Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

УДК для ВМФ России

.
Авторская версия статьи,
опубликованной в газете "Взгляд" (ссылка 1)

17 ноября были обнародованы уточнённые характеристики двух универсальных десантных кораблей (УДК), которые планируется заложить в мае будущего года на судостроительном заводе "Залив" в Керчи (ссылка 2). Как и предполагалось (ссылка 3), их водоизмещение будет значительно выше заявленного ранее − 25 против 15 тыс. тонн. Таким образом, если всё пойдёт по плану, через полгода Российская Федерация начнёт строить самые большие в своей истории военные корабли (у "Бореев", по данным Севмаша, Dнадв=14700 тонн − ссылка 4).

УДК 11780 модель - с сайта Невского ПКБ.jpg
УДК нереализованного проекта 11780 (фото с сайта Невского ПКБ)


Происхождение

Термин "УДК" родом из СССР. В советской военной литературе так стали называть корабли типа "Тарава", первый из которых вошёл в состав ВМС США в 1976 году (ссылка 5). В оригинале они именовались "штурмовыми десантными вертолётоносцами" (landing helicopter assault или LHA). Поиграв словами на следующей серии "десантных вертолётоносцев-доков" (LHD) типа "Уосп" (ссылка 6), на "Америке" (2014) (ссылка 7) вернулись к LHA. Как это ни странно, но русскоязычный термин более точно отражает суть дела.

Универсальный десантный корабль представляет собой гибрид вертолётоносца и корабля-дока. Родоначальником тупиковой ветви десантных вертолётоносцев (LPH) стал "Тетис-Бей", перестроенный в 1956 году из небольшого (эскортного) авианосца типа "Касабланка". Затем последовало переоборудование трёх тяжёлых "Эссексов" и, наконец, постройка с нуля семи LPH типа "Иводзима" (списаны в 1992-2002 гг.).

Десантные корабли-доки (LSD) американцы применяли ещё в период Второй мировой войны. Правда, тогда они принимали на борт ограниченное количество морской пехоты (МП) и были, скорее, плавбазами высадочных средств, служившими в первую очередь для доставки десантных барж (плашкоутов) и катеров в район десантирования [1] (стр. 49). Позднее размеры и десантовместимость LSD и производных от них LPD значительно возросли. Вместе с УДК они составляют амфибийную триаду ВМС США.


Возможности

Взяв на себя обязанности вертолётоносцев и кораблей-доков, УДК обрели способность обеспечивать загоризонтную высадку десанта с вертикальным охватом. Согласно концепции развития МП США "Экспедиционные силы XXI века", для снижения угроз десантным кораблям со стороны имеющихся у противника систем противодействия и ограничения доступа (A2/AD) загоризонтная высадка десантно-штурмового эшелона должна производиться на удалении не менее 65 морских миль (120 км) от берега (ссылка 8). Вертикальный охват, при этом, подразумевает параллельную воздушно-десантную операцию в тылу или на флангах войсковой группировки, обороняющей побережье.

Водоизмещение универсальных десантных кораблей позволяет принять и разместить в комфортных по военным меркам условиях подразделение морской пехоты, способное самостоятельно вести бой за расширение плацдарма (разумеется, при поддержке палубной авиации). В США таким подразделением является экспедиционный батальон (отряд) морской пехоты (MEU), численностью до 2200 человек (частично размещается на LSD и LPD). Батальоны МП других стран гораздо меньше (порядка 450 чел.).

Необходимо отметить, что при определённых обстоятельствах загоризонтная высадка десанта может быть затруднена или попросту невозможна. Удаление в 120 км хорошо в тех случаях, когда противник располагает только береговой артиллерией. Однако и здесь время, необходимое самому быстрому десантно-высадочному средству (LCAC, 40 узлов), чтобы добраться от УДК до берега, составляет свыше полутора часов. При наличии же на побережье БРК "Бастион" с дальностью действия 300 км (в экспортном исполнении) и загоризонтных РЛС "Подсолнух" время движения LCAC от ещё более удалившегося носителя увеличивается до неприемлемых четырёх часов.

Сказанное, конечно же, не означает, что УДК несостоятельны и бесполезны. Они необходимы ВМФ России для контроля над удалёнными районами Мирового океана и могут с успехом применяться в антитеррористических операциях, подобных Сирийской (в особенности в отсутствие на ТВД авиабаз), а также в любых других вооружённых конфликтах при поддержке дальней и авианосной авиации.


Престиж

Полноразмерный УДК (40-45 тыс. тонн), как и атомный авианосец, относится к наиболее дорогостоящим образцам военной техники и на сегодняшний день доступен только самой богатой и индустриально развитой державе мира − США. Поэтому, глядя на американских гигантов, один за другим стали проектировать и строить их эконом-варианты, значительно расширившие географию обладателей кораблей нового класса.

Почти одновременно, в 2003 году, во Франции и Южной Корее были заложены три первых УДК в масштабе 1:2 к тем, что несли службу под звёздно-полосатым флагом. В 2005 г. свой корабль заложили в Испании. Два французских "Мистраля" (по 21 950 т полн. согласно Jane's Fighting Ships) вступили в строй в 2006 г., южно-корейский "Токто" (19 300 т) − годом позже, испанский "Хуан Карлос I" (27 500 т) − в 2010 г. (особенностью последнего стал трамплин, позволяющий использовать его в качестве лёгкого авианосца).

На следующий день после спуска на воду "испанца" на том же стапеле в Ферроле был заложен корпус первого из двух УДК того же проекта для австралийских ВМС (достроены в Австралии в 2014-2015 гг.). В 2013 году во Франции состоялась закладка двух "Мистралей" для ВМФ России, которые три года спустя были перепроданы Египту. В 2017 г. началось строительство первого китайского УДК (спущен на воду в сентябре с.г.), в феврале 2018 г. − турецкого "Анадолу" (клона "Хуана Карлоса") и итальянского "Триеста" (собственной разработки).

Как видим, концепция УДК умеренного водоизмещения стала весьма популярной. Благодаря ей у целого ряда морских держав появилась возможность за приемлемую плату пополнить свои ВМС престижными авианесущими кораблями авианосного типа. Немного утрируя, можно сказать, что в наши дни УДК играют ту же роль, что и линейные корабли во времена "дредноутной лихорадки".


Третья попытка

Закладка в Керчи двух УДК для ВМФ России даст старт третьей попытке создания в нашей стране полноценных МДС (морских десантных сил) быстрого реагирования. О двух предыдущих случаях, закончившихся неудачей, хорошо известно, поэтому нет смысла останавливаться на этом подробно. Стоит только напомнить, что в первый раз проект 11780 не был реализован из-за разногласий между Главкоматом ВМФ и Генштабом ВС СССР (точнее, между адмиралами Горшковым и Амелько) (ссылка 11), во второй − заказанные во Франции и почти готовые "Мистрали" попали под антироссийские санкции, в результате чего, как было сказано выше, оказались в составе ВМС Египта.


"Залив"

На судостроительном заводе "Залив", где предполагается заложить УДК, никогда не строили боевые корабли большого водоизмещения. В портфеле военных заказов предприятия в советское время самыми заметными позициями были сторожевики пр. 1135/11351 (3200/3600 т полн.). Сейчас в постройке находятся два патрульных корабля пр. 22160 (около 2000 т) и пять МРК пр. 22800 (800 т).

В то же время, на "Заливе" могут по праву гордиться тем, что именно там были построены самые крупнотоннажные суда в истории СССР и России − шесть танкеров типа "Крым" водоизмещением 180 тыс. т, вмещавших более 1 млн баррелей нефти. С учётом того, что "Мистрали" являются, по сути, морскими транспортными судами, спроектированными по нормам гражданского судостроения (ссылка 12), и что переданные нам технологии, вероятно, будут использованы в проекте российского УДК, опыт керченских кораблестроителей может быть весьма полезен.

Сухой док "Залива" с камерой 354х60 м (ссылка 13) как нельзя лучше подходит для строительства кораблей длиной 220 м и предполагаемой шириной около 40 м, однако целиком в нём можно разместить только один заказ из планируемых двух. 400-метровый открытый стапель (ссылка 14) в данном случае задействовать не получится, поскольку его транспортные тележки и спусковое устройство (поперечный слип) рассчитаны на объекты массой до 2000 т при длине порядка 90 м − таких, как 22160 (ссылка 15).

Скорее всего, для ускорения постройки будут использованы нестандартные технологические схемы. Лучше всего было бы строить УДК в  кооперации с Балтийским заводом (СПб), на котором в 2012-2014 гг. за 9-10 месяцев собирали кормовые части "Мистралей". Даже с учётом длительной (двухмесячной) буксировки для окончательной сборки (стыковки с носовыми частями) в Керчи, это значительно сократило бы производственный цикл. Другая возможная схема заключается в разделении сухого дока на две камеры с помощью предусмотренного для этого промежуточного затвора с целью одновременной закладки одного заказа во всю длину и носовой части другого. После спуска на воду первого корпуса, второй можно будет быстро нарастить заранее собранными блоками.

Необходимо добавить, что началу постройки УДК должно предшествовать утверждение технического или эскизно-технического проекта. Поскольку до закладки остаётся не более полугода, это возможно лишь при условии, что проектирование будет вестись на основе детальной инициативной проработки Невского ПКБ.

Не исключено, что в случае успешного завершения серии универсальных десантных кораблей, которых должно быть минимум четыре (по аналогии с планами по "Мистралям" − ссылка 16), будет принято решение о начале строительства на керченской верфи авианосца нового проекта.


ТТХ

В сообщении по ссылке 2 даны лишь основные характеристики перспективных УДК без какого-либо обоснования и деталировки. Попробуем хотя бы частично восполнить этот пробел.

Водоизмещение в 25 тыс. тонн не конкретизируется. Если дано полное, стандартное должно быть порядка 20 тыс. т, если нормальное − около 22 тыс. т. При условной проектной норме 1000 тонн стандартного водоизмещения на один летательный аппарат (что в точности подтверждается ТТХ "Мистраля" и "Кузнецова") на первых российских УДК смогут базироваться 20-22 ЛА. Поскольку в сообщении фигурируют "более 20 тяжёлых вертолётов", 25 тыс. т − всё-таки Dнорм (с соответствующим ему Dполн примерно в 28 тыс. тонн).

Состав авиагруппы можно спрогнозировать, исходя из планировавшейся на "Мистралях" − по одной двухзвенной эскадрилье ударных и транспортно-боевых вертолётов (8 Ка-52К и 8 Ка-29). Представляется разумным оставить ударную (штурмовую) эскадрилью как есть с добавлением звена транспортников и пары спасателей с общим итогом: 8 Ка-52К, 12 Ка-29 и 2 Ка-27ПС (Ка-27/29 в перспективе будут заменены "Миногами").

Новый корабль, несомненно, сможет перевозить 900 заявленных морских пехотинцев, но лишь в качестве войскового транспорта второй волны и на короткие расстояния (по условиям обитаемости). Это легко понять, если разбить 900 морпехов на отделения (по 9 человек), каждому из которых по штату положен БТР или БМП. Такое количество возимой бронетехники (100 единиц) находится далеко за гранью возможностей 25000-тонного УДК. Его реальная штатная десантовместимость, вероятнее всего, будет следующей: усиленный батальон морской пехоты (450 человек, вкл. 30 танкистов), танковая рота (10 основных танков), до 50 БТР/БМП.


Скрытый смысл

Помимо очевидной необходимости создания МДС нового (глобального) уровня, в закладке и оперативной постройке УДК есть и другой немаловажный смысл. Десять лет назад, когда начались переговоры по "Мистралям", Россия была ещё слаба − как в военном, так и в военно-техническом отношении (не считая РВСН), и состояние кораблестроения являлось ярчайшим проявлением этой слабости. О том, что судпром вышел из кризиса, нельзя сказать и сейчас, но то, что самые тяжёлые времена остались позади, не вызывает сомнений.

Нет сомнений и в том, что запланированные УДК получат наименования "Владивосток" и "Севастополь" − те, что были стёрты с бортов заказов M33/N33 на верфи STX France. Кроме того, есть уверенность, что керченские перворанги будут лучше "Мистралей" во всех отношениях − военном, экономическом, эстетическом. Подъём на их флагштоках Андреевского флага через 5-6 лет после закладки (ссылка 17) станет сигналом о том, что мы не разучились быстро строить большие корабли, в полной мере восстановили свои компетенции и не нуждаемся более ни в чьих услугах.


[ПОДДЕРЖКА БЛОГА]
https://navy-korabel.livejournal.com/224865.html



Использованная литература:
1. А. Васильев и др. "Морские десантные силы", М., Воениздат, 1971.
2. В. Кофман "Наследники "Синсю-Мару", "Морская коллекция", Десантные суда, вып. 5, "Моделист-конструктор" №5/1997.
3. В. Кофман "Оружие богатых стран", "Морская коллекция", Десантные суда, вып. 9, "Моделист-конструктор" №9/1997.
4. В. Кофман "Десантные универсалы", "Морская коллекция", Десантные суда, вып. 10, "Моделист-конструктор" №10/1997.
5. А. Фёдоров "Почему хромает фаворит", "Национальная оборона", №8/2010.
6. С. Мишин "Направления развития экспедиционных сил морской пехоты США в XXI веке", "Зарубежное военное обозрение", №3/2015.
Tags: Кораблестроение, УДК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 90 comments