Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

"Тамбов": похоже, будет жить

.
На сегодняшний день в составе ВМФ России осталось всего две (из 26) больших атомных подводных лодки (ПЛАБ) пр. 671РТМ, принадлежащих к модификации 671РТМК (ссылка 1) (РТМК = Ракетно-Торпедная, Модернизированная, с Крылатыми ракетами) − Б-138 "Обнинск" в строю и Б-448 "Тамбов" в ремонте (о списании "Даниила Московского" стало известно в марте прошлого года − ссылка 2, ссылка 3). Есть мнение, что, в отличие от ПЛАК пр. 971, ПЛАБ пр. 671РТМК морально устарели, и на ВТГ "Тамбова" не стоит отвлекать производство, тратить время и деньги. Попробуем разобраться с тем, что происходит сейчас с Б-448, и стоит ли в условиях острейшего дефицита многоцелевых ПЛА пренебрегать тем, что может хотя бы немного облегчить ситуацию в самом скором времени.

ПЛАБ 671РТМК Тамбов - lemur59.ru (3).jpg
ПЛАБ Б-448 "Тамбов" (фото без даты с lemur59.ru)


Как известно, проект 671РТМ(К), создававшийся параллельно с пр. 945 и 971, стал результатом "весьма успешной попытки выжать максимально возможное из конструкции лодок пр. 671 и 671РТ" и подобно пр. 667БДРМ "плавно перешёл из второго в третье поколение атомоходов" [В. Ильин, А. Колесников "Подводные лодки России", 2006, стр. 44]. Наверное, единственным принципиальным преимуществом 971 перед 671РТМ(К) является революционное снижение уровня шумности, достигнутое за счёт применения системы двухкаскадной амортизации, когда изолируются не только фундаменты механизмов от корпусных конструкций, но и зональные блоки, в которых расположены механизмы, от прочного корпуса ПЛ [там же, стр. 85]. Заплатить за это пришлось значительным увеличением диаметра прочного корпуса (примерно с 8,7 до 11,4 м) и, как следствие, Dнадв (с 4900 до 8140 т) (ссылка 4).

В остальном, возможности 971 и 671РТМК можно считать соизмеримыми. Лодки обоих проектов могут применять сверхмощные боеприпасы калибра 650 мм (у 971 на два 650-мм ТА и на 4/6 БП больше) и ракеты комплекса "Калибр-ПЛ" (после небольшой модернизации, главным образом − корабельной системы управления стрельбой). И там, и там применены ГАК одного семейства ("Скат"), что в совокупности со схожими размерами выгородки основной (носовой) антенны (судя по схемам Ю. Апалькова, у 671РТМК она приблизительно на 10% ниже и на столько же длиннее), надо полагать, допускает возможность усовершенствования гидроакустического вооружения в ходе среднего ремонта.

Что касается непосредственно "Тамбова", то надо сказать, что он не так уж и стар. Переданная ВМФ 24.09.1992 эта 27-летняя ПЛАБ − ровесница "Леопарда", и на год − на два моложе "Волка" и "Пантеры" (ПЛАК пр. 971, о которых шла речь в предыдущей записи − ссылка 5). В ещё большей степени "молодость" "Тамбова" проявляется на фоне ПЛА типа "Лос-Анджелес", строительство которых началось одновременно с 671РТМ (головные лодки вступили в строй в 1976-1977 гг.). 18 из 31 строевых LA старше Б-448 с разницей до 8 лет.

"Тамбов" прибыл в СРЗ "Нерпа" (филиал ЦС "Звёздочка") для прохождения ремонта по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков на три года (как следует из документов закупок) ориентировочно в 2011 г. (ссылка 6) в возрасте 19 лет. Из тех же документов известна дата заключения госконтракта на выполнение работ (15.10.2015 − ссылка 7) и первоначальный срок сдачи ПЛАБ (2017 г. − ссылка 8). Недоступный сейчас план закупок "Звёздочки" на тот сдаточный год пестрел позициями, касающимися зав. № 696, однако в своём предновогоднем интервью гендиректор "Нерпы" с сожалением признался, что срок завершения ремонта по целому ряду причин пришлось перенести на ноябрь 2018 г. (ссылка 11, 0:33). После этого вокруг Б-448 образовался информационный вакуум.

Тем не менее, перечень тендеров снежногорской дочки ЦСЗ на 2019 г. даже в сильно усечённом виде (всего полсотни позиций) содержит 9 пунктов, относящихся к заказу 696, что наглядно свидетельствует о твёрдом намерении заказчика и исполнителя довести дело до победного конца. Обозначенные в закупках работы, не считая системы управления техническими средствами (СУ ТС) "Вольфрам-714РТМ", касаются судовой арматуры, металлопроката и лакокрасочных материалов с крайним сроком поставки товара (выполнения работ) до конца октября 2019 г. (ссылка 12, п.п. 14, 20, 29, 30, 36, 39, 42, 43, 49). Ожидать выхода "Тамбова" из ремонта в текущем году было бы слишком оптимистично (скорее всего, все силы будут брошены на завершение ВТГ приоритетного "Вепря"), но 2021 год по всем приметам должен стать сдаточным для Б-448 − годом, когда истощённая многоцелевая компонента нашего атомного подплава пополнится вполне боеспособной ПЛА, которая, с учётом 10-летней паузы в эксплуатации, может без особых проблем прослужить до 2030 г.
Tags: Атомные подводные силы, ПЛАБ пр. 671РТМК, Северный флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments