?

Log in

No account? Create an account

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

Previous Entry Share Flag Next Entry
Классификация боевых кораблей ВМФ РФ
navy_korabel
.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота (2001): "Корабли и суда Военно-Морского Флота в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы, а классы, исходя из специализации, водоизмещения, типа энергетической установки и принципов движения - на подклассы.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги. В ВМФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота" (продолжение под катом).





К сожалению, названного Руководство по классификации нет в свободном доступе, что является одним из примеров необоснованного применения на практике Закона о государственной тайне №5485-1 от 21.07.1993 в части отнесения тех или иных сведений к соответствующему разряду. В отсутствие основного руководящего документа воспользуемся четырёхтомным справочником Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", изданным в 2002-2007 г.г. – на закате короткого (10-летнего) либерального периода "открытости и прозрачности" в отношении публикаций по оборонной тематике.

В фундаментальном, не имеющем аналогов труде Ю. Апалькова приводится классификация, принятая в 1990 г., т. е. относящаяся ещё к ВМФ СССР. Однако, судя по сообщениям пресс-службы Минобороны РФ (терминологию СМИ вряд ли стоит воспринимать всерьёз), в ней мало что изменилось. Изменения касаются главным образом исключения из состава флота кораблей, представлявших несуществующие ныне подклассы: противолодочных и артиллерийских крейсеров, эсминцев 2-го ранга, средних десантных кораблей и некоторых других.

Кроме того, в новую редакцию Руководства по классификации, скорее всего, добавлен класс многоцелевых кораблей с подклассами "фрегат" и "корвет" (в перспективе – "эскадренный миноносец" или "крейсер"), а также подкласс "десантный вертолётный корабль-док", о чём можно судить по фотографиям закладных досок, приведённым ниже. Некоторая неясность остаётся относительно пр. 955 и 885, которые на закладных досках именуются просто "атомными подводными крейсерами".









Фото: 1) Владимира Ханова с сайта АСЗ; 2) от Черномор с forums.airbase.ru; 3) Алексея Акентьева; 4) с сайта Минобороны РФ


  • 1
ПЛАБ в таблице пр. 945 потерялись.

Нашлись. Спасибо за поправку.

Кстати, а чем отличается "Сторожевой корабль" от "Фрегата"?

СКР пр. 1135 - противолодочный корабль (главный калибр - УРК "Раструб"), фрегат пр. 22350 - многоцелевой. Между 11356 и 22350 функциональных отличий практически нет. Скорее всего, 11356 отнесли к СКР, чтобы подчеркнуть факт перехода к новой классификации начиная с 22350 - первого корабля дальней морской зоны 4-го поколения.

Кто?

Я не согласен. 4500 т полн. маловато будет. К тому же, фрегат по определению не может быть кораблём 1 ранга.

Быть может, кроме той классификации, которая принята в ВМФ России, имеет смысл привести некую общую классификацию.
К примеру, есть вариант классификации кораблей, катеров и вспомогательных судов, который изложен в справочнике "Военные флоты мира".

Никольский В.И., Новичков Н.Н. Руководитель авторского коллектива доктор С. Пиллей. Военные флоты мира. 2009-2010гг. Справочник. М.:АНО "Информационное агентство АРМС-ТАСС", 2009. - 1097с. ISBN 978-5-98384-014-2.

На мой взгляд, было бы целесообразно поместить корабли разных стран в некую единую классификационную систему. Так было бы проще сравнивать боевые возможности разных флотов.

В таблице есть графа Hull class - это международная классификация, которая используется, в частности, в Jane's Fighting Ships и Military Balance.

Извините. А по тоннажу можно колонку добавить или мой вопрос совсем некорректен? И где современные? Спасибо. Очень внятная классификация.

Пожалуйста. Класса многоцелевых кораблей раньше не было - это и есть современные. Переделать таблицу сейчас нет возможности. Водоизмещение строевых кораблей здесь - http://navy-korabel.livejournal.com/124738.html.

Какая-то мешанина из собственных традиций и НАТОвских стандартов. Эсминцы два раза поминаются, а чем СКР от фрегата отличается?

У нас сейчас "пересменка" − специализированные классы ракетно-артиллерийских и противолодочных кораблей уходят в прошлое, уступая место многоцелевым кораблям. Поэтому (временно) эсминцы и там, и там. Про сторожевики и фрегаты уже был вопрос (выше) − http://navy-korabel.livejournal.com/98354.html?thread=1211954#t1211954.

Есть несколько точек зрения о классификации кораблей и дальнейшего развития флота, интересно ваше мнение по поводу следующего:
1) проект Лидер было бы правильно относить к классу Крейсер.
2) проект 20380/5 избыточен по вооружению для ближней морской зоны и судьбу проекта ждёт 3 и 4 пункт:
3) идеальный корабль бмз - 11661 с усиленной АУ и ангаром для вертолета
4) судьба 20380 в этом случае это увеличение водоизмещения до 3-4к, немного добавить вооружения и сделат корабль ДМЗ - фрегат
5) 22350 достройка того что заложено как есть и дальнейшее продолжение проекта с доведением ви до 6-7к добавить вооружение и это ЭМ.
Это компиляция различных статей с простора интернета. Кое что совпадает с моим мнением. Что вы можете сказать об этом?

1) я не против;
2) 20380 прекрасно подходит для БМЗ, заменяя два подкласса - МРК и МПК;
3) 11661 - корабль 3 поколения (вчерашний день), с вертолётом и А-190 он станет тяжелее 20380 - какой смысл?;
4-5) не понимаю, зачем из корвета делать фрегат, а из фрегата эсминец? 22350 на сегодняшний и на завтрашний день достаточно хорош, надо лишь наладить серийное производство; 6-7 тыс. тонн для эсминца уже мало.

А где эти? Мудрый и Неустрашимый?

Ляп. С кем не бывает)
Спасибо.
Если не забуду, исправлю.

  • 1