Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Category:

Кругосветка

.
Авторская версия статьи,
опубликованной в газете "Взгляд" (ссылка 1)

Позавчера, 19 августа 2019 года, новейший фрегат ВМФ России "Адмирал Горшков", головной корабль проекта 22350, прибыл в Североморск, завершив кругосветное плавание и вписав ещё одну яркую страницу в летопись отечественного военного флота. Вместе с "Горшковым" вошли в историю и три его попутчика, без которых столь дальний поход был бы невозможен − судно тылового обеспечения "Эльбрус", спасательный буксир "Николай Чикер" и танкер "Кама". В настоящей записи сделана попытка осмысления значимости этого события.


"Адмирал Горшков", Владивосток, 01.05.2019 (фото с NewsVL.ru)


Из пункта А в пункт А

Согласно общепринятому словарному толкованию, кругосветное плавание − это "плавание корабля (судна) вокруг земного шара с пересечением всех его меридианов и основных океанов − Атлантического, Индийского, Тихого" (Военно-морской словарь, 1989, стр. 210). При всём уважении к авторам данной формулировки, следовало бы добавить ещё одно (третье) условие "чистой" кругосветки − возвращение в пункт убытия.

С датой начала дальнего похода отряда кораблей и судов Северного флота во главе с "Адмиралом Горшковым" никаких неясностей нет − выход из Североморска состоялся 26.02.2019 (ссылка 2). Что касается окончания кругосветного плавания, то некоторые источники поспешили завершить его 23 июля (по прибытии отряда в Кронштадт − ссылка 3), нарушив тем самым не только третье, но и первое условие, изложенное в предыдущем абзаце. Дело в том, что географическая долгота Кронштадта (29,77 град. вост.) на 3,65 град. меньше долготы Североморска, а значит были пересечены не все меридианы. Поэтому датой завершения кругосветки следует считать 19 августа.


Из истории кругосветок

После легендарной испанской экспедиции, начатой ровно 500 лет назад португальцем Магелланом, вступление в престижное кругосветное сообщество стало своего рода делом чести и для других морских держав − великих и не очень. В том же XVI веке членом "альянса" становится Британия, в XVII − Голландия, в XVIII − Франция и США, в XIX − Россия, Аргентина, Дания, Перу, Швеция, Австрия, Германия...

До 19.08.2019 ВМФ Советского Союза и Российской Федерации вообще не могли похвастаться кругосветными плаваниями боевых надводных кораблей. "Золотой век" русских кругосветок, пришёлся на первую половину XIX века, в течение которой было совершено 28 кругосветных и 10 полукругосветных плаваний (М. Ципоруха "Вокруг света под парусами", 2012). Последним (до "Горшкова") был поход парового корвета (бронепалубного крейсера 2 ранга) "Витязь" (3200 тонн полн.) под командованием С. Макарова, совершённый в 1886-1889 гг.

Подплаву, казалось бы, повезло больше, однако позиционируемое советскими и некоторыми современными российскими источниками (ссылка 4) как первое в истории кругосветное подводное плавание без единого всплытия двух наших атомных лодок (К-116 и К-133), состоявшееся в 1966 году, при всей своей значимости и мужестве личного состава было лишь межфлотским переходом с Северного на Тихоокеанский флот вокруг Южной Америки, который не удовлетворяет ни одному из вышеназванных условий − пересечены не все меридианы, два океана из трёх, место прибытия (Камчатка) не соответствует месту отправления (Кольский полуостров).

Даже с дальним походом широко известного, но совсем не боевого, океанографического исследовательского судна ВМФ "Адмирал Владимирский" (2014-2015 гг.), именуемым "первым в истории современной России кругосветным плаванием", (ссылка 5), не всё гладко. Хотя ОИС убыло из Кронштадта, вернулось в Кронштадт и пересекло при этом все меридианы планеты, его маршрут (Балтика − Северный морской путь − Тихий океан − Панамский канал − Атлантика − Балтика) миновал Индийский и западную часть Тихого океана. Неочевиден и результат предыдущей кругосветки "Владимирского" (1982-1983, совместно с "Беллинсгаузеном"), заслуживающей приставки "мини", поскольку, по сути, это было путешествие не вокруг света, а вокруг Антарктиды (ссылка 6).

В 2008 году была предпринята попытка исправить вековую несправедливость. В связи с визитом отряда СФ в Ла-Гуайру в СМИ появилось сообщение о том, что "Венесуэла − лишь перевалочный пункт в рамках кругосветного путешествия "Петра Великого". Далее крейсеру и кораблям сопровождения предстоит обогнуть мыс Горн и через Индийский океан и Аравийское море вернуться на родину". (ссылка 7) К сожалению, озвученному плану похода не суждено было сбыться − ТАРКР пересёк Атлантику в обратном направлении, дошёл до Индии и через Суэцкий канал, Гибралтар и Ла-Манш вернулся в Североморск. Тем не менее, пресс-служба Минобороны до сих пор считает, что крейсер совершил кругосветное плавание (ссылка 9).

У наших главных оппонентов, коими являются ВМС США, с кругосветками дела обстоят гораздо лучше. В 1964 году американцы блестяще провели операцию "Морская орбита", в ходе которой три атомных корабля (авианосец "Энтерпрайз", крейсер "Лонг-Бич" и фрегат "Бейнбридж") за 65 суток обогнули земной шар, двигаясь в восточном направлении от Норфолка и Чарльстона. Четырьмя годами ранее АПЛ "Тритон" совершила чистое кругосветное подводное плавание в ходе операции с экзотическим названием "Пескоструйка" − от и до островов Петра и Павла (Бразилия) с одним форс-мажорным всплытием. Нельзя не упомянуть и эпический поход 16 броненосцев "Большого белого флота", предпринятый в 1907-1909 гг. по инициативе президента Теодора Рузвельта от и до Хэмптон-Роудс (штат Вирджиния).


Предсказание

Впервые идея отправить новейший боевой корабль ВМФ России в кругосветное плавание была публично высказана автором за год с лишним до его начала (ссылка 11). Тогда, ещё до передачи "Горшкова" флоту (26.07.2018), даже не было полной ясности с датой окончания сильно затянувшегося строительства, зависевшей от завершения доводки ЗРК "Полимент-Редут". Эпопея создания фрегата нового проекта уже начинала напоминать какой-то дурной спектакль, вызывавший недовольный ропот и насмешки общественности.

Предложенный план похода несколько отличался от имевшего место в действительности − он предполагал движение в западном направлении (начинался с перехода через Атлантический океан), был заметно длиннее (60 тыс. миль), дольше (350 суток) и предусматривал визиты в 40 иностранных портов, но это мало что меняет. Трудно сказать, было ли то, что произошло в дальнейшем, простым совпадением мнений скромного блогера и военно-политического руководства страны, либо идею давно уже не практиковавшихся кругосветок, заметили, оценили, заручились поддержкой Верховного главнокомандующего и приняли к исполнению. В любом случае, автор и подумать не мог, что его предложение, больше похожее на фантазию (мечту), в самом ближайшем времени будет реализовано на практике.


Вокруг света за 175 дней

Дальний поход отряда "Адмирала Горшкова" весьма подробно освещался в прессе, поэтому имеет смысл лишь перечислить, не вдаваясь в подробности, ключевые точки его маршрута: Североморск, Северное море, Ла-Манш, Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, заход в Джибути, Аденский залив, Индийский океан, заход в Коломбо (Шри-Ланка), Малаккский пролив, Южно-Китайское море, заход в Циндао (70-летие ВМС НОАК), Японское море, заход во Владивосток (День Победы), Тихий океан, учения юго-восточнее Гавайских островов, заход в Пуэрто-Боливар (Эквадор), Панамский канал, заход в Гавану (Куба), пополнение запасов на рейде порта Пуант-а-Пьер (Тринидад и Тобаго), Атлантика, заход в порт Прая (Кабо-Верде), Ла-Манш, Балтика, Кронштадт (ГВМП в День ВМФ), Балтика (учения "Океанский щит"), Северное и Норвежское моря (учения СФ), Североморск.

Если посчитать пройденное отрядом расстояние строго по морским путям (наиболее коротким и безопасным маршрутам, рекомендованным по итогам длительной практики и регулярно используемым для судоходства) получится 34,5 тыс. миль, что соответствует приблизительно полутора длинам экватора. По данным Минобороны (с учётом отклонения от морских путей и тактического маневрирования) общий "километраж" "Горшкова" составил свыше 40 тыс. миль, пройденных за 175 суток (ссылка 12) с условной средней скоростью (без учёта стоянок) порядка 10 узлов. Увеличение средней скорости на переходе морем до более приемлемых 12 уз даёт 140 ходовых суток.

Есть уверенность, что для многих (особенно для тех, "кто в море не бывал") словосочетание "кругосветное плавание" не сильно отличается от туристическо-увеселительного "морского круиза". Между тем моряки отряда, в числе прочего, целый месяц были один на один с Тихим океаном, который тихий только по укоренившемуся названию, а на самом деле − Великий и ужасный. Разумеется, участникам экспедиции Магеллана и их ближайшим последователям было куда тяжелее, но ведь и фрегат полным водоизмещением 5400 тонн − не авианосец и не линкор.


Для чего это было надо

Казалось бы далеко не очевидная необходимость кругосветного плавания "Адмирала Горшкова" обусловлена как минимум тремя причинами.

1. Подтверждение статуса

Статус великой морской державы мало получить (завоевать), его надо ещё и периодически подтверждать (как членам какого-либо союза − платить членские взносы). Великая в своё время Португалия, например, платить перестала и очень скоро скатилась с пьедестала к самому его подножию. Форма оплаты здесь может быть разная, но, как и прежде, одной из самых эффективных является кругосветка.

Даже такому недосягаемому мировому доминанту, как ВМС США, приходится периодически подтверждать своё величие, несмотря на все предыдущие достижения. Так, в 2015 году крейсер "Нормандия" из состава АУГ "Теодора Рузвельта" в ходе девятимесячного развёртывания совершил полноценное кругосветное плавание от Норфолка до Норфолка. Сам авианосец немного не дотянул до чистой кругосветки − начав поход, как и "Нормандия", на Восточном побережье, он завершил его на Западном.

Стараются не отставать от американцев и другие морские нации: в 2007 г. очередную кругосветку записали в свой актив испанцы (ФР "Альваро де Басан"), в 2013-2014 гг. − англичане (ЭМ "Дэринг"). А ещё раньше, в 2002 году, нас обошли на вираже даже амбициозные, но малоопытные в морском деле китайцы − эсминец ВМС НОАК "Циндао" с судном обеспечения, позволили Китаю стать полноправным членом кругосветного клуба. Вполне возможно, что эта горькая китайская пилюля стала одним из побудительных мотивов для кругосветки "Горшкова".

2. Демонстрация флага

Демонстрация флага и военной силы в Мировом океане, равно как и обеспечение военно-морского присутствия России и осуществление заходов военных кораблей и судов в порты иностранных государств входит в число основных задач ВМФ в мирное время (ссылка 13). Не вызывает сомнений, что наилучшим способом выполнения вышеназванных функций является кругосветное плавание боевого надводного корабля или отряда боевых кораблей и судов обеспечения. Заблаговременно организованная и согласованная по военно-дипломатическим каналам кругосветка позволяет охватить почти все континенты планеты, множество стран и портов (в этот раз их было всего шесть, но это только начало). Подобные мероприятия дают Российской Федерации уникальную возможность заявить на весь мир о высочайшем уровне своего военно-технического развития.

3. Пиар российского судпрома

Экспортный потенциал отечественной судостроительной (точнее − кораблестроительной) промышленности на сегодняшний день невелик, что вполне объяснимо − никто, к примеру, не будет заказывать корветы, которые строятся в среднем по восемь лет. Единственный конкурентоспособный класс (подкласс) боевых кораблей − это неатомные подводные лодки, однако у нас до сих пор нет НАПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой, из-за чего в этом перспективном сегменте мирового рынка вооружений доминируют другие (немцы, французы и пр.). То же самое (в части доминирования) относится и к наиболее популярным у инозаказчиков надводным кораблям класса "фрегат" и "корвет" (за исключением, разве что, не самых современных СКР пр. 11356).

Решить проблему можно двумя способами: в среднесрочной перспективе − за счёт резкого (минимум двукратного) ускорения постройки на российских верфях военных кораблей со всеми нововведениями (типа ВНЭУ), предлагаемыми конкурентами; в ближайшее время − используя "модную" передачу технологий с предварительным активным (если не сказать − агрессивным) пиаром реализованных отечественных проектов на международных выставках вооружений (прежде всего − на петербургских МВМС), на военно-морских парадах и, конечно же, в ходе дальних (лучше всего − кругосветных) походов новейших БНК ВМФ России. Кругосветка "Адмирала Горшкова", продемонстрировавшая великолепную эксплуатационную надёжность фрегатов пр. 22350 − первая ласточка на верном пути.


Кто следующий?

Начало очередного кругосветного плавания под российским флагом намечено на конец 2019 г., однако его заявленные участники, "Паллада" и "Седов", во-первых − учебные парусные суда, во-вторых − не имеют никакого отношения к Военно-морскому флоту (принадлежат Росрыболовству) (ссылка 14).

Главным кандидатом на ближайшую кругосветку по теме настоящей публикации без сомнения является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов", модернизация которого по проекту 11442М на Севмаше должна закончитсяв 2022-2023 гг. Размеры и боевая мощь восстановленного гиганта должны произвести неизгладимое впечатление как на наших друзей, так и на недругов. Следующий в очереди − головной эсминец пр. 23560 (шифр "Лидер"), ожидаемый на рубеже 2020-2030-х гг. − даже более эффектный "демонстрационный материал", нежели ТАРКР поколения три-плюс. Не исключено, что XXI век станет вторым "золотым веком" русских кругосветок.
Tags: Фрегаты пр. 22350
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments