Александр Шишкин (navy_korabel) wrote,
Александр Шишкин
navy_korabel

Categories:

Программа кораблестроения до 2050 года как символ незрелости российской демократии. Часть 2

.
Окончание (начало - по ссылке)

Достойный пример для подражания

Пока российское правительство секретит всё подряд, а адмиралы стараются говорить так, чтобы ничего не сказать, по другую сторону океана, в стране с давними демократическими традициями, из года в год публикуются (становятся достоянием широкой общественности) подобные отчёты:


Слева - отчёт CRS, справа - CBO (полный текст документов в формате pdf - ссылка 1, ссылка 2)

В первом документе, подготовленном Исследовательской службой Конгресса США (Congressional Research Service - CRS) для членов и комитетов Конгресса, под названием "Структура ВМС и кораблестроительные программы: состояние и нерешённые вопросы", подробнейшим образом (по годам и по классам кораблей) представлены планы строительства американского военного флота на 30 лет вперёд (в США нет "программы до ...", там есть "программа на ...", срок окончания которой ежегодно переносится на один год вперёд - в первый раз она охватывала период 2007-2036 г.г., сейчас - 2015-2044 г.г.):



Сокращения: CVN - авианосцы, LSC (large surface combatants) - большие боевые надводные корабли (крейсера и эсминцы), SSC - малые БНК (фрегаты, "литоральные" и минно-тральные корабли), SSN - многоцелевые АПЛ, SSGN - ПЛАРК, SSBN - ПЛАРБ, AWS - десантные корабли, CLF (combat logistics force) - суда боевого обеспечения Командования морских перевозок, Supt (support ships) - прочие суда обеспечения, FY - финансовый год.


Кроме того, в отчёте CRS столь же дотошно расписан планируемый состав ВМС США на каждый год американской кораблестроительной тридцатилетки в сравнении с концепцией "флота в 306 вымпелов" (Navy's 306-ship goal), направленной на достижение и поддержание соответствующей численности корабельного состава (с 2005 по 2012 г. в планах ВМС фигурировало число 313):




Во втором документе, рождённом в недрах Бюджетного управления Конгресса (Congressional Budget Office - CBO), наибольший интерес представляют размещённые ниже суммарные данные (количество кораблей по классам и объём финансирования) по 30-летней программе кораблестроения, а также стоимость кораблей различных проектов (в том числе и перспективных) по оценке ВМС и CBO:







"Мы хотим восемь!"

Принцип открытости (публичности) военно-морского строительства в странах Западного мира (к которым некогда относилась и императорская Россия) зародился не вчера. Один из наиболее ярких эпизодов проявления "воли народа" в этой весьма специфической области общественных отношений в версии С. Балакина выглядит так:

"Столь бурных дебатов, какие разразились в стенах британского адмиралтейства в 1908 г., "владычица морей” не знала за всю свою многовековую историю. Кораблестроительная политика Англии подверглась ожесточенной критике со всех сторон: ее ругали и лидеры консервативной партии, и представители Морской лиги, и особенно яростно - молодой и энергичный министр торговли Уинстон Черчилль, вероятно, тогда еще не ведавший, что вскоре ему придется стать первым лордом адмиралтейства...

А причиной этой суматохи послужило утверждение одной из газет, будто бы Германия в строжайшей тайне один за другим закладывает корпуса новых линкоров, и к весне 1912 года флоты обеих ведущих морских держав сравняются по силе и будут состоять из 21 дредноута каждый... Острова "туманного Альбиона” охватила настоящая паника. Ещё бы,.. ставилось под сомнение трёхвековое господство Великобритании на морях! Оппозиция скандировала свой девиз, по-английски звучавший стихотворно: “Мы хотим восемь, мы не хотим ждать!” Это означало, что вместо четырёх линкоров, предусмотренных программой 1908 года, следовало заложить восемь. Правительство уступило давлению и действительно приняло решение строить восемь кораблей..." (Моделист-конструктор, №12/1994).

В оригинале слоган, якобы сочинённый членами британской Военно-морской лиги (The Navy League), звучит так: We want eight, and We won't wait! Лига в самом деле добивалась от правительства заказа ещё четырёх дредноутов, и, хотя её авторство в отношении знаменитой речёвки ставится под сомнение по причине отсутствия доказательств (ссылка 3), факт остаётся фактом - и более 100 лет назад, и сейчас решения о строительстве военного флота в демократическом обществе не принимались и не принимаются за закрытыми дверями - тайно и без огласки. Такой фокус там просто не пройдёт.


Чего боятся те, кто секретит ПВК-2050?

Приходят на ум три возможных причины, по которым власть скрывает информацию о вновь принятой кораблестроительной программе от тех граждан РФ, которые не избалованы соответствующей формой допуска:

1. Параноидальные опасения того, что опубликование ПВК-2050 вызовет пересмотр планов строительства флотов других морских держав и цепную реакцию гонки морских вооружений с единственной целью догнать и перегнать Россию, в результате чего в 2050 году РФ окажется не на втором месте в табеле о рангах (1-го нам не видать ни при каких обстоятельствах), а, скажем, на шестом - после США, Китая, Индии, Великобритании и Франции.

2. Сила привычки секретить всё, что надо и не надо, оставшаяся со времён СССР у тех руководящих работников, которые оттуда родом (других, чьё мировоззрение сформировалось уже в постсоветские времена, на высоких постах слишком мало).

3. Боязнь опозориться на весь мир в том случае, если ПВК-2050 с треском провалится (с учётом целой череды провалов, буквально преследовавших отечественный флот на протяжении всего XX века, исключать такую возможность, к сожалению, нельзя). Данная причина вкупе со второй представляются наиболее вероятными побудительными мотивами наших "сикретмейкеров".


В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что российская демократия со временем подтянется до уровня мировых стандартов, и мы сможем получать интересующую нас информацию в том детальном и респектабельном виде, в каком получают её американцы, англичане или французы. Для этого, правда, надо вначале обзавестись мало-мальски эффективным гражданским обществом, способным требовать (и получать) от власти то, что хочет и должен знать народ.
Tags: Программа кораблестроения до 2050 года
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments