Удивительно, но всё ещё бытует мнение, что "наш флот надёжно привязан к своим берегам" (ссылка 1). Чтобы убедиться в обратном, достаточно взглянуть на карту военно-морского присутствия Российской Федерации в 2017 г. (ссылка 2) (к сожалению, по причине большой трудоёмкости материалов такого рода, данные за 2018 и 2019 гг. не публиковались, но это не значит, что тема не будет продолжена). В то же время карта наглядно демонстрирует приоритеты главкомата ВМФ − это Средиземное море и воды четырёх океанов, омывающие побережье Евразии и, в меньшей степени, Африки. При этом Атлантический океан как таковой и вся Америка остаются за кадром.

ГРКР "Москва" входит в Гавану, 03.08.2013 (источник)
Не считая СРЗК и судов ГУГИ, последний целенаправленный трансатлантический переход около четырёх лет назад совершил СКР "Ярослав Мудрый" (26.10-17.11.2016 Гавана, Тринидад и Тобаго). За три года до этого состоялась более представительная акция − 03.08.2013 в столицу Кубы зашли ГРКР "Москва" и БПК "Вице-адмирал Кулаков", затем, уже в одиночестве, "Москва" посетила Никарагуа (пройдя каналом в Тихий океан) и Венесуэлу. На фоне ежегодных походов в СЗМ, в Северное море, по СМП и в АТР это выглядит очень скромно.
С учётом скачкообразно усилившейся активности ВМС и ВВС НАТО в акваториях и над акваториями всех без исключения морей, прилегающих к территории России (включая Баренцево, Восточно-Сибирское и даже Охотское), наверное, пора подумать об адекватном симметричном ответе, а именно − о демонстрации на регулярной основе приверженности к свободной навигации (demonstrate freedom of navigation − ссылка 4) в Карибском море и Мексиканском заливе. Возможности для этого есть прямо сейчас. "Москва", недавно прошедшая ВТГ, готовится к учениям "Кавказ-2020" (ссылка 5), а "Кулаков" оперирует в СЗМ (ссылка 6). Было бы неплохо, если бы по окончании учений, которые пройдут 21-26 сентября, ГК ВМФ сформировал тактическую группу и отправил её with love from Russia к Восточному побережью США. ■