МРК, возможно − МПК, тральщики и пр.; думается, что корабли базового проекта (20380) и 20385 более закладываться не будут (ограничатся 10 и двумя единицами); будем надеяться, что уродец 20386 построят в единственном экземпляре и будут использовать в качестве опытового корабля (по этой причине и в силу острой неприязни автора блога к детищу Захарова в таблицу он не включён), а продолжат серию корветы на базе 20385; стоимость 20380 взята из годового отчёта СВ за 2016 г. ("Ретивый" и "Строгий", около 17 млрд руб. − ссылка 27) и соответствует пересчёту по инфляции с 2011 г. (10-11 млрд руб. − ссылка 25), цена 20385 примерно равна 11356 (ссылка 26), цена новых корветов принята такой же − 20 млрд руб.

УДК − или вертолётоносцы, как их называют все, кому не лень, но с док-камерой, танковым трюмом и плавучими десантно-высадочными средствами; количество в комментариях не нуждается, водоизмещение взято чуть больше "Мистраля" (ссылка 28), но меньше аванпроекта НПКБ (ссылка 29).

БДК − потребность в кораблях данного подкласса для СФ и ТОФ определяется потребностями десантных (экспедиционных) групп их оперативных эскадр, т.е. по 6 кораблей для каждого из названных флотов; Черноморскому флоту "назначено" такое же количество БДК, поскольку на сегодняшний день он имеет примущество перед другими флотами (7 против 4-х, не считая "Грена"); БФ останется при своих 4-х БДК, два из которых будут пр. 11711 (перейдут с СФ) и два − нового проекта; цена пр. 11711 пересчитана с учётом инфляции с "более 5 [5,5] млрд руб." (ссылка 30), цена нового 8000-тонного "десантника" (ссылка 31) − не мудрствуя лукаво, с 11711 по водоизмещению (8/11 млрд руб.).


Производственные возможности

Медленно, в муках, но российский судпром восстанавливает свои компетенции. Серьёзно модернизируется Северная верфь (новый эллинг), строится с нуля большой судостроительный комплекс "Звезда" на Дальнем Востоке. Некоторые предприятия уверенно опережают зарубежных коллег по срокам постройки боевых кораблей (Адмиралтейские верфи строят 2400-тонные ракетно-торпедные ДЭПЛ за два года!). Думается, что серьёзных проблем с постройкой в разумные сроки ПЛ и НК основных классов новых проектов у нас не будет.

Единственным поставщиком для ВМФ России РПКСН и АПКР (ПЛАК) останется Севмаш, ПЛБ − Адмиралтейские верфи. АВ, будем надеяться, будут строиться на двух верфях (на Севмаше − в цехе №55, и в ССК "Звезда"). Для постройки эсминцев строится новый эллинг на СВ; возможно, к их строительству подключится и "Звезда". Фрегатами 1 ранга займётся Северная верфь (в старом эллинге с четырьмя стапельными линиями после 22350) и, с большой вероятностью, ПСЗ "Янтарь". С корветами полной ясности нет, как нет и причин для беспокойства. Первые два УДК (как минимум) построит СВ, другой кандидат − всё та же "Звезда", как и для БДК (на пару с "Янтарём").


Выводы

1. Как видно из таблицы, мы (Россия) вполне можем построить полноценный океанский военный флот в течение 40 лет на деньги четырёх ГПВ, не обременяя госбюджет дополнительными расходами на оборону (находясь в рамках "либеральных" 3-4% ВВП). При этом доля расходов на строительство кораблей основных классов в общем объёме средств, предусмотренных в ГПВ для ВМФ за вычетом ремонта, составит 75%.

2. Нет уверенности, что оставшихся 25% хватит на "москитный флот" и суда обеспечения, которые, впрочем, стоят значительно дешевле кораблей, перечисленных в таблице, а также на боеприпасы. Создание инфраструктуры для поступающей в войска техники (так называемая "синхронизация") финансируется отдельно (ссылка 32). Если денег всё же окажется недостаточно, не грех будет перераспределить средства оборонного бюджета в пользу вечно крайнего ВМФ за счёт тех видов и родов ВС, которые уже успели обновиться должным образом.

3. Несмотря на заявление В. Бурсука о "качественно новом флоте примерно той же численности, что и сейчас" как итоге выполнения Программы военного кораблестроения до 2050 г. и мою прежнюю точку зрения по данному вопросу (ссылка 33), в рамках представленной концепции количественный рост флота всё же неизбежен. Для кораблей основных классов рост этот составит 65% (со 104 до 172 единиц). Что касается водоизмещения, то оно и вовсе подрастёт на 114%, приблизившись к половине водоизмещения ВМС США (1,7 против 3,5 млн тонн).

4. Предвосхищая озабоченность по поводу расходов на эксплуатацию значительно выросшего флота, хочу сказать, что после завершения большой кораблестроительной программы (ПВК-2050 или, как получилось в данном случае, ПВК-2057) расходы по флотской части ГПВ неизбежно снизятся − надо будет тратить деньги только на ремонт, изредка на замещение списываемых кораблей, и на покупку боеприпасов. Разница в расходах на кораблестроение должна с избытком покрыть разницу в расходах на содержание флота. А там, глядишь, подрастёт и ВВП.

5. Разумеется, представленный расчёт носит оценочный характер, он субъективен, но, на мой взгляд, даёт главное − веру в светлое будущее ВМФ России, которой так не хватает многим из нас.


Примечание 1. Разбивка заказов по ГПВ − условная.
Примечание 2. В расчёте учтены только корабли новых проектов (модернизируемые и планируемые к модернизации ПЛ и НК советских проектов оставлены за кадром).
Примечание 3. Средства, потраченные на начало ГПВ 2018-2027 для недостроенных кораблей, считались пропорционально времени их нахождения в постройке. Готовность второй тройки СКР пр. 11356 и второго (первого серийного) корвета пр. 20385 принята равной 33%.
Примечание 4. Инфляция учтена по состоянию на июль 2018 г., после чего поправка на неё, надо полагать, будет учитываться как в стоимости заказываемых кораблей, так и в объёме флотской части ГПВ.
Tags: Кораблестроение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →