?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Эсминцы пр. 956. Обзор технического состояния. Часть 2: "Беспокойный", "Безбоязненный", "Бурный"
navy_korabel
Продолжение (начало – по ссылке 1)

Судьба второй тройки 956-х сложилась иначе, чем у первой. Они уже очень давно не выходят в море, обслуживаются сокращёнными экипажами и имеют весьма туманные виды на будущее. Тем не менее, .на них по утрам поднимают флаг и гюйс,. делают приборку,. подновляют краску .и даже (по крайней мере, на одном из них) обучают и стажируют личный состав.. Это корабли технического резерва, из которого, если повезёт, можно вернуться в строй.


"620-й" и прочный швартовный канат как символ его сегодняшнего статуса (фото chistoprudov от 16.02.2012)


4. "Беспокойный"

Находится в техническом резерве 2-й категории в Балтийске главной базе (основном пункте базирования) БФ. Третий по "молодости" эсминец пр. 956 после "Адмирала Ушакова" и "Настойчивого" (23 года) передан ВМФ 28.12.1991, флаг поднят 29.02.1992. Долгое время наряду с "Настойчивым" был представительским кораблём Балтийского флота, в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран.

Весной 2004 г. во время очередного выхода в море эсминец потерял ход .и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего "Беспокойный" выходил в море в 2006 г. и, скорее всего крайний раз, в 2007 г. (в последнем случае с артиллерийскими стрельбами) (ссылка 2). По другим данным, крайний выход состоялся в 2009 г. (ссылка 3), однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными.

Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый" .(ссылка 2). .Есть предположение, что это было сделано в первой половине 2008 г. для того, чтобы флагманский корабль БФ, у которого вышла из строя ГЭУ, смог совершить запланированный июльский поход по странам Европы. Это событие определило судьбу "Беспокойного" на долгие годы вперёд.


"Беспокойный" в Балтийске, 26.01.2008 – возможно, ещё на ходу (фото И. Михайлова с navsource.narod.ru, 3050 пикс.)

В течение 2012-2013 г.г. в СМИ неоднократно затрагивалась тема о скором ВТГ и даже модернизации корабля, причём в некоторых публикациях о начале работ говорилось, как о свершившемся факте: "Ремонт проводится по всем направлениям, начиная от штурманского и электромеханического оборудования и заканчивая ракетно-артиллерийским вооружением и средствами связи... Надеемся, что уже к 2015 году эсминец "Беспокойный" будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к боевым кораблям Военно-Морского Флота" (ссылка 4).

В настоящее время "Беспокойный" исполняет обязанности стационарного учебного корабля, подготавливая кадры для других, более современных и удачливых,  кораблей БФ. Проиллюстрировать это можно на примере командира группы радиоэлектронной борьбы эсминца, .которого время от времени .прикомандировывают для повышения квалификации на какой-либо ходовой корабль (в частности, на корвет "Бойкий"). На "Беспокойном" же его основные обязанности заключаются в руководстве процессом подготовки личного состава для корабельных служб РЭБ Балтийского флота (ссылка 5).

5. "Безбоязненный"

Находится в техническом резерве 2-й категории в Фокино одном из пунктов базирования ТОФ (бухта Абрек залива Стрелок). Эсминцу 24 года. .передан ВМФ 28.11.1990, флаг поднят 23.12.1990. Прослужив всего 8,5 лет, в середине 1999 г. (скорее всего, в июне) был выведен в резерв из-за плохого технического состояния котлов и поставлен на прикол во Владивостоке в ожидании среднего ремонта (Ю. Апальков). В 2002-2003 г.г. "Безбоязненный" стоял в Абреке (ссылка 6, ссылка 7).


"Безбоязненный" (б/н 754) у 1-го пирса в Фокино (фото без даты от пытливый808 с forums.airbase.ru). Рядом с ним однотипные "Боевой" и "Быстрый", позади БДК пр. 1174 "Александр Николаев", исключённый из соства ВМФ 18.12.2006

Судя по имеющимся фотографиям (ссылка 8), по крайней мере с 02.10.2004 по 21.09.2005 корабль пытались ремонтировать в Дальзаводе, затем отбуксировали обратно в Фокино, где он был замечен 18.07.2007 (ссылка 9). Есть сведения, что в конце октября 2010 г. было решено продолжить ремонт эсминца в расположенном поблизости 30-м СРЗ (пгт Дунай, зал. Стрелок) (ссылка 10). По некоторым данным, в безрезультатных попытках вернуть корабль в строй поучаствовал даже "лодочный" ДВЗ "Звезда" (ссылка 11). Как бы то ни было, "Безбоязненный" до сих пор стоит без хода у 1-го пирса в бухте Абрек.

6. "Бурный"

Находится в ремонте в ЦС "Дальзавод" (Владивосток). Самый старый из 956-х, числящихся в составе ВМФ (26 лет) передан флоту 30.09.1988, флаг поднят 16.10.1988. В 2003 г. прошёл ВТГ в "Дальзаводе" (04.08.2003 был там вместе с "Быстрым" ссылка 12),. в апреле 2004 г. .в ходе учения ТОФ произвёл пуск ПКР (ссылка 13),. а 18-25.08.2005 принял участие в российско-китайском учении "Мирная миссия" (Peace Mission 2005) вместе с "Шапошниковым" и "Пересветом" (ссылка 14).


Эсминец "Бурный" в "Дальзаводе", 24.10.2014 (фото Alex omen с ru.wikipedia.org, по клику 2000 пикс.)

Принято считать, что "Бурный" стал в затянувшийся ремонт в "Дальзаводе" в 2005 г., т. е. вскоре после "Мирной миссии", однако каких-либо официальных (или фото-) подтверждений этому найти не удалось.. Известно только (со слов исполнительного директора предприятия), что работы на корабле начались в сентябре 2007 г. (ссылка 15). С тех пор эсминец стал своеобразной архитектурной достопримечательностью завода.

Про забытый Богом корабль вспомнили только в феврале 2013 г., когда петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с "Бурного" деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить на "Дальзавод" до конца года (ссылка 16). 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки корабля и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца (ссылка 17).

В 2014 г. было не до "Бурного". О ходе работ на нём можно судить по внешнему виду корабля, который за год (с 20.09.2013 по 17.10.2014). совершенно не изменился .(см. фото в конце записи).. Что касается ремонта ГЭУ,. то лучше послушать очевидца (с авторскими правками): ."До декабря 2013 года работал на Киров-Энергомаше, который в советское время сделал 674 машины для "Сарычей" (пр. 956). Руководство Кировского завода ликвидировало лопаточное производство (без него, считай, нет турбины) и сборочно-сварочный цех. Энергомаш совсем плох: в цехах всего три станка с ЧПУ, а остальные - жуткий хлам. Я видел турбину с "Бурного". Разобрать-то разобрали, но не соберут никогда, это факт. Людей на заводе, которые помнят, как это делается, не осталось. За последние 20 лет Кировский завод не изготовил ни одной турбины" (ссылка 18).

Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние,. а лишь для понимания первопричин 10-летнего долгостроя и возможности его завершения в ближайшем обозримом будущем. Вопрос касается не только "Бурного", но также "Беспокойного" и "Безбоязненного" рассмотреть его планируется в 4-й части настоящего обзора.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips.info (ссылка 19).

Другие фото:


"Беспокойный" и "Настойчивый" в Балтийске, 08.10.2014 (фрагмент фото Drakon 64 с forums.airbase.ru, по клику 2690 пикс.) При увеличении ."Беспокойный". выглядит вполне прилично. .выкрашен, с новеньким гюйсом, все антенные посты на месте


Эсминец "Беспокойный" с младшим братом корветом "Сообразительный", 16.02.2012 (фото mannaz с newkaliningrad.ru)


"Безбоязненный" и "Боевой", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums.airbase.ru) самый свежий снимок, который удалось найти. Даже из-за дерева хорошо видно главное – гюйс (корабль – в составе ВМФ) и свежевыкрашенный борт 754-го


"Безбоязненный" до "ремонта", Фокино (7-й пирс), май 2003 г. (фото Bull с fleetphoto.ru)


"Безбоязненный" во время "ремонта" в "Дальзаводе", 02.10.2004 (фото Amur73 с forums.airbase.ru via navsource.narod.ru)


"Безбоязненный" после "ремонта", Фокино (7-й пирс), 18.07.2007 (фото Mehanoid с forums.airbase.ru). Позади БАРЗК "Урал"


"Безбоязненный" буксируют в 30-й СРЗ (Дунай), ориентировочно октябрь 2010 г. (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)


"Бурный" в "Дальзаводе", 17.10.2014 (фото VitTE с forums.airbase.ru, по клику 2240 пикс.)


"Бурный" в "Дальзаводе" примерно годом раньше 20.09.2013 (фото Vitaliсus с fotki.yandex.ru). Найдите 12 различий :)


"Бурный" с эсминцем ВМФ НОАК "Гуанчжоу" (тип 052B, 6500 т полн.) на учении Peace Mission 2005 в Жёлтом море, 23.08.2005 (фото с navsource.narod.ru, источник: fyjs.cn) . один из крайних выходов "Бурного" в море (будем надеяться, что не последних)


  • 1
Интересно, почему никто никогда не задет вопросы Шойгу, Борисову, Рагозину по 956?

Думаю, что задают (не на камеру), но их "бездействие" можно понять - слишком большое и проблемное у них хозяйство. Крайний публичный вопрос на эту тему (из известных мне) был задан Шлемову - начальнику гособоронзаказа ОСК. Я его процитирую позже.

956-е.... Жемчужина флота. Смотришь на все это.... И думаешь.... Что в свое время "ВСЕ ЭТО" характеризовалось одним словом ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Да, КТУ - слабое место этих кораблей. Но их модернизация должна быть приоритетом.
Кстати, автор. А что у нас с "Безупречным"? Я читал про беднягу. Но может у вас чего-нибудь новенькое есть?

У меня тоже болит душа за эти корабли - иначе не стал бы затрагивать тему, но в приоритете сейчас стратегические ядерные силы (955), ВТГ беспроблемных ходоков (1144, 1164, 1155) и строительство кораблей 4-го поколения. И это, наверное, правильно.

По имеющимся данным, "Безупречный" был исключён из состава флота 20.07.2001 - http://russianships.info/boevye/956.htm.

Спасибо вам за подробные и интересные статьи.
Добавил журнал в "избранное".

Пожалуйста. Благодарю за оказанную честь :)

Спасибо большое
наконец то узнал судьбу родного корабля
754 мой

Пожалуйста. К сожалению, вся биография Вашего корабля после 1999 г. уместилась в два коротких абзаца. Однако точка в ней ещё не поставлена :)

про кэпа "Беспокойного" лет десять назад много забавных шуток ходило в базе ))

Расскажите самую забавную.

А можно поставить в них те "движки", что поставили в китайские 956?

Edited at 2015-04-16 10:30 am (UTC)

А разве на китайских другие движки? По имеющимся данным - те же ГТЗА-674 и котлы КВГ-3.

Тут дело в другом: "Опыт эксплуатации ГЭУ эскадренных миноносцев проектов 956Э и 956ЭМ ВМС Китая показывает, что применение перспективной системы мокрого бескислородного хранения котлов КВГ-3... а также чёткое выполнение инструкций по эксплуатации и хранению КТЭУ опровергают тезис "об ускоренном исчерпании ресурса поверхностей нагрева высоконапорных котлов при эксплуатации КТЭУ" - http://old.nationaldefense.ru/1437/1440/index.shtml?id=6254.


спасибо большое за обзор.
будет такой же обзор по АПЛ 949А?

Пожалуйста. Чтобы начать новый обзор, мне надо закончить этот :) К тому же, про тихоокеанских "Антеев" я недавно писал, а по северным и так всё ясно. Поживём - увидим.

а как у китайцев дела с эксплуатацией пр. 956Э/956ЭМ дела обстоят?
Че-та мне особых нареканий не попадалось... Хотя китайский флот - вещь изрядно в себе...

спасибо за интересный обзор! Жалко конечно Сарычей, но согласен с Вами - сейчас приоритетом является скорейшее строительство новых кораблей.

Обзор ещё не закончен, благодарить рано :) Жалеть "Сарычей" - возможно, тоже (по крайней мере, этих троих).

ну это перебор

Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен – по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый" .(ссылка 2).

по ссылке пользователь вк сообщает нам: "с Беса сняли внутренние органы приказ ком дива", и то непонятно в состоянии ли источник отличить органы от главного двигателя, тем более термины не стандартные.

Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние,. а лишь для понимания первопричин 10-летнего

Для понимания это вредное изложение, только запутывает. Конечно "весело" читать комментарии, как у Никольского:

# Владимир Д 26.02.2010
служил в 2004-2005 на "Быстром" ст.комендором 130-ки.Простоял он на ремонте почти весь 05 год-поменяли котлы,а когда на учения в Китай пришлось идти "Бурному" эти же новые котлы у нас вырезали чтоб поставить их на"Бурный".Тот ещё был"ремонт"...

0 # Александр D 13.07.2010
служил на Безбоязненном 2006-2008, БЧ-5, ДЖ. Авария каждые месяца два, по уши в мазуте и пр. Рядом Боевой стоял, в его глубинах четыре дагестанца и ещё пара калек или зеков. Раза два его кренило аж палубы видно не было с нашей стороны. А быстрый ещё выходил иногда. Выйдет, генератор спалит, вернётся. Борт ему режут, новый ставят.
...а почитаешь историю годов 80х- ОБЗАВИДУЕШЬСЯ!! Обидно, ..ля...

Но даже простой факт чекинг, фактологию (20 лет ни одной турбины) снимает. Например: http://sudact.ru/arbitral/doc/b0MXAwbfDLHv/

Edited at 2015-04-18 07:54 am (UTC)

В обсуждении на ВК сказано конкретно: "с него ТУРБИНЫ переставили на "Настойчивый". Цитату по "Киров-Энергомашу" с Морского форума Авиабазы на самом форуме никто особо не критиковал, а разбираться с судебными исками нет ни сил, ни времени. Поправлю: комментарии, которые Вы привели - не от Никольского, а от Покровского.

Анти-Стелс по-русски. Эсминец "Быстрый" проекта 956 прохо

Пользователь pulemjotov сослался на вашу запись в своей записи «Анти-Стелс по-русски. Эсминец "Быстрый" проекта 956 проходит под новым владивостокским мостом» в контексте: [...] высоконапорных котлов при эксплуатации КТЭУ" http://navy-korabel.livejournal.com/90561.html [...]

  • 1