Некоторое время назад в комментариях к записи о техническом истощении ВСУ на сказанную мной фразу о господстве в воздухе нашей авиации один из гостей отреагировал так: "Судя по всему, господство в воздухе не такое уж и полное, по крайней мере, свободно летать по тылам противника и наносить удары что-то мешает". Другой, как всегда, был ещё более прямолинеен, безапелляционен и бездоказателен: "Нет господства. ПВО есть ещё и ПЗРК как грязи. Максимум летают в прифронтовой полосе. Управляемых дальнобойных бомб нет, один чугуний". Можно подумать, что этот другой либо служит в одной из авиачастей, принимающих участие в военной операции (но не на лётной должности), либо только что вернулся с какого-то совещания в Минобороны, штабе группировки российских войск на Украине или штабе армии ВВС и ПВО. Несостоятельность обоих суждений была доказана буквально двое суток спустя в репортаже 1-го канала.

Су-35С после боевого вылета с РВВ-СД, РВВ-МД (Р-73) и Х-31П(Д) ("Время", 27.04.22)
Впервые о завоевании российской авиацией господства в воздухе над всей территорией Украины было объявлено на брифинге Минобороны утром 28 февраля (ссылка 2), т. е. на пятый день военной операции. 25 марта начальник Главного оперативного управления Генштаба С. Рудской подтвердил, что "в настоящее время практически полностью уничтожены украинские воздушные силы и система противовоздушной обороны" (ссылка 3). Полное уничтожение ВВС и ПВО весьма затруднительно, поскольку некоторое количество самолётов, вертолётов, ударных БПЛА и ЗРК большой, средней и малой дальности находится в замаскированных укрытиях, но на господство в воздухе наших ВВС и ПВО это никак не влияет. Те ЛА и ЗРК, которые покидают укрытия незамедлительно уничтожаются. Так 5 мая было сбито сразу три украинских самолёта − Су-27, Су-24 и Су-25 (ссылка 4), а 2 мая уничтожены оптом 4 ПУ (целая батарея) ЗРК С-300 (ссылка 5).
Коротко о "полётах в прифронтовой полосе". Звучит наивно. Фронтовая авиация (Су-35С, Су-34, Су-24М, Су-25) потому так и называется, что предназначена для действий в районе линии фронта, а не в глубоком тылу противника. Для работы по тылам у нас есть дальняя авиация (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) и МиГ-31К, которым для пуска Х-101, Х-555 или "Кинжалов" даже не надо пересекать госграницу.
В весьма информативном материале 1-го канала показана работа тактической группы − вероятнее всего, смешанного звена из пары Су-34 и пары прикрывающих их Су-35С. Интервал между вылетами (посадками и взлётами) − менее 40 минут. Место действия не называется, но надо полагать, что это один из российских приграничных аэродромов со всей необходимой инфраструктурой (напр., Балтимор). Первыми взлетают Су-34, вооружённые бомбами и ракетами (на пилонах видны Х-29ТЕ класса "воздух-поверхность", предназначенные для поражения визуально видимых трудноуязвимых наземных целей, включая железобетонные − ссылка 6), т. е. не одним "чугунием", хотя на авиабазе есть и его запасы (по моему мнению − ФАБ-500 М-62). За ними уходят в небо Су-35С с тремя РВВ-СД на подфюзеляжных узлах подвески, четырьмя РВВ-МД (Р-73) на внешних крыльевых и Х-31П(Д) на внутренних крыльевых пилонах.
Су-35С, как говорится в репортаже, обеспечивают наше превосходство в воздухе, благодаря мастерству наших лётчиков и подавляющему техническому преимуществу российской авиации (по той же причине ни один наш самолёт не был сбит в воздушном бою, несмотря на фейковые слухи о мифическом асе, прозванном Призраком Киева). Тактика нашей истребительно-бомбардировочной авиации такова: пока Су-34 работают по назначенным целям ракетами и бомбами, Су-35С обеспечивают их ПВО. Как только истребитель засекает работу РЛС вражеского ЗРК (насколько известно, с помощью станции предупреждения о радиолокационном облучении Л-150 "Пастель"), противорадиолокационная ракета (ПРР) Х-31П(Д) получает координаты цели и, выпущенная вне зоны досягаемости ПВО противника (дальность пуска Х-31ПД в экспортном исполнении 250 км (ссылка 7) против 150 у С-300ПМ*), не оставляет ЗРК ни единого шанса.
Примечание. *По имеющейся информации более совершенная модификация комплекса − С-300ПМУ2 "Фаворит" с ракетой 48Н6Е2 (вместо 48Н6 у С-300ПМ) с увеличенной на 50 км дальностью пуска) − была разработана в России и принята на вооружение российских Вооружённых сил уже после распада Советского Союза (в 1997 г.). ЗРК данной модификации у ВСУ быть не может. В то же время, в справочнике Military Balance 2022 (p. 213) утверждается, что у ВС Украины нет даже С-300ПМ, а только ещё более древние С-300ПТ и С-300ПС с дальностью по разным данным от 75 до 90 км.
Вопрос лётчику Су-35С: "[Верно ли, что] воздушного противника вы уже не встречаете, и как давно вы его не встречаете?". Ответ: "Да, верно, воздушного противника мы уже давно не встречаем − почти с самого начала военной операции, так как всё ПВО воздушного базирования было подавлено в первые дни операции" (ссылка 8). Подытоживая сказанное в записи, можно сделать следующий вывод: оставшиеся у ВСУ немногочисленные боевые самолёты (сегодня сбили ещё два), вертолёты, ударные БПЛА и ЗРК (БД/СД/МД) являются, по сути средствами одноразового действия, поскольку каждый ЛА, взлетев, отправляется в свой последний полёт, а каждый ЗРК, включивший свою РЛС, заканчивает тем самым свой последний боевой выход. Разумеется, известные неудобства нашей оперативно-тактической и армейской авиации доставляют ПЗРК (включая "Стингеры"), против которых у нас есть действенное средство, но о нём − в отдельной записи. ■