Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Севморпуть и вековая проблема ВМФ России

Авторская версия статьи,
опубликованной сегодня в газете "Взгляд" (ссылка).

Состоявшийся 08.08−11.10.2018 седьмой арктический поход отряда кораблей и судов Северного флота прошёл без особой информационной поддержки, как-то обыденно и почти незаметно, что совершенно не соответствует его исторической значимости. Дело в том, что отечественный ВМФ вплотную приблизился к тому, чтобы в значительной степени снять с себя вековое проклятие, заключающееся в географической разобщённости сил между несколькими морскими театрами (ссылка 1) (прежде всего, между двумя главными из них). На наших глазах разобщённость эта становится гораздо менее фатальной, а спустя каких-нибудь 10-15 лет обещает и вовсе перестать быть острой проблемой.

Восток-2018 (1) 2018 (09) 11 Чукотское море - RT.jpg
"Кулаков" во главе отряда СФ в Чукотском море, 11.09.2018 (скриншот из видео RTссылка 2)


История вопроса

О быстром межтеатровом манёвре силами флота с использованием ледоколов в далёком 1899 г. мечтал ещё адмирал Макаров, однако выпестованный им "Ермак" был слишком слаб для подобной миссии. Впервые пройти Севморпуть за одну навигацию (правда, не без приключений) в 1932 г. удалось ледокольному пароходу "Сибиряков". Вскоре настал черёд боевых кораблей − в 1936 г. межфлотский переход (МФП) на Тихий океан совершили два эсминца РККФ типа "Новик" ("Сталин" и "Войков") в сопровождении ледокола "Литке", в 1940 г. − подводная лодка Щ-423. В военном 1942 г. для усиления СФ в обратном направлении проследовал лидер ТОФ "Баку" с двумя "семёрками" (ЭМ пр. 7).

В послевоенные годы с появлением в составе ВМФ СССР атомных подводных сил переходы подо льдами ПЛА с СФ на ТОФ (реже с ТОФ на СФ) стали делом обыденным, чего не скажешь об НК. За все годы до распада Советского Союза при переходе с СФ на ТОФ Севморпутём воспользовались лишь 4 крейсера пр. 68бис ("Лазарев", "Сенявин", "Суворов", "Пожарский") и РКР пр. 1134 "Севастополь". Все остальные БНК, построенные в Ленинграде и Николаеве для Тихоокеанского флота (пр. 1134, 1134А, 1134Б, 11442, 1164, 956 и 1155), предпочли южный маршрут. 


7-й арктический

Седьмой арктический поход отряда СФ в составе БПК "Вице-адмирал Кулаков", БДК "Александр Отраковский" и "Кондопога", тральщика и судов обеспечения отличался от шести предыдущих тем, что Севморпуть был пройден от начала до конца, а не только до привычных уже Новосибирских островов. Но главное заключается в том, что это был не обычный межфлотский переход в один конец к новому месту службы, а первый в истории настоящий межтеатровый манёвр силами (МТМС) между атлантическим (*) и тихоокеанским ТВД по северному маршруту, совершённый туда и обратно за одну навигацию. Другими словами, это был манёвр силами одного флота (СФ) с выполнением учебно-боевых задач в зоне ответственности другого флота (ТОФ) и возвращением в район постоянного базирования.

(*) Тот факт, что отряд вышел из Баренцева моря − окраинного моря Северного Ледовитого океана, ничего не меняет, поскольку оттуда открывается свободный выход в Атлантику.

В ходе своего МТМС, ставшего составной частью учений "Восток-2018", североморские БДК высадили два десанта на Чукотке − один в районе посёлка Ванкарем на побережье Чукотского моря (ссылка 3), другой − вблизи посёлка Эгвекинот в Беринговом море (ссылка 4), причём высадившиеся в Ванкареме морпехи совершили марш-бросок до Эгвекинота (чтобы занять там оборону) длиной почти в 300 км в условиях арктического бездорожья (ссылка 5). "Кулаков" в свою очередь отработал в Охотском море поиск ПЛ с помощью бортового ГАК и Ка-27ПЛ (ссылка 6). При этом переход от Североморска до Чукотки занял более месяца (34 сут.), а от Чукотки до Североморска на 10 суток меньше, что объясняется б'ольшим временем стоянок и количеством мероприятий боевой подготовки по пути на восток.


СМП: плюсы и минусы

Главное преимущество МТМС СФ−ТОФ и ТОФ−СФ по Севморпути от Североморска до Владивостока и наоборот заключается в его малой протяжённости, составляющей около 6000 миль. Это расстояние складывается из длины СМП в его официальных границах (от прол. Карские ворота между о-вами Новая Земля и Вайгач до порта Провидения в одноимённой бухте Берингова моря на Чукотке), равной 3030 милям [Военно-морской словарь, 1989, стр. 385]; расстояния от Североморска до Карских ворот (ок. 530 миль) и от порта Провидения до Владивостока (ок. 2450 миль). При средней скорости на переходе в 12 узлов он займёт ровно три недели, при 12 уз на СМП во льдах и 18 уз на чистой воде − 2,5 недели. Переход через Суэцкий канал в два с лишним раза длиннее (12800 миль или 1,5 мес. на 12 уз).

Главный недостаток сегодняшнего Севморпути − некруглогодичная (в лучшем случае, пятимесячная) навигация (летом-осенью, с июля по ноябрь − ссылка 8, стр. 18) по ледопроходимости как имеющихся ледоколов, так и строящихся пр. 22220 (ЛК-60Я) в восточном районе Арктики (ссылка 9), а также непостоянство сроков начала и окончания навигации из-за межгодовой изменяемости ледового покрова [Военно-морской словарь].


Да поможет нам "Лидер"

В настоящее время Россия переживает настоящий бум атомного ледоколостроения. Достраиваются "Арктика" и "Сибирь", месяц назад спущен на воду "Урал", планируется постройка ещё двух судов того же проекта (ЛК-60Я) мощностью на винтах 60 МВт (81,6 тыс. л.с.). Новые мощные ледоколы необходимы стране для дальнейшего освоения Арктики, для обеспечения доминирования России в Заполярье на долгие годы вперёд (до конца времён), для того, чтобы сделать Севморпуть одной из главных судоходных артерий мира. Начало эксплуатации первых двух ЛК-60Я на Северном морском пути намечено уже на будущий год, и это далеко не всё.

После некоторых колебаний (строить − не строить) было принято верное решение − строить для Росатомфлота три атомных ледокола пр. 10510 (ЛК-120Я, шифр "Лидер") (ссылка 11) небывалого водоизмещения (71 400 т), мощности на винтах (120 МВт) и ледопроходимости (4,3 м на двух узлах), предназначенных для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. тонн и шириной более 50 м на всём протяжении Севморпути с экономически эффективной скоростью около 15 узлов во льдах толщиной до 2 м (ссылка 12). Без "Лидеров" говорить о конкурентоспособности СМП не имеет смысла − судоходные компании и их клиенты не станут дожидаться открытия навигации в Арктике, если надо доставить важный груз, скажем, из Гамбурга в Иокогаму зимой или весной.

Отдельно взятому стороннему наблюдателю и мировой общественности в целом коммерческая составляющая проекта может показаться единственной причиной колоссальных вложений в строительство серии сверхмощных ЛК-120Я. Однако есть и другой, менее очевидный мотив, заключающийся в том, что пр. 10510 является продукцией двойного назначения, что не могло не повлиять на принятие положительного решения по "круглогодичным" ледоколам (ЛК-120Я будет оставлять за собой полынью 50-метровой ширины при 40-метровой ширине по ватерлинии авианосца пр. 11437 и развивать во льдах скорость, соизмеримую с экономической скоростью БНК).

Закладка головного "Лидера" планируется на ССК "Звезда" в 2020 г. (ссылка 13), и, если всё пойдёт как надо, к концу 2020-х ВМФ России будет способен на быстрый межтеатровый манёвр по СМП, которого ждал 130 лет − который сможет в случае острой необходимости в преемлемые сроки и в любое время года, радикально (вплоть до удвоения) усилить Тихоокеанский или Северный флот боевыми надводными кораблями основных классов.


Восток-2018 (2) 2018 (09) 11 Чукотское море - RT.jpg
БДК СФ в Чукотском море в ходе десантной операции в районе посёлка Ванкарем, 11.09.2018 (скриншот из видео RTссылка 2)
Tags: Арктические походы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments