Продолжение (начало - по ссылке)
Не найдя ответа в официальных источниках, обратимся к неофициальным (открытым, конечно). Что такое П-500 "Базальт" более менее понятно - это ракетный комплекс с тяжёлой сверхзвуковой противокорабельной ракетой 4К80 (индекс УРАВ ВМФ) оперативно-тактического назначения, разработка которого началась 28.02.1963 (более 50 лет назад) и закончилась принятием на вооружение 11.08.1975. Двух этих дат уже должно быть достаточно, чтобы понять, что в первоначальном виде ПКРК "Базальт" в настоящее время использоваться не может. Однако, по порядку.
Противокорабельная ракета 3М70 (почти) ПКРК П-1000 "Вулкан" (фото с cruiser-moskva.info)
Если говорить коротко, то ПКРК П-1000 "Вулкан" - это сильно усовершенствованный "Базальт". Его разработка началась вскоре после создания П-500 (15.05.1978) в связи с постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации ВМС США. Здесь и далее будет использован первый авторитетный источник по теме: цикл статей В. Асанина "Ракеты отечественного флота", опубликованный в журнале "Техника и вооружение" (в данном случае - в №6 за 2007 г.). Цитата (нумерация и комментарии в скобках мои - А.Ш.):
"Конструкторы "НПО машиностроения" выявили возможность удвоения (отсюда и П-1000) дальности ракеты комплекса "Базальт" при минимальных доработках маршевой ступени за счёт 1) применения титановых сплавов, 2) некоторого снижения защищённости (бронирования) боевой части, но в основном 3) путём замены стартового агрегата на... стартово-разгонную ступень. Ранее использовавшиеся стартовые агрегаты... придавали ракете скорость, достаточную для удержания в воздухе за счёт подъёмной силы и... управления аэродинамическими рулями. Последующий набор высоты и разгон до большой сверхзвуковой скорости производились за счёт работы турбореактивного двигателя в режиме максимальной тяги (с большим расходом топлива)... После выхода на заданный высотно-скоростной режим полёта тяга ТРД снижалась...
Реутовские конструкторы переложили задачу разгона и набора высоты на твердотопливные двигатели стартово-разгонной ступени. После её отделения ТРД работал в основном в режиме пониженной тяги, понемногу расходуя топливо... При размещении ракеты со сложенным крылом в [том же самом] контейнере между его стенками и бортами фюзеляжа оставались зазоры, достаточные для размещения более крупногабаритных твердотопливных двигателей по сравнению со старыми стартовиками" (конец цитаты).
В результате всех этих усовершенствований, имевших следствием скачкообразное увеличение боевого потенциала нового ПКРК, ракета 4К80, получившая индекс 3М70, должна была приобрести такой (или примерно такой) облик (фото А. Карпенко, сделанное на МАКС-2009):
Как можно видеть, ракета комплекса "Вулкан" разительно отличается от своей предшественницы, что не удивительно - удвоение дальности за счёт увеличения мощности и продолжительности работы твердотопливных стартовых ускорителей неминуемо должно было повлечь за собой значительное увеличение их массо-габаритных характеристик. Для сравнения (в дополнение к фотографии в начале записи) ниже приведены снимок и боковой вид ракеты 4К80 ПКРК "Базальт" (из статьи В. Асанина в журнале "Техника и вооружение" №6 за 2007 г., стр. 41).
Необходимо отметить, что кроме модернизации "железа", был значительно улучшен (доведён до уровня "Гранита" или даже превзойдён) интеллектуальный потенциал нового комплекса. Речь идёт об элементах искусственного интеллекта, внедрённых в алгоритм группового полёта ПКР на маршевом участке, поиска цели и целераспределения между ракетами одного залпа. К сожалению, эта, без сомнения, увлекательная тема выходит за рамки рассматриваемого вопроса. Стоит только (в подтверждение сказанного в начале абзаца) привести слова генерального конструктора НПО машиностроения (1984-2004) Г. Ефремова из выпуска "Ударной силы", посвящённого "Атлантам" (26.07.2009): "...Мы опять провели модернизацию самого ракетного оружия. Характеристики по "умственным возможностям"... ракет были усовершенствованы...".
Для полноты картины следует обратиться к другому авторитетному источнику - справочнику Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР" 2003 г. (в данном случае - к тому II "Ударные корабли", части 1, стр. 54): "Ракетные крейсера типа "Слава" пр. 1164... Вооружение... П-500 ("Базальт"), П-1000 ("Вулкан")1*... [Примечание] 1* На РКР "Варяг", "Адмирал флота Лобов"... ПКРК "Базальт" на РКР "Москва" и "Маршал Устинов" во время проведения среднего ремонта был модернизирован. В частности, в нём могли уже использоваться ПКР комплекса "Вулкан", но оснащённые стартовыми агрегатами ПКР 4К80 (работа стартовых ступеней ПКР комплекса "Вулкан" могла бы привести к разрушению ПУ)". Сказанное подтверждает информация с сайта "Ракетная техника" о том, что корпуса пусковых установок СМ-248 ПКРК "Базальт", применённых на РКР пр. 1164, выполнены из стеклопластика (ссылка).
Если бы "Варяг" получил при рождении комплекс "Вулкан" в полной комплектации, его ПУ (изготовленные из стали или В95), наверное, хоть немного отличались бы от таковых на "Москве" и "Устинове", однако на имеющихся фотографиях сколь-нибудь заметные различия не просматриваются (слева - "Москва", фото А.Бричевского с cruiser-moskva.info; справа - "Варяг", фото В. Якубова с svsm.org и Pic.Tiexue.Net с forums.airbase.ru от cbvtbpzknf)
И, самое главное, на фотографиях погрузки ПКР на "Варяг" (которых в сети достаточно много) отчётливо видны те самые малогабаритные ускорители, что и на ракете 4К80 комплекса "Базальт" (фото с forums.airbase.ru от ...808, сделанные на одной из ракетно-технических баз ТОФ не позднее апреля 2011 г.):
Приведённые факты позволяют сделать следующие выводы:
1. В настоящее время ПКРК П-500 "Базальт" как таковой в ВМФ РФ использоваться не может, т. к. был принят на вооружение почти полвека назад и морально устарел (равно как и применённая в его системе управления элементная база, которую можно отнести к каменному веку авиаракетной электроники).
2. Комплекс "Базальт" был модернизирован и принят на вооружение 13.10.1987, но уже под названием "Вулкан", откуда следует, что РКР пр. 1164 вооружены "Вулканом" и только "Вулканом".
3. ГРКР "Варяг" получил "Вулкан" во время постройки (вступил в строй 25.12.1989), "Москва" ("Слава", в строю с 30.12.1982) - в ходе десятилетнего среднего ремонта 1991-2000 г.г. (скорее всего, не в Николаеве, а в Севастополе в период 08.1999-11.2000 - подробности), "Маршал Устинов" (15.09.1986) - во время трёхлетнего ремонта на Северной верфи в 1994-1997 г.г.
4. По неизвестным причинам (экономического, политического, технического или производственного характера) ПКРК "Вулкан" был установлен на крейсера 1164-го проекта в усечённом виде - без замены стеклопластиковых пусковых установок СМ-248 на новые из жаропрочных сплавов, позволяющие использовать ракеты 3М70 со стартово-разгонными РДТТ новой конструкции (как вариант - "Варяг" имеет жаропрочные ПУ, но ПКР с мощными стартовиками пока не производятся).
5. По причине, изложенной в п. 4, РКР "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов" имеют на вооружении ПКРК "Вулкан" с ракетами 3М70, снаряжёнными стартовыми ускорителями от ПКР 4К80 снятого с вооружения комплекса "Базальт". По этой причине дальность действия ПКРК "Вулкан" на сегодняшний день либо такая же, как у "Базальта" (550 км), либо (по некоторым данным) на 150 км больше за счёт уменьшения массы ракеты.
Оптимистическое заключение
Есть надежда, что в 2015 г., выйдя из ремонта с модернизацией, РКР "Маршал Устинов" станет первым кораблём пр. 1164, вооружённым полноценным комплексом "Вулкан" с дальностью действия 1000 км. В этом случае, модернизировав "Москву" и "Варяг" (что, как будто бы, уже запланировано) и доукомплектовав систему МКРЦ "Лиана", ВМФ РФ получит радикальное средство противодействия АУГ ВМС США.