Относительно того, что "Хорнет" удобен, никаких сомнений нет. Единообразие парка палубной авиации очень удобно в плане технического обслуживания, снабжения расходными материалами и ЗИПом, подготовки лётного и технического состава и, наконец, взаимозаменяемости экипажей. С истребителем, бомбардировщиком, заправщиком и самолётом РЭБ на одной платформе командиру авиакрыла ВМС США так же комфортно, как командирам отдельной танковой бригады ВС РФ и её ремонтно-восстановительного батальона с единым основным танком Т-90 в отличие от должностных лиц гипотетического танкового полка недалёкого прошлого, вооружённого машинами Т-64, Т-72 и Т-80 одновременно.
Впрочем, тут можно обойтись и без танковых аллегорий. Не так уж и давно, в ходе операции "Буря в пустыне" (17.01-28.02.1991), в составе авиакрыльев американских авианосцев можно было наблюдать четыре типа истребителей и штурмовиков: F-14A "Томкэт", F/A-18A "Хорнет", A-6E "Интрудер" и A-7C "Корсар-2", правда "Корсары" (в количестве 2-х эскадрилий) были только на одном корабле из шести, принимавших участие в принуждении Ирака к миру - "Джон Ф. Кеннеди". Из 30 истребительных и штурмовых эскадрилий "Хорнетами" тогда были укомплектованы 9, т. е. менее трети.
Типовой состав авиакрыла (CVW) авианосца ВМС США в самом недалёком будущем (обозначения эскадрилий - реальные, номера - условные) - легко заметить, что самолёты семейства "Супер Хорнет" составляют около 75% от общей численности ЛА: VFA-1 - 12 х F/A-18F, VFA-2 - 12 х F/A-18E, VFA-3 - 12 х F/A-18E, VFA-4 - 12 х F/A-18E, VAQ-5 - 4 х EA-18G, VAW-6 - 4 х E-2C/D, HSC/HSM-7 - 12-16 х MH-60S/R
С тяжёлым дальним маловысотным штурмовиком A-6E "Интрудер" не всё так однозначно. Практически с той же боевой нагрузкой, что и F/A-18E/F (8170 кг), но с меньшей скоростью (около 1M), которая на малых высотах не суть важна, он мог совершать рейды вглубь территории противника на расстояние до 1630 км, т. е. дотянуться, например, из Бахрейна (места базирования 5-го флота) или даже из Оманского залива до Тегерана (ок. 1100 и 1500 км соответственно) без учёта дальности действия АСП (авиационных средств поражения). А если принять во внимание возможность наличия у противника современных средств береговой обороны (ПБРК "Бастион" со сверхзвуковыми ПКР "Яхонт" с дальностью пуска 300 км) и необходимость держать АУГ подальше от берега, "Супер Хорнет" сравнится по радиусу действия с лёгким штурмовиком A-4A "Скайхок" (420 км).
Снятый с вооружения "Интрудер" даже со свободнопадающими бомбами мог дотянуться до таких "медвежьих углов" на территории неприятеля, которые "Супер Хорнету" даже не снились (A-6E с "Энтерпрайза" и "К. Винсона", 26.09.1996, Wikimedia Commons)
Но хуже всего у многоцелевого F/A-18E/F обстоят дела с завоеванием господства в воздухе - непосильной задачей, которую ВМС взвалили на плечи "Хорнета", устранив его более дорогого и менее удобного в эксплуатации, но гораздо более функционального конкурента - F-14D. Разумеется, речь не идёт об операциях против таких стран, как Ирак, Афганистан, Ливия или даже Сирия, но, увлёкшись наведением порядка в странах третьего мира, США совсем забыли о России (какой пустяк) - великой морской державе, которая уже сейчас обладает палубными истребителями 4-го (даже без плюсов) поколения, превосходящими "Супер Хорнет" в воздушном бою, и в обозримом будущем посадит на палубы своих авианосцев (именно так - во множественном числе) полноценные (не F-35A) самолёты следующей генерации. Не приходится сомневаться, что следом за нами так же поступят Индия и Китай.
Во избежание голословности сравним "Супер Хорнет" с российским Су-33, который в отличие от своего американского коллеги не проходил глубокой модернизации и остался таким, каким был задуман много лет назад. Для начала сухие данные (через дробь, сначала - F/A-18E/F, затем - Су-33): масса пустого - 14500/18500 кг; максимальная взлётная масса - 29900/33000 кг; полезная нагрузка (макс.) - 15400/14500 кг; марка двигателей - F414-GE-400/АЛ-31Ф; тяга двигателей на форсаже - 9980/12500 кгс; практическая дальность полёта без боевой нагрузки с топливом во внутренних баках - 2350/3000 км; максимальная скорость полёта на большой высоте - 1,8/2,17M (1920/2310 км/час).
Сравнивать образцы вооружения и военной техники (ВВТ,ВиВТ), не имея на руках проектно-конструкторской документации - дело неблагодарное, однако, попробуем сделать это в самом первом приближении. Для этого выведем сначала условную среднюю массу летательных аппаратов, равную среднему арифметическому между массой пустого ЛА и максимальной взлётной (примерно соответствующую так называемой "нормальной взлётной массе") - для F/A-18E/F она будет равняться 22200 кг, для Су-33 - 25750 кг. Тогда тяговооружённость (одна из важнейших ЛТХ самолёта-истребителя) составит соответственно 0,90 и 0,97 кгс/кг.
Казалось бы, семь сотых (7-8%) - не такая уж большая разница, но если вспомнить, как во время Второй мировой войны авиаконструкторы воюющих держав бились за каждую лошадинную силу и каждый километр в час ради превосходства в воздухе, эти проценты приобретают совсем другой смысл. А "лишние" 400 км/час скорости, при которых Су-33 пролетает каждую секунду на 100 метров больше противника и вовсе не нуждаются ни в каких комментариях.
Су-33 из состава 1-й ("орлиной") эскадрильи 279-го окиап (фото А. Старкова с foxbat.ru)
Сравнить маневренные характеристики "Супер Хорнета" и Су-33 в цифровом выражении нет никакой возможности по причине совсекретности этих самых цифр (как с одной, так и с другой стороны). Следует только отметить, что маневренность, заключающаяся в способности занимать выгодное тактическое положение по отношению к противнику, выражается величинами секундного векторного приращения скорости (ускорения) при различных вариантах маневрирования: разгоне по прямой, развороте (вираже) с разгоном и без, развороте с торможением на форсаже и без него, торможении по прямой. Здесь остаётся положиться на мнение профессионала (А. Фомина), подкреплённое благославением непререкаемых авторитетов в своей области (ГК ОКБ Сухого и "отца" Су-33 А. Симонова, лётчика-испытателя В. Пугачёва, гендиректора КнААПО В. Меркулова и командующего МА ВМФ В. Дейнеки): "Лётно-технические характеристики обеспечивали Су-27К паритет с самыми современными истребителями вероятного противника, а по маневренным возможностям (угловые скорости виража, скороподъёмности и т. п.) - он значительно превосходил их" ("Су-27К" следует читать "Су-33", прошедшее время можно считать настоящим - А.Ш.).
Если вдруг ВМФ РФ решит модернизировать парк Су-33, установив на них в числе прочего двигатели АЛ-41Ф1С по 14 500 кгс с управляемым вектором тяги, "Супер Хорнеты" будут иметь совсем бледный вид (отставание в тяговооружённости составит уже около 20%). В этом случае, а в особенности после того, как в небе над Мировым океаном появятся палубные аналоги российского Т-50 и китайского J-20, Соединённые Штаты, отказавшиеся от программы "оморячивания" F-22 (NATF), рискуют наступить на те же грабли, что и в 1941-1942 г.г., когда японский Мицубиси A-6M "Зеро" чуть было не поставил их на грань поражения в войне на Тихом океане (Америку спасли полуслучайная победа при Мидуэе и, отчасти, трофейный экземпляр "Зеро", облетав который, американцы смогли обучить пилотов и оптимизировать новый истребитель Грумман F-6F "Хеллкэт" для борьбы с A-6M).
Страшный сон "Супер Хорнета" - новейший сверхманевренный истребитель поколения "4-плюс-плюс" Су-35С с ТРДД АЛ-41Ф1С с увеличенной тягой и поворотным (управляемым) вектором тяги (с официального сайта компании "Сухой", по клику - 3540 пикс.)
Автор попытался доказать (прежде всего - самому себе), что с учётом близкой полезной нагрузки и схожих ТТХ российских и американских УР "воздух-воздух" средней и малой дальности "Супер Хорнет" не соперник "Сухому-33" в воздушном бою один на один. Разговор об основном палубном самолёте ВМС США, возможно, будет продолжен.
Источники:
[1] А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", Интервестник, М., 2003.
[2] А. Фомин "Су-27. История истребителя", Основные характеристики самолётов семейства Су-27, Air Fleet
[3] А. Фомин "Су-35 готовится встать в строй", журнал "Взлёт", №8-9/2009.
[4] М. Никольский "Супер Хорнет", Авиация и космонавтика, №12/2011.
[5] F/A-18 Hornet strike fighter (http://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=1100&tid=1200&ct=1).
[6] Маневренные характеристики, Санкт-Петербургская Авиа Школа (http://lockon.spb.ru/man_char.html).
[7] ЛТХ самолётов F-4, F-14, A-4, A-6, A-7 взяты из авиационной энциклопедии "Уголок неба" (http://www.airwar.ru).
[8] В. Доценко "Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века", глава "Война в Персидском заливе", М-СПб, ACT-Terra Fantastica, 2001 (http://militera.lib.ru/h/dotsenko/11.html).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →