Внешняя политика государства может быть либо активной (проактивной), либо пассивной (реактивной). Не всегда, но всё ещё очень часто на международной арене мы ведём себя пассивно, уступая инициативу противнику и лишь реагируя (отвечая) на его недружественные действия, направленные на причинение нам репутационного, морального или экономического ущерба. Наращивание присутствия ВМС и ВВС НАТО по всему периметру наших морских границ, создающее (по крайней мере в СМИ) иллюзию своеобразной осады России со стороны стран Запада, по законам (военной) дипломатии требует зеркального ответа. Военно-морской флот, являющийся одним из внешнеполитических инструментов, в меру своих возможностей уже отвечает на новые вызовы и, наверное, мог бы делать это ещё активнее.

"Кулаков", Мори-Ферт, 17.11.2020 10:02 md (royalnavy.mod.uk)
До 2020 года даже у тех, кто внимательно наблюдал за развёртыванием кораблей ВМФ России в дальних водах, такие морские акватории, как заливы Сены и Мори-Ферт, были не на слуху. Из архива пресс-службы Минобороны известно только, что, для того чтобы пополнить запасы от судов снабжения или переждать непогоду (прохождение штормового фронта) в ходе боевой службы или по пути в Средиземное море, Аденский залив или обратно, в первый из них в сентябре 2012 г. заходил БПК СФ "Вице-адмирал Кулаков" (ссылка 2), в октябре 2013 г. − БДК СФ "Георгий Победоносец" (ссылка 3), в апреле 2017 г. − корветы БФ "Бойкий" и "Сообразительный" (ссылка 4), во второй − ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с БПК "Адмирал Чабаненко" и судами обеспечения в самом конце 2011 г. (ссылка 5).
Географически названные заливы схожи тем, что их воды довольно глубоко вдаются в территорию омываемых ими государств. Залив Сены, куда впадает одноимённая река, раскинулся между Гавром и Шербуром на южном берегу Ла-Манша. При ширине на входе около 100 км (в 1,5 раза уже зал. Петра Великого, куда не пустили "Маккейна") и длине (по меридиану) 40-45 км он мог бы при желании целиком принадлежать Франции, однако та довольствуется лишь 12 милями (22 км) территориальных вод, оставляя значительную его часть для свободного пользования всеми желающими. Тех же скромных правил придерживаются и англичане в отношении "треугольного" залива Мори-Ферт на северо-востоке Шотландии примерно с такой же шириной на входе, как и зал. Сены.
В условиях возобновившегося военного противостояния слишком либеральное морское законодательство стран Запада стало причиной того, что заливами Мори-Ферт и Сены стали всё чаще без ложной скромности пользоваться российские боевые корабли, что весьма положительно характеризует настрой ГК ВМФ и командований флотов. Только в этом году, по имеющейся, вероятнее всего, неполной информации, в тихую бухту в Нормандии заходили: 31.01 − РКР СФ "Маршал Устинов" (ссылка 6); в апреле − "Бойкий" (ссылка 7); 14?.11 − "Кулаков" (ссылка 8); в Мори-Ферт: 28.10-02.11 − БПК СФ "Североморск" (ссылка 9, ссылка 10), 17.11 (md) − всё тот же "Кулаков" (ссылка 11).
Надо полагать, что несанкционированное присутствие иностранных военных кораблей, по сути, в прихожей их собственного дома не слишком радует ни французов, ни англичан. Говоря более конкретно, оно должно раздражать, беспокоить, настораживать, т. е. вызывать чувство дискомфорта − аналогичного тому, что испытывает нормальный (патриотически настроенный) гражданин России при появлении подобных непрошеных гостей в Балтийском, Чёрном, Баренцевом и других приграничных морях, контроль над которыми был, есть и будет одним из приоритетов нашей национальной обороны. Поэтому желательно и впредь, отвечая "любезностью" на "любезность", при любом удобном случае (просто проходя мимо) бросать якорь вблизи неприятельских берегов, намекая на их уязвимость.
Особенно уязвимыми европейские союзники США должны почувствовать себя, увидев на якорных стоянках в непосредственной близости от своих территориальных вод корабли с УКСК, "Калибром" и "Цирконом". Ведь от центра Мори-Ферт до Лондона 740 км, а до Эдинбурга и Глазго и вовсе 220-240 км (как и от залива Сены до Парижа). Маловероятно, что совсем уже потерявшее страх командование НАТО сразу задумается о снижении напряжённости. Скорее, оно воспользуется поводом для давления на руководство стран альянса на предмет увеличения расходов на оборону. Но бояться и уважать нас при этом уж точно будут больше, и поэтому отказываться от проактивной стратегии использования сил флота в мирное время, ограничившись слежением за чужаками у наших морских границ, ВМФ России не вправе.
К сожалению, российское военно-морское присутствие в дальних водах не носит пока глобального характера. Оно охватывает Восточную (прежде всего Северо-Восточную) Атлантику, Средиземное море, Арктику, запад АТР, север и запад Индийского океана, в то время как Северная Америка, откуда исходит главная угроза мировой стабильности, почему-то остаётся в стороне. Получается, что территория Соединённых Штатов, развязавших, по сути, Вторую холодную войну, остаётся в стороне от театра военных действий. Думается, что эту несправедливость пора исправить. Предлагавшийся автором блога трансатлантический поход "Москвы" и "Кулакова" (ссылка 12) не состоялся (после "Кавказа-2020" крейсер не отходит от причала), но есть надежда, что после четырёхлетнего перерыва "неприкосновенность" американского континента будет нарушена "Адмиралом Касатоновым" во главе отряда СФ, готовящегося к боевой службе (ссылка 13). ■